Дополнительная общеобразовательная программа Наш край

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Наш край»

Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Срок реализации программы 2 года.

Пояснительная записка Программа «Наш край» носит образовательно-развивающий характер, помогает преодолеть дискретность детских знаний, формирует у обучающегося целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов. Программа рассчитана на три года обучения, возможна работа на более длительный срок, адаптирована на младших школьников возраст 8-10 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по расписанию. Количество обучающихся в группах составляет: 1-й год обучения - 12-15 человек; 2-й год обучения - 10-12 человек; для последующих лет - 10-12 человек. Образовательная программа «Наш край» состоит из четырёх, одинаковых по значению и взаимосвязанных краеведческих и одного туристского модулей. Туристские навыки и туристский модуль служит средством освоения краеведческих модулей. Программа построена по принципу спирали - усложнение материала из года в год, и принципу маятника - обращение к темам других модулей для усвоения материала изучаемого модуля. Содержание программы не повторяет школьный курс краеведения, а дополняет знания обучающихся о своем родном городе, его жителях, экономике, культуре, природе.

Педагогические принципы программы:

  • Научность в обучении и воспитании;

  • природосообразности и культуросообразности;

  • принцип успешности деятельности;

  • доступность в обучении и воспитании;

  • дифференцированный подход;

  • связь теории с практикой.

Данные принципы относятся к принципам целостного педагогического процесса, это исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе. Гармоничное взаимодействие педагога с обучающимися на основе смены деятельности приносит наилучший результат в воспитании подрастающего поколения. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, города. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе. Краеведческая программа будет реализована в том случае, если ребенок не только овладеет базовыми понятиями, но и научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, во внеурочное время сформировать компоненты исследовательской культуры в научно-образовательной, поисково-творческой деятельности школьника. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению вертикальных семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников. Привлечение родителей учащихся на этапе получения знаний, оценки результатов деятельности - непременное условие успешности функционирования программы. Родительские собрания, выставки работ, презентации имеют большой воспитательный потенциал.

Школьное краеведение расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности и познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, помогает в выборе профессии.

2.Целеполагание Цель программы - создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности. Задачи:

  1. формирование краеведческих знаний, умений, навыков обучающихся;

  2. развитие исторического мышления;

  3. организация самостоятельной деятельности обучающихся, связанной с эмоциональными переживаниями;

  4. воспитание любви к малой Родине, национальной культуре;

  5. обучение началам исследовательской и проектной деятельности;

  6. формирование начальных навыков коммуникативной компетенции (устная и письменная коммуникация).

Учебно-тематический план 1-го года обучения

(на 2 часа в неделю)

Наименование раздела, темы

всего

теория

практика

1

Введение

1

0,5

0,5

2

«История моего города»

12

6

6

3

«Мы и природа»

14

7

7

4

«Моя малая родина»

12

6

6

5

«Наши традиции»

16

8

8

6

«Учусь быть туристом»

16

8

8

7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого

72

36

36

Содержание программы первого года обучения

  1. Введение (1час):

    • Краеведение как знание о своих родных местах. Знакомство с программой. Вводное анкетирование (1час).

  2. «История моего города» (12 часов):

  • Имена и названия моего города с момента образования до наших дней (1час).

  • С чего всё начиналось. Бердский острог. Показ мультимедийной презентации (2часа).

  • Происхождение названий улиц и площадей. Творческий проект «История моей улицы» (2 часа).

  • Второе рождение Бердска. Показ мультимедийной презентации (2часа).

  • Экскурсия в художественно-исторический музей г. Бердска «История села Бердское» (2часа).

  • Мультимедийная познавательная программа «Самые старые здания и сооружения города Бердска» (1час).

  • Конкурс рисунков «История Бердска в картинках» (1час).

  • Конкурсно-познавательная игра « История г. Бердска» (1час).

  1. «Мы и природа» (14 часов):

  • Географическое расположение г. Бердска (1час).

  • Экскурсия в музей «Природа НСО» ЦТ «Юность» (2часа).

  • Полезные ископаемые нашего края (1час).

  • Растения нашего города и пригорода (1 час).

  • Животные нашего города и пригорода (1час).

  • Водоёмы близ нашего города и их обитатели (1час).

  • Красная книга нашего города. Создание книжек-малышек (альбомов) (2часа).

  • Памятники Природы города Бердска (Бердская коса, Бердская дача) (2часа).

  • Творческий проект «Моё любимое животное (или растение) города Бердска». Защита проектов. (2часа).

