• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока русского языка по технологии развития критического мышления по теме: «Роль имени прилагательного в русском языке»

Конспект урока русского языка по технологии развития критического мышления по теме: «Роль имени прилагательного в русском языке»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

по технологии развития критического мышления

по теме: «Роль имени прилагательного в русском языке».













Подготовила

учитель начальных классов

Бекенова Ж.Б.

Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Цели: дать представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи:

1.Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

2.Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

Стадия вызова.

Вводная часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок ,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы» cильней, чем «я».

Мы - семья и мы - друзья.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

IІ. Чистописание

- Внимательно послушайте загадку. Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен
На картинке с буквой ... (Н)

- Молодцы! Сегодня будем писать строчную букву Н. Послушайте стихотворение про букву Н:

Носорог кричит друзьям,
Букву Н принёс я вам,
Букву Н вам надо знать,
Чтобы Новый Год встречать.

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

Пока дети пишут, появляется карточка.

НН

- А какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.

На доске учитель открывает слова: осень, камень, сон, луна.

- Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. (Осенний, каменный, сонный, лунный)

- Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

Взаимопроверка выполнения задания.

III. Актуализация опорных знаний.

- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать - подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования? ( имя прилагательное)

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем про имя прилагательное?

Х - что хотим узнать?

Работа в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем про имя прилагательное

Х - что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

VI. Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока:

Роль имени прилагательного в русском языке

Таксономия Блума: Знание:

- Подумайте, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Стадия осмысления.

Основная часть урока:

IV. Работа по проблеме урока.

Таксономия Блума: Понимание:

-Сравните два текста.

Текст 1.

В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.

Текст 2.

В больших непроходимых лесах живут благородные олени. Это красивые стройные животные с ветвистыми рогами. Охота на благородных оленей запрещена.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?

- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным, точным.)


Таксономия Блума: Применение:

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые ?

Тонкие ?

С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

- Прочтите составленные вопросы.

Таксономия Блума: Анализ:

Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?... (Лиса.)

2. Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

- Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)

- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное, используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

Таксономия Блума: Синтез:

Задание 2.

- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

г...лодный лиса

неуклюж...й волк

трусливый м...две...

к...лючий за...ц

хитрый ё...

Проверка выполнения. Орфографическая работа.

- Знание какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

- Какую роль выполняют прилагательные? ( описывают, характеризуют предмет)

Задание 3.

Сказка. Игра "Мозаика"

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши. Зато очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.

-Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать. Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?

- Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?

Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

( Прилагательные для мозаики: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый, ушастый, звонкий и др).

Подведение итогов урока.

Таксономия Блума: Оценка:

- По вашему мнению, может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

- Какую роль они выполняют в речи?

- Приведите по 1 аргументу «за» и «против» имен прилагательных в речи.

Заключительная часть урока:

V. Стадия рефлексии.

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"

З - что мы знаем про имя прилагательное?

Х - что хотим узнать?

У - что мы узнали

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем про имя прилагательное

Х - что хотим узнать?

У - что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой, образной.


VI. Домашнее задание.

VII. Оценивание





© 2010-2022