- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная общеобразовательная программа Наш край
Дополнительная общеобразовательная программа Наш край
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Н.С. |
Дата | 13.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Наш край»
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Срок реализации программы 2 года.
Пояснительная записка Программа «Наш край» носит образовательно-развивающий характер, помогает преодолеть дискретность детских знаний, формирует у обучающегося целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов. Программа рассчитана на три года обучения, возможна работа на более длительный срок, адаптирована на младших школьников возраст 8-10 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по расписанию. Количество обучающихся в группах составляет: 1-й год обучения - 12-15 человек; 2-й год обучения - 10-12 человек; для последующих лет - 10-12 человек. Образовательная программа «Наш край» состоит из четырёх, одинаковых по значению и взаимосвязанных краеведческих и одного туристского модулей. Туристские навыки и туристский модуль служит средством освоения краеведческих модулей. Программа построена по принципу спирали - усложнение материала из года в год, и принципу маятника - обращение к темам других модулей для усвоения материала изучаемого модуля. Содержание программы не повторяет школьный курс краеведения, а дополняет знания обучающихся о своем родном городе, его жителях, экономике, культуре, природе.
Педагогические принципы программы:
-
Научность в обучении и воспитании;
-
природосообразности и культуросообразности;
-
принцип успешности деятельности;
-
доступность в обучении и воспитании;
-
дифференцированный подход;
-
связь теории с практикой.
Школьное краеведение расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности и познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, помогает в выборе профессии.
2.Целеполагание Цель программы - создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности. Задачи:
-
формирование краеведческих знаний, умений, навыков обучающихся;
-
развитие исторического мышления;
-
организация самостоятельной деятельности обучающихся, связанной с эмоциональными переживаниями;
-
воспитание любви к малой Родине, национальной культуре;
-
обучение началам исследовательской и проектной деятельности;
-
формирование начальных навыков коммуникативной компетенции (устная и письменная коммуникация).
Учебно-тематический план 1-го года обучения
(на 2 часа в неделю)
№
Наименование раздела, темы
всего
теория
практика
1
Введение
1
0,5
0,5
2
«История моего города»
12
6
6
3
«Мы и природа»
14
7
7
4
«Моя малая родина»
12
6
6
5
«Наши традиции»
16
8
8
6
«Учусь быть туристом»
16
8
8
7
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
72
36
36
Содержание программы первого года обучения
-
Введение (1час):
-
Краеведение как знание о своих родных местах. Знакомство с программой. Вводное анкетирование (1час).
-
-
«История моего города» (12 часов):
-
Имена и названия моего города с момента образования до наших дней (1час).
-
С чего всё начиналось. Бердский острог. Показ мультимедийной презентации (2часа).
-
Происхождение названий улиц и площадей. Творческий проект «История моей улицы» (2 часа).
-
Второе рождение Бердска. Показ мультимедийной презентации (2часа).
-
Экскурсия в художественно-исторический музей г. Бердска «История села Бердское» (2часа).
-
Мультимедийная познавательная программа «Самые старые здания и сооружения города Бердска» (1час).
-
Конкурс рисунков «История Бердска в картинках» (1час).
-
Конкурсно-познавательная игра « История г. Бердска» (1час).
-
«Мы и природа» (14 часов):
-
Географическое расположение г. Бердска (1час).
-
Экскурсия в музей «Природа НСО» ЦТ «Юность» (2часа).
-
Полезные ископаемые нашего края (1час).
-
Растения нашего города и пригорода (1 час).
-
Животные нашего города и пригорода (1час).
-
Водоёмы близ нашего города и их обитатели (1час).
-
Красная книга нашего города. Создание книжек-малышек (альбомов) (2часа).
-
Памятники Природы города Бердска (Бердская коса, Бердская дача) (2часа).
-
Творческий проект «Моё любимое животное (или растение) города Бердска». Защита проектов. (2часа).
-
Конкурсно-познавательная программа «Живая природа города Бердска» (1час)
-
«Моя малая родина» (12 часов):
-
Население и национальности нашего города с момента появления и до наших дней (2 часа).
-
Встреча с интересными людьми. Посещение Доски Почёта города Бердска (4 часа).
-
Предприятия, учреждения г. Бердска (2 часа).
-
Экскурсия на предприятия, учреждения города Бердска (4 часа).
