- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения во 2 классе по теме Скороговорки
Урок литературного чтения во 2 классе по теме Скороговорки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова Н.И. |
Дата | 14.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока чтения во 2 классе
Тема: «Скороговорки.»
Цель: знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.
Задачи:
- познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;
- создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
- создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
- создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Мотивация к работе, правильной посадке. (2 мин) Слайд 1 -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь за парты. -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
II. Актуализация полученных ранее знаний. Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. (10 мин) -Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе). -Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его, определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой целью был создан этот жанр. ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ. Докажите свою точку зрения. (ученики работают в группах, затем представляют свой ответ , параллельно записи выводятся на экран) Слайд 2-7
Оцените свою работу в группе. Слайд 8 + я внес большой вклад в работу группы; √ я внес вклад в работу группы; - у меня не получилось сотрудничество.
-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это жанры фольклора, устное народное творчество)
Слайд 9
II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми. (3 мин) -Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране. Слайд 10
«ВСЕХ СКОРОГОВОРОК
НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ
И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ» -Итак, о каком жанре пойдет речь? (скороговорка) Слайд 11 (вопросы выходят по щелчку) -Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров) Молодцы!
Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.
Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра.
Помогать нам будет наш учебник.
В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.
Я предложу вам интересное творческое задание.
И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!
III.Открытие нового знания. (20 мин)
- Выяснение значения слова скороговорка. (5 мин)
Итак, что нам говорят словари? Слайд 12 СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая речь. 2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая, торопливая речь.
2. Шуточный жанр народного творчества - фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства.
А какую информацию вы нашли с помощью сети интернет? Слайд 13 Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки - это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки. Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Слайд 15 Оцените свою работу: + Я узнал значение слова;
√ Я не совсем разобрался со значением слова;
- Я пока не могу сказать что такое скороговорка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ДРОВА)
(1 мин)
2. Выяснение цели жанра. (5 мин) -Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро говорить) -Откройте содержание учебника и найдите название раздела в котором могут содержаться скороговорки. (Читаем быстро) -На какой странице учебника авторы предлагают нам работу со скороговорками? (с. 143) -Откройте с.143, прочитайте сведения, подготовленные для вас авторами учебника. (Для того чтобы научиться говорить быстро и чётко, люди придумали много скороговорок. Читай их так:......) -Для чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко) -А для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и красивой) -Какова же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи). 3. Чтение скороговорок. (5 мин) -Переходим к чтению скороговорок. Слайд 16 (способ чтения выходит по щелчку) -Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? (3 раза) -Как читаем первый раз? -Как читать второй раз? -Каким должно быть третье чтение? -Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз - у каждого свой. (троекратное чтение)
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
-Что значит тараторить? -Кого называют тараторкой? -Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка? -В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?
-Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд - 2 скороговорка (с.143) 2 ряд - 3 скороговорка (с.143) 3 ряд - 1 скороговорка (с.144) -Произнесите скороговорку своему соседу. -У кого получилось произнести без ошибок? -Кто готов произнести свою скороговорку вслух?
4. Работа в группах. (5 мин) -Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе. -Договоритесь, кто будет читать первым. -Задача группы - выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.
Слайд 17 Оцените свои умения произносить скороговорку.
+ я научился говорить скороговорки; √ у меня бывают ошибки; - я пока не смог проговорить скороговорку.
5. Выявление особенностей скороговорки. (5 мин) -Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки. -Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? (1-2) -Как вы думаете, почему? (трудно запомнить и произнести) Мы определили первую особенность жанра: Краткость (1, 2 предложения) -Легко ли произносить скороговорки? -Почему? (путаются звуки, не слушается язык) И это второй признак: Трудность произношения -В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова) -И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить -Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?
-Итак, назовите все признаки скороговорки. -Молодцы.
Слайд 18 Оцените свою работу по выявлению признаков жанра: + я сумел увидеть все признаки скороговорки; √ у меня возникали небольшие затруднения; - я пока не смог найти признаки скороговорки.
IV. Творческое задание. А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её. Помните о соблюдении признаков жанра. Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки.
Итог. Рефлексия -Обратимся к нашему плану. -Какие виды работ мы планировали? -Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания. -Какая работа показалась самой интересной? -Что вызвало затруднения? -Что вы теперь знаете о скороговорках? -Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?
Это значит, что вы успешные ученики.
-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке) -Для чего это нужно? -Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.
Слайд 19 Запишите домашнее задание: с. 145-146 учебника, поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку; поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти.