Доклад с презентацией Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Слайд 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ: ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2. Характерными особенностями современных технологий обучения являются:

  • направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний;
  • усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей;
  • стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.
  • активизация учения, мышления, познания.

Умение учителя активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке имеет большое значение для качественного усвоения ими учебного материала. Уровни активизации, способы, приемы и средства активизации разнообразны. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Слайд 3. Понятия проблемного обучения Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов).

Слайд 4. Концептуальные аспекты проблемного обучения

Ведущая идея концепции:

  • вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемно сформулированных вопросов и заданий;
  • активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Слайд 5. Основные понятия проблемного обучения Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения. Слайд 6. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Проблемная ситуация по сути является:
  • закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности;
  • причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.



Слайд 7. Этапы продуктивной познавательной деятельности Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Доклад с презентацией Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности учащихся Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Слайд 8. Возникновение проблемной ситуации

Проблемная ситуация порождается:

  • логикой учебного предмета;

  • логикой учебного процесса;

  • учебной или практической ситуацией.

В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя.

Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.

Слайд 9. Способы создания проблемных ситуаций Чтобы создать проблемную ситуацию учитель должен владеть специальными методическими приемами. Отметим некоторые приемы обобщенного характера:



  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
  2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
  3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
  4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
Слайд 10.
  1. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  2. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
  3. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
  4. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
  5. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
  6. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Слайд 11. Типы проблемных ситуаций Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.


  1. Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или прежних умений для решения новой задачи. (Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.)



  1. Необходимость использования, ранее усвоенные ЗУНы в принципиально новых практических ситуаций. (Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого фактора учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новый знаний.)



  1. Наличие противоречий между теоретически-возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
  2. Наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Слайд 12. Правила создания проблемных ситуаций

  1. Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
  • Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
  • С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.

Слайд 13.
  1. Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
  • Это служит непосредственным образовательным целям.
  • Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

Слайд 14.
  1. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
  • Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

Слайд 15. Технологическая цепочка проблемного обучения
  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Постановка учебной проблемы.
  3. Поиск способов решения.
  4. Решение проблемы.

Слайд 16. Способы создания проблемной ситуации

  1. Постановка проблемного вопроса

  2. Проблемная задача или задание

  3. Демонстрация опыта

  4. Сочетание слова и наглядности

Слайд 17. Этапы постановки учебной проблемы

  1. Анализ проблемной ситуации

  2. Осознание сущности затруднений

  3. Словесная формулировка проблемы

Слайд 18. Этапы поиска способов решения

  1. Выдвижение первоначальных идей

  2. Обоснование предположений

  3. Формулировка гипотезы

Слайд 19. Этапы решения проблемы

  1. Доказательство или опровержение гипотезы

  2. Проверка правильности решения проблемы

Слайд 20. Прогнозируемый результат

  • умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;

  • способствование переходу знаний в убеждения;

  • пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);

  • пробуждение интереса к научному знанию.


Проблемную ситуацию используют как движущую силу учебного познания. В проблемной ситуации ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиске выхода из этих противоречий. Говорить о проблемном обучении никогда не рано. Но, несомненно, необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Как отмечалось выше, проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. Самооценка ребенка, как правило, достаточно высокая и их раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности стереотипов. Это большие плюсы для ребенка, которые должны опираться на проблемное обучение в начальных классах. Учителя, использующие на уроках проблемные ситуации, заметили, что у учащихся существенно повысилась активность в познавательной деятельности, возросла самостоятельность в поисках решения заданий, появилась внутренняя мотивация к познанию, а также улучшилось эмоциональное отношение к учению.



© 2010-2022