- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по обучению грамоте на тему Буквы Ё, ё
Урок по обучению грамоте на тему Буквы Ё, ё
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Андриянова М.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Новодмитриевская СОШ
Урок обучения грамоте .
Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.
Учитель: Андриянова М.В.
Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Этапы урока
Содержание
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Включение в учебную деятельность
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
4. Применение нового знания.
5. Подведение итогов урока.
Рефлексия урока.
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. - Вспомним, с помощью чего мы общаемся?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова? - Из чего состоят слова? - Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки?
- Какими бывают согласные звуки?
- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? - Какие друзьями мягких согласных? Почему? - Какие буквы мы называем хитрыми? - Почему?
-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?
- Тогда проведём небольшое исследование. - Назовите, что изображено на картинках. - Найдите одно слово, исключив два лишних.
- Знакомство со звуками [й'], [о].
- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? - Какую цель поставим на уроке?
- Какая тема нашего урока? 2.Знакомство с буквами Ё, ё. - Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву. - Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).
- На что похожа буква? - Ё - не Е, взгляните сами: Буква с точками-глазами. А снимите точки с Ё - Превратите в Е её.
Е и Ё - родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки.
- Буква Е передохнула, И тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула - Получилась буква Ё.
- Физкультминутка «Ёжик»
- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 29 ноября.
- В городе Ульяновске создан памятник букве ё.
Поговорить об этом подробнее мы можем на внеурочном занятии. - Ребята, найдите букву «Ё» в нашем городе Алфавитенске. Рядом с какими буквами живет?- - Напротив какой буквы? - Почему?
- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук. А что обозначает зеленый уголок?
- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить
- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. - А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой. 4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.
- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. (Чтение слогов в учебнике хором ) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог. (В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками). - Что интересного заметили? - Знак ударения над этой буквой не ставится! -Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
- Прочитаем текст по цепочке. - Где были ребята? - Что они услышали? Кто это был? - Кто напал на ёжика?
- Что случилось с Жучкой? - Придумаем название к тексту.
- В каких словах встретилась нам буква ё? - В каких словах буква ё обозначает два звука?
5.Физкультминутка «Ёлочки» 6. Продолжение работы по теме урока.
- Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? - Что означает слово съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся? - Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? - А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают). - Кого она вам напоминает?
- Вот почему люди так говорят.
- Ёж есть лесной, а есть...
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка - дом его родной. Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт. - Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его. Под еж жил елкой
- А чем ёлка похожа на ёжика?
- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы: Он хочет узнать ,что нового вы узнали на уроке? - В каких случаях буква ё обозначает два звука?
- В каких случаях буква ё обозначает один звук? - А ещё он предлагает выполнить домашнее задание по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё. - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. - А чем же мы порадуем ёлочку? - Впереди нас ждет весёлый волшебный праздник - Новый год. Все: и взрослые, и дети - любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками. Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно - шар синего цвета, если что-то не понравилось - жёлтого, если вам было скучно - красного. Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы! -Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.
Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду.
- Мы общаемся с помощью речи.
- Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Слова делятся на слоги.
Слова состоят из звуков.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.
- А О У ы
И Е Я
Е Я
- В начале слова и после гласной обозначают два звука.
-Да
- черника, малина, ёжик.
-Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.
- Ё - жик
- Два
- Ё
- жик
[й' о]
- [й о]
Два
[й]
[о]
Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог - это слияние, во втором слоге - слияние с примыкающим к нему согласным звуком.
[й'], [о]
- Одна
- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме
- Буква, обозначающая два звука
(Ответы детей)
Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что «ё» обозначает один звук после мягкого согласного звука.
- с гласными, с друзьями мягких согласных.
- О
- В букве Ё тоже есть звук [о].
Хитрая буква
Чтение правила в учебнике с31-Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.
- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…
- Буква Ё всегда ударная.
- Дети ходили в лес.
- Ребята были в лесу.
- Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.
- На ёжика напала Жучка.
- Жучка наколола нос и убежала.
- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».
- Ёлочки, ёжик, ёжика.
- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.
- Нет.
- Когда холодно, страшно.
(Дети показывают)
(Ёжик так делает от страха или холода).
- Морской
- Нужно составить предложение.
Под ёлкой жил ёж. (Ёж жил под ёлкой)
- У ёлки и у ёжика есть иголки.
- Эти слова начинаются с буквы ё.
- Когда она стоит в начале слова и после гласной.
- После мягкого согласного.
- Украсим
Дети выбирают шарик, показывают.
Личностные УУД
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Познавательные УУД
Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Формирование умения представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
-
Формировать умение слушать и понимать других;
-
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
-
Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Формирование умения классифицировать по признакам.
Познавательные УУД
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные УУД
Звуковая структура слова.
Познавательные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД
Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?
Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.