-
«Наши традиции» (16 часов):
- Творческий проект «Национальности и традиции города» (3 часа).
- Творческий проект «Традиции моей семьи» (2 часа).
- Русский народный костюм, пение. Экскурсия в музей центра «Берегиня» (2часа).
- Экскурсия в исторический музей. Знакомство с произведениями искусства бердчан (2часа).
- Встречи с земляками - художниками, скульптором, фотохудожниками, поэтами, бардами, спортсменами (4 часа).
- Конкурсно-познавательная программа «Бердск - культурный» (1час).
-
«Учусь быть туристом» (16 часов):
-
Кто такие туристы? Мультимедийная познавательная программа (1 час).
-
Для чего ходят в походы (1 час).
-
Подготовка к походу, путешествию (1час).
-
Распределение обязанностей участников похода (1час).
-
Личное снаряжение туриста (1час).
-
Питание в туристском походе (1час).
-
Техника безопасности при проведении туристских походов в лес (1час).
-
Правила движения в походе (1час).
-
Организация туристского быта (что такое бивак) (1час).
-
Походы и экскурсии на природу (7 часов).
Второй год обучения
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
всего
теория
практика
1
Введение
1
1
-
2
История моего города»
14
8
6
3
Мы и природа
16
3
13
4
Моя малая родина
23
3
20
5
Наши традиции
4
1
3
6
Учусь быть туристом
14
3
11
Содержание программы второго года обучения
№
Наименование раздела, темы
теория
практика
I Введение (1 час)
1
-
II. «История моего города» (14 часов):
Легенды и историческая реальность. Время купца Горохова.
1
-
Экскурсия на территорию Кафедрального собора в честь Преображения Господня с посещением могилы купца Горохова.
-
2
История бердского радиозавода «Вега».
1
-
Экскурсия в Музей завода «Вега». Встреча с ветеранами завода.
-
2
История бердского завода «БЭМЗ». Экскурсия на территорию БЭМЗа. Встреча с ветеранами завода.
1
1
История бердской швейной фабрики. Экскурсия на территорию швейной фабрики и встреча с интересными людьми.
1
1
Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».
4
-
III. «Мы и природа» (16 часов):
Растения и животные - символы нашего города. Творческий проект «Мой символ города (животное или растение)».
2
2
Лекарственные растения нашей местности.
1
1
Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»
-
6
Творческая мастерская «Природа и фантазия» (изготовление поделок из природного материала)
-
1
Экологическая акция в защиту природы родного города.
-
3
IV. «Моя малая родина» (23 часа):
Что дает наш город области, стране
1
-
Экскурсии на современные предприятия г. Бердска
-
6
Творческая мастерская: презентация «Самые красивые места города Бердска» или «Посмотри, как он хорош, Бердск, в котором ты живешь!»
-
2
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы на темы:
- «Улицы и переулки родного города: происхождение названий, их особенности и достопримечательности».
- «Достопримечательности родного города».
- «Необычные памятники города».
- «Необычные скульптуры и композиции города».
- «Старинные здания и сооружения города».
- «Символы родного города».
- «Старая фотография рассказала».
- «Путеводитель по городу Бердску».
- «О чём нам поведал экспонат Музея города».
- «Самая красивая улица города».
- «Особенности природы города Бердска и его окрестностей».
- «Происхождение названия города: мифы и реальность».
- «История города в фотографиях».
2
12
V. «Наши традиции» (4часа):
Традиционные праздники и мероприятия родного города.
1
1
Творческая мастерская: презентация «Традиции моей семьи», «Традиции и обычаи нашего края»
-
2
VI. «Учусь быть туристом» (14 часов):
1
-
-
2
-
2
-
1
2
1
1
1
1
-
2
Календарно-тематическое планирование к программе 2-го года обучения
№
Наименование раздела, темы
теория
практика
I Введение (1 час)
1
Знакомство с программой. Вводная диагностика.
1
-
II. «История моего города» (14 часов):
2
Легенды и историческая реальность. Время купца Горохова.
1
-
3
Экскурсия на территорию Кафедрального собора в честь Преображения Господня с посещением могилы купца Горохова.
-
1
4
Экскурсия на территорию Кафедрального собора в честь Преображения Господня с посещением могилы купца Горохова.
-
1
5
История бердского радиозавода «Вега».
