«Родственные и однокоренные слова» 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Родственные и однокоренные слова» 2 класс« Родственные и однокоренные слова» 2 класс

Разработка открытого урока

по русскому языку


Тема:

« Родственные и однокоренные слова».


2 «А» класс

Учитель: Большакова Елена Викторовна




2013-1014 уч. год

Кyнi /Дата/ Date: 30.11.2013

Сынып /Класс/ Class: 2 «А»

ПӘн /Предмет/ Subject: Русский язык.

Тақырып /Тема/ Theme: « Родственные и однокоренные слова».

Сабақтын мақсаты /Цели урока/ The lesson's aims:

продолжить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Задачи:

1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

2.Формировать учебные действия: умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, ставить и решать учебные задачи. Обогащать словарный запас учеников. Совершенствовать навыки каллиграфии.

3.Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность. Көрнекiлiк /Оборудование/ Equipment: опорные слова, карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты), домики с однокоренными словами, деревья для фронтальной работы, листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы, карточки с тестовыми заданиями.

Сабақтын парасы /Ход урока/ The lesson's going:

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2.Минутка чистописания.

Запись на доске.

Білімге дүние жарық, білімсіздің күні кәріп.

Для ученного мир светел, для неуча мир тёмен.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (для человека грамотного и умного мир наполнен светом, знаниями, а для неуча, неграмотного человека мир кажется тёмным, мрачным, неинтересным.)

- Какие однокоренные слова вы встретили в этой пословице?

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в зимний лес Казахстана.

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?

В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

3. Словарная работа.

Вставь пропущенные буквы: коньки, сапоги, помидор, огурец, картофель, заяц, пенал, собака, корова, карандаши, орех, одежда, медведь.

Проверка написанного.

4. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились на прошлом уроке.

-родственные слова

-однокоренные слова


- Что такое корень?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Ребята, сегодня у нас второй урок, посвящённый этой теме, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (Будем находить однокоренные слова и определять корень).

5. Работа по теме урока.

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали разные животные. Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лисонька, лист, лисий.


2 ряд - - лос-

Лось, лосёнок, лосиха, лосось.


3 ряд - - вод -

Собака, собрание, собачонка, собачий.


- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из животных перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

А как вы думаете, какое из этих слов лишнее?

б) Самостоятельная работа.

- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 325 из учебника на странице 120. (1 учащийся работает за доской)

- А трое ребят будут работать по индивидуальным карточкам из разноцветных конвертов.

Карточка: дом, домашний, домовой, домище, бездомный, домовитый, домик.

Проверяем выполненное задание.

ФИЗМИНУТКА. (проводят учащиеся)

в) Фронтальная работа (по рядам).

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями, а вы - листочки с этих деревьев (на доске перемешанные листики со словами). Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов, выделить корень.

1 группа слов - дуб -

Дуб, дубок, дубовый, дубочек.


2 группа слов - берёз -

Берёза, подберёзовик, берёзовый, берёзка.


3 группа слов - осин -

Осина, осинка, подосиновик, осиночка.

- Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились! Запись однокоренных слов через запятую с выделением корня каждого слова.

Вот мы с вами и записали названия деревьев, растущих в лесах нашей Родины.

Ребята, а кто в лесу помогает деревьям не болеть и избавляться от вредных насекомых? (дятел)

Сегодня с нами в лесу захотел встретиться дятел Тук, который является санитаром леса, в который мы сегодня пришли.

Он приготовил для вас лесные загадки (конверты с заданиями), он хочет познакомить вас ещё с несколькими жителями своего леса. К отгадке нужно подобрать однокоренные слова.

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть -

Надо грибы

Для зимы собирать. (Белка)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы? (Заяц)

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Ребята, все эти животные живут в лесах.

Зимой лес только кажется необитаемым, но на самом деле он полон жизни.

Зимой холод, снег и короткие дни препятствуют росту и цветению трав и кустарников.

Некоторые животные готовят свои норы, вырытые в земле или устроенные в естественных углублениях (дуплах, пещерах), чтобы впасть в длительный сон (спячку), который продлится все зимние месяцы, прерываясь лишь краткими пробуждениями. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за летом, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение теплого времени года, который позволяет им пережить долгую зиму. Есть в лесу и такие обитатели, которые никуда не уходят из обжитых мест и не впадают в спячку: они отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега.

Многие звери наполняют свои норы желудями и другими съестными запасами.

7. Проверочное тест-задание.

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Носик, нос, носок

Пёс, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте мне тогда!

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.

1) 1, 2, 3.

2) 1, 2, 3.

3) 1, 2, 3.

4) 1, 2, 3.

5) 1, 2, 3.

6) 1, 2, 3.

7) 1, 2, 3 .

- Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

** Игра «Третье - лишнее»:

- гореть, гора, горелый

- горе, горевать, горка

- морщины, море, морской

- боль, большой, больница

- вода, водить, проводник

- горы, горевать, горный

- белка, белить, побелка

- пар, париться, парковка

** Устное задание: Образуй однокоренные слова от слова сад и назови корень.

8.Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выучить правило на стр 118 и выполнить задание ( стр. 121 упр.№ 329) - определить, какие слова будут являться однокоренными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

9. Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания.

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? ( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

  • А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть родственные слова).

  • Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнем урок опять.

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.



7


© 2010-2022