  • Конкурсно-познавательная программа «Живая природа города Бердска» (1час)

  1. «Моя малая родина» (12 часов):

  • Население и национальности нашего города с момента появления и до наших дней (2 часа).

  • Встреча с интересными людьми. Посещение Доски Почёта города Бердска (4 часа).

  • Предприятия, учреждения г. Бердска (2 часа).

  • Экскурсия на предприятия, учреждения города Бердска (4 часа).

  1. «Наши традиции» (16 часов):

  • Творческий проект «Национальности и традиции города» (3 часа).
  • Творческий проект «Традиции моей семьи» (2 часа).
  • Русский народный костюм, пение. Экскурсия в музей центра «Берегиня» (2часа).
  • Экскурсия в исторический музей. Знакомство с произведениями искусства бердчан (2часа).
  • Встречи с земляками - художниками, скульптором, фотохудожниками, поэтами, бардами, спортсменами (4 часа).
  • Конкурсно-познавательная программа «Бердск - культурный» (1час).
  1. «Учусь быть туристом» (16 часов):

  • Кто такие туристы? Мультимедийная познавательная программа (1 час).

  • Для чего ходят в походы (1 час).

  • Подготовка к походу, путешествию (1час).

  • Распределение обязанностей участников похода (1час).

  • Личное снаряжение туриста (1час).

  • Питание в туристском походе (1час).

  • Техника безопасности при проведении туристских походов в лес (1час).

  • Правила движения в походе (1час).

  • Организация туристского быта (что такое бивак) (1час).

  • Походы и экскурсии на природу (7 часов).


Второй год обучения

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

всего

теория

практика

1

Введение

1

1

-

2

История моего города»

14

8

6

3

Мы и природа

16

3

13

4

Моя малая родина

23

3

20

5

Наши традиции

4

1

3

6

Учусь быть туристом

14

3

11

Содержание программы второго года обучения

Наименование раздела, темы

теория

практика

I Введение (1 час)

1

-

II. «История моего города» (14 часов):

Легенды и историческая реальность. Время купца Горохова.

1

-

Экскурсия на территорию Кафедрального собора в честь Преображения Господня с посещением могилы купца Горохова.

-

2

История бердского радиозавода «Вега».

1

-

Экскурсия в Музей завода «Вега». Встреча с ветеранами завода.

-

2

История бердского завода «БЭМЗ». Экскурсия на территорию БЭМЗа. Встреча с ветеранами завода.

1

1

История бердской швейной фабрики. Экскурсия на территорию швейной фабрики и встреча с интересными людьми.

1

1

Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».

4

-

III. «Мы и природа» (16 часов):

Растения и животные - символы нашего города. Творческий проект «Мой символ города (животное или растение)».

2

2

Лекарственные растения нашей местности.

1

1

Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»

-

6

Творческая мастерская «Природа и фантазия» (изготовление поделок из природного материала)

-

1

Экологическая акция в защиту природы родного города.

-

3

IV. «Моя малая родина» (23 часа):

Что дает наш город области, стране

1

-

Экскурсии на современные предприятия г. Бердска

-

6

Творческая мастерская: презентация «Самые красивые места города Бердска» или «Посмотри, как он хорош, Бердск, в котором ты живешь!»

-

2

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы на темы:

- «Улицы и переулки родного города: происхождение названий, их особенности и достопримечательности».

- «Достопримечательности родного города».

- «Необычные памятники города».

- «Необычные скульптуры и композиции города».

- «Старинные здания и сооружения города».

- «Символы родного города».

- «Старая фотография рассказала».

- «Путеводитель по городу Бердску».

- «О чём нам поведал экспонат Музея города».

- «Самая красивая улица города».

- «Особенности природы города Бердска и его окрестностей».

- «Происхождение названия города: мифы и реальность».

- «История города в фотографиях».

2

12

V. «Наши традиции» (4часа):

Традиционные праздники и мероприятия родного города.

1

1

Творческая мастерская: презентация «Традиции моей семьи», «Традиции и обычаи нашего края»

-

2

VI. «Учусь быть туристом» (14 часов):

Обязанности участников похода

1

-

Личное и групповое туристское снаряжение.

-

2

Организация туристского быта (выбор места для лагеря, установка палатки)

-

2

Упаковка и хранение продуктов в походе

-

1

Правила безопасного поведения на природе


2

Топографическая подготовка

1

1

Ориентирование

1

1

Оказание первой доврачебной помощи при порезах и ушибах, при растяжении связок.

-

2

Календарно-тематическое планирование к программе 2-го года обучения

Наименование раздела, темы

теория

практика

I Введение (1 час)

1

Знакомство с программой. Вводная диагностика.