1
- 6
Экскурсия в Музей завода «Вега».
-
1 7
Встреча с ветеранами завода.
-
1 8
История бердского завода «БЭМЗ».
1
- 9
Экскурсия на территорию БЭМЗа. Встреча с ветеранами завода.
-
1 10
История бердской швейной фабрики.
1
- 11
Экскурсия на территорию швейной фабрики и встреча с интересными людьми.
-
1 12
Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».
1
- 13
Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».
1
- 14
Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».
1
- 15
Творческая мастерская: презентации на тему «История родного города» или «Их именами славен город».
1
-
III. «Мы и природа» (16 часов):
16
Растения и животные - символы нашего города.
1
-
17
Растения и животные - символы нашего города.
-
1
18
Творческий проект «Мой символ города (животное или растение)».
1
-
19
Творческий проект «Мой символ города (животное или растение)».
-
1
20
Лекарственные растения нашей местности.
1
-
21
Лекарственные растения нашей местности.
-
1
22
Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»
-
1
23
Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»
-
1
24
Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»
-
1
25
Творческая мастерская: презентация «Любимый уголок природы в городе»
-
1
26
Творческая мастерская «Природа и фантазия» (изготовление поделок из природного материала)
-
1
27
Творческая мастерская «Природа и фантазия» (изготовление поделок из природного материала)
-
1
28
Экологическая акция в защиту природы родного города.
-
1
29
Экологическая акция в защиту природы родного города.
-
1
30
Экологическая акция в защиту природы родного города.
-
1
31
Экологическая акция в защиту природы родного города.
-
1
IV. «Моя малая родина» (23 часа):
32
Что дает наш город области, стране
1
-
33
Экскурсии на современные предприятия г. Бердска
-
1
34
Экскурсии на современные предприятия г. Бердска
-
1
35
Экскурсии на современные предприятия г. Бердска
-
1
36
Экскурсии на современные предприятия г. Бердска
-
1
37
Творческая мастерская: презентация «Самые красивые места города Бердска» или «Посмотри, как он хорош, Бердск, в котором ты живешь!»
-
1
38
Творческая мастерская: презентация «Самые красивые места города Бердска» или «Посмотри, как он хорош, Бердск, в котором ты живешь!»
-
1
39
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы на темы:
- «Улицы и переулки родного города: происхождение названий, их особенности и достопримечательности».
- «Достопримечательности родного города».
- «Необычные памятники города».
- «Необычные скульптуры и композиции города».
- «Старинные здания и сооружения города».
- «Символы родного города».
- «Старая фотография рассказала».
- «Путеводитель по городу Бердску».
- «О чём нам поведал экспонат Музея города».
- «Самая красивая улица города».
- «Особенности природы города Бердска и его окрестностей».
- «Происхождение названия города: мифы и реальность».
- «История города в фотографиях».
1
-
40
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
1
-
41
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
42
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
43
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
44
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
45
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
46
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
47
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
48
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
49
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
50
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
51
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
52
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
53
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
54
Исследовательская лаборатория: проекты и исследовательские работы
-
1
V. «Наши традиции» (4часа):
55
Традиционные праздники и мероприятия родного города.
1
-
56
Традиционные праздники и мероприятия родного города.
-
1
57
Творческая мастерская: презентация «Традиции моей семьи», «Традиции и обычаи нашего края»
-
1
58
Творческая мастерская: презентация «Традиции моей семьи», «Традиции и обычаи нашего края»
-
1
VI. «Учусь быть туристом» (14 часов):
59 Обязанности участников похода
1
-
60 Личное и групповое туристское снаряжение.
-
1
61 Личное и групповое туристское снаряжение.
-
1
62 Организация туристского быта (выбор места для лагеря, установка палатки)
-
1
63 Организация туристского быта (выбор места для лагеря, установка палатки)
-
1
64 Упаковка и хранение продуктов в походе
-
1
65 Правила безопасного поведения на природе
-
1
66 Правила безопасного поведения на природе
-
1
67 Топографическая подготовка
1
-
68 Топографическая подготовка
-
1
69 Ориентирование
1
-
70 Ориентирование
-
1
71 Оказание первой доврачебной помощи при порезах и ушибах, при растяжении связок.
-
1
72 Оказание первой доврачебной помощи при порезах и ушибах, при растяжении связок.
-
1