Урок по обучению грамоте на тему Буквы Ё, ё

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Новодмитриевская СОШ

Урок обучения грамоте .

Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.







Учитель: Андриянова М.В.

Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Включение в учебную деятельность



2. Актуализация знаний











3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

































4. Применение нового знания.























5. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.




Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. - Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На что делятся слова? - Из чего состоят слова? - Какие бывают звуки?

- Какими бывают гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?



- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? - Какие друзьями мягких согласных? Почему? - Какие буквы мы называем хитрыми? - Почему?



-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

- Тогда проведём небольшое исследование. - Назовите, что изображено на картинках. - Найдите одно слово, исключив два лишних.



  1. Знакомство со звуками [й'], [о].
- Произнесите слово по слогам. - Сколько слогов в слове ёжик? - Какой слог первый? - Какой второй? -Произнесите несколько раз первый слог. - Какие звуки слышите? - Сколько их? - Какой первый? - Какой второй? - Составим схему слова ёжик.









- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? - Какую цель поставим на уроке?



- Какая тема нашего урока? 2.Знакомство с буквами Ё, ё. - Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву. - Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

- На что похожа буква? - Ё - не Е, взгляните сами: Буква с точками-глазами. А снимите точки с Ё - Превратите в Е её.

Е и Ё - родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки.



- Буква Е передохнула, И тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула - Получилась буква Ё.
  1. Физкультминутка «Ёжик»
- Вместе с ёжиком немножко отдохнём. - Как вы думаете, куда спешил ёжик? - Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения? А на день рождения принято ходить с подарками. Ёжик тоже приготовил подарок. В горшочке у него мёд. Проведем звуковой анализ солова «мёд» Слышим [мот] .Составим схему. Вывод: если в начале согласный звук слышится мягко, и за ним при этом следует звук [o], следовательно пишем букву ё.

- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 29 ноября.

- В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

Поговорить об этом подробнее мы можем на внеурочном занятии. - Ребята, найдите букву «Ё» в нашем городе Алфавитенске. Рядом с какими буквами живет?- - Напротив какой буквы? - Почему?



- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук. А что обозначает зеленый уголок?

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить













- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. - А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой. 4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. (Чтение слогов в учебнике хором ) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог. (В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками). - Что интересного заметили? - Знак ударения над этой буквой не ставится! -Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке. - Где были ребята? - Что они услышали? Кто это был? - Кто напал на ёжика?

- Что случилось с Жучкой? - Придумаем название к тексту.





- В каких словах встретилась нам буква ё? - В каких словах буква ё обозначает два звука?





5.Физкультминутка «Ёлочки» 6. Продолжение работы по теме урока.

- Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? - Что означает слово съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся? - Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? - А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают). - Кого она вам напоминает?

- Вот почему люди так говорят.



- Ёж есть лесной, а есть...

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка - дом его родной. Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт. - Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его. Под еж жил елкой

- А чем ёлка похожа на ёжика?







- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы: Он хочет узнать ,что нового вы узнали на уроке? - В каких случаях буква ё обозначает два звука?

- В каких случаях буква ё обозначает один звук? - А ещё он предлагает выполнить домашнее задание по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё. - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. - А чем же мы порадуем ёлочку? - Впереди нас ждет весёлый волшебный праздник - Новый год. Все: и взрослые, и дети - любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками. Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно - шар синего цвета, если что-то не понравилось - жёлтого, если вам было скучно - красного. Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы! -Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.

























Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду.

- Мы общаемся с помощью речи.

- Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова делятся на слоги.

Слова состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.

- А О У ы

И Е Я

Е Я

- В начале слова и после гласной обозначают два звука.

-Да

- черника, малина, ёжик.

-Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

- Ё - жик

- Два

- Ё

- жик

[й' о]

- [й о]

Два

[й]

[о]

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог - это слияние, во втором слоге - слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[й'], [о]

- Одна

- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме

- Буква, обозначающая два звука

(Ответы детей)







Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что «ё» обозначает один звук после мягкого согласного звука.

- с гласными, с друзьями мягких согласных.

- О

- В букве Ё тоже есть звук [о].

Хитрая буква

Чтение правила в учебнике с31-Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…





- Буква Ё всегда ударная.

- Дети ходили в лес.

- Ребята были в лесу.

- Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- На ёжика напала Жучка.

- Жучка наколола нос и убежала.

- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.



- Нет.

- Когда холодно, страшно.

(Дети показывают)

(Ёжик так делает от страха или холода).

- Морской





- Нужно составить предложение.

Под ёлкой жил ёж. (Ёж жил под ёлкой)

- У ёлки и у ёжика есть иголки.

- Эти слова начинаются с буквы ё.



- Когда она стоит в начале слова и после гласной.

- После мягкого согласного.

- Украсим

Дети выбирают шарик, показывают.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.



Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;

  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.



Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.









Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.









Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.











Познавательные УУД

Звуковая структура слова.



Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.



Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.





Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.







Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.



Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.



© 2010-2022