1

-

II. «История моего города» (14 часов):

2

Легенды и историческая реальность. Время купца Горохова.

1

-

3

Экскурсия на территорию Кафедрального собора в честь Преображения Господня с посещением могилы купца Горохова.

-

1

4

Экскурсия на территорию Кафедрального собора в честь Преображения Господня с посещением могилы купца Горохова.

-

1

5

История бердского радиозавода «Вега».

1

- 6

Экскурсия в Музей завода «Вега».

-

1 7

Встреча с ветеранами завода.

-

1 8

История бердского завода «БЭМЗ».

1

- 9

Экскурсия на территорию БЭМЗа. Встреча с ветеранами завода.

-

1 10

История бердской швейной фабрики.

1

- 11

Экскурсия на территорию швейной фабрики и встреча с интересными людьми.

-

1 12

Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».

1

- 13

Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».

1

- 14

Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».

1

- 15

Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».

1

-

III. «Мы и природа» (16 часов):

16

Растения и животные - символы нашего города.

1

-

17

Растения и животные - символы нашего города.

-

1

18

Творческий проект «Мой символ города (животное или растение)».

1

-

19

Творческий проект «Мой символ города (животное или растение)».

-

1

20

Лекарственные растения нашей местности.

1

-

21

Лекарственные растения нашей местности.

-

1

22

Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»

-

1

23

Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»

-

1

24

Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»

-

1

25

Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»

-

1

26

Творческая мастерская «Природа и фантазия» (изготовление поделок из природного материала)

-

1

27

Творческая мастерская «Природа и фантазия» (изготовление поделок из природного материала)

-

1

28

Экологическая акция в защиту природы родного города.

-

1

29

Экологическая акция в защиту природы родного города.

-

1

30

Экологическая акция в защиту природы родного города.

-

1

31

Экологическая акция в защиту природы родного города.

-

1

IV. «Моя малая родина» (23 часа):

32

Что дает наш город области, стране

1

-

33

Экскурсии на современные предприятия г. Бердска

-

1

34

Экскурсии на современные предприятия г. Бердска

-

1

35

Экскурсии на современные предприятия г. Бердска

-

1

36

Экскурсии на современные предприятия г. Бердска

-

1

37

Творческая мастерская: презентация «Самые красивые места города Бердска» или «Посмотри, как он хорош, Бердск, в котором ты живешь!»

-

1

38

Творческая мастерская: презентация «Самые красивые места города Бердска» или «Посмотри, как он хорош, Бердск, в котором ты живешь!»

-

1

39

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы на темы:

- «Улицы и переулки родного города: происхождение названий, их особенности и достопримечательности».

- «Достопримечательности родного города».

- «Необычные памятники города».

- «Необычные скульптуры и композиции города».

- «Старинные здания и сооружения города».

- «Символы родного города».

- «Старая фотография рассказала».

- «Путеводитель по городу Бердску».

- «О чём нам поведал экспонат Музея города».

- «Самая красивая улица города».

- «Особенности природы города Бердска и его окрестностей».

- «Происхождение названия города: мифы и реальность».

- «История города в фотографиях».

1

-

40

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

1

-

41

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

42

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

43

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

44

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

45

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

46

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

47

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

48

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

49

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

50

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

51

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

52

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

53

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

54

Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы

-

1

V. «Наши традиции» (4часа):

55

Традиционные праздники и мероприятия родного города.

1

-

56

Традиционные праздники и мероприятия родного города.

-

1

57

Творческая мастерская: презентация «Традиции моей семьи», «Традиции и обычаи нашего края»

-

1

58

Творческая мастерская: презентация «Традиции моей семьи», «Традиции и обычаи нашего края»

-

1

VI. «Учусь быть туристом» (14 часов):

59 Обязанности участников похода

1

-

60 Личное и групповое туристское снаряжение.

-

1

61 Личное и групповое туристское снаряжение.

-

1

62 Организация туристского быта (выбор места для лагеря, установка палатки)

-

1

63 Организация туристского быта (выбор места для лагеря, установка палатки)

-

1

64 Упаковка и хранение продуктов в походе

-

1

65 Правила безопасного поведения на природе

-

1

66 Правила безопасного поведения на природе

-

1

67 Топографическая подготовка

1

-

68 Топографическая подготовка

-

1

69 Ориентирование

1

-

70 Ориентирование

-

1

71 Оказание первой доврачебной помощи при порезах и ушибах, при растяжении связок.

-

1

72 Оказание первой доврачебной помощи при порезах и ушибах, при растяжении связок.

-

1


© 2010-2022