- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Будь здоров
Программа внеурочной деятельности Будь здоров
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быкова Г.И. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Поедугинская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете школы директор МОУ «Поедугинская ООШ»
(протокол №-_____от_____2014г) _____________/Петухов В.В.
Приказ №_____от___________2014 г
Программа
внеурочной деятельности
«Будь здоров!»
Тип программы: адаптированная
Возраст: 8-9лет
Срок реализации: 1 год
Учитель: Быкова Г.И.
Поедуги, 2014
Пояснительная записка В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Решающая роль в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Новизна: программа внеурочной деятельности «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую - изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части - организация подвижных игр. Игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Направленность программы внеурочной деятельности: спортивно - оздоровительная Работа по внеурочной деятельности организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Цели:
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;
- приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
- обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- профилактика вредных привычек;
- воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Принципы построения программы
- Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Коллективности - ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
- Патриотизма - индентификация себя с Россией, её культурой.
- Практическая направленность курса.
- Обеспечение мотивации.
- Организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях.
- Организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.).
- Организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года.
- Активное использование спортивной площадки.
- Проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек.
- Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
- Организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах.
- Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Формы занятий Беседы, игры, элементы занимательности и состязательности, викторины, конкурсы, праздники, часы здоровья.
Алгоритм работы с подвижными играми
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Условия реализации программы Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о вредных и полезных привычках;
- о народных играх;
- о различных видах подвижных игр;
- о соблюдении правил игры.
- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
- играть в подвижные игры;
- применять игры самостоятельно;
- соблюдать правила игры; работать в коллективе
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
- Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Формы подведения итогов работы
- Анкетирование детей
- Мониторинг состояния здоровья детей
- Спортивные праздники с привлечением родителей
Учебно-тематический план занятий № п/п Содержание программы
Всего часов Теория Практика 1
Вводные занятия.
За здоровый образ жизни
2
1
1 2
Спорт любить - здоровым быть!
36
3
33 2.1
Народные игры. Русские народные игры и игры разных народов
4
-
4 2.2 Подвижные игры
32
-
32 2.2.1 Играя, подружись с бегом
4
-
3 2.2.2 Игры - эстафеты
3
-
3 2.2.3
Игры с прыжками
4
-
3 2.2.4
Кто сильнее? Игры-соревнования
3
-
3 2.2.5
Мой весёлый звонкий мяч!
4
-
4 2.2.6
Сюжетные игры
4
-
3 2.3
Пальчиковые игры.
3
3
- 2.4
Зимние забавы
4
-
4 2.5
Спортивные праздники
3
-
3 3.
Игры на развитие психических процессов
4
3
1 4.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
23
10
13 4.1
Полезные и вредные привычки
5
3
2 4.2
Здоровое питание -отличное настроение.
5
5
- 4.3
Лечебная физкультура. Приёмы самомассажа и релаксации
3
-
3 4.4
Помоги себе сам
3
-
3 4.5 Праздники
3
-
3 4.6 Часы здоровья
4
2
2 5 Итоговое занятие
1
-
1
Итого
66
17
49
Содержание программы 1 раздел ( 2 ч) Вводные занятия За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
2 раздел ( 36 ч) Спорт любить - здоровым быть! Показать детям как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей. 2.1 Народные игры ( 4ч.) Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки», «Пчёлки и ласточка». Разучивание игр разных народов. Украинские народные игры: «Высокий дуб», «Колдун», «Мак», «Перепёлочка». Белорусские народные игры: «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп, убегай!».
- Подвижные игры (32ч.) Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря (мяча) и без него, игры с заучиванием слов.
- Игры с прыжками (4ч.): «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «Придумай и покажи», «Кружилиха»
- Кто сильнее? Игры-соревнования (3ч.): «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой»
- Мой весёлый звонкий мяч! (4ч.) «Школа мяча», «Мяч - соседу», «Гонка мячей по кругу», «Охраняй капитана», «Пушбол»
- Сюжетные игры (4ч.): «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята», «Два мороза», «Космонавты», «Совушка».
4 раздел (23 ч) Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! 4.1. Полезные и вредные привычки. (5ч.) Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение - это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные лекарства. Вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. 4.2. Здоровое питание -отличное настроение. (5ч.) Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты - лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. Д.), торты, сало. 4.3. Лечебная физкультура.( 3ч.) Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. 4.4. Помоги себе сам.(3ч.) Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях 4.5. Праздники (3ч.) «Мама, папа, я - здоровая семья», «В здоровом теле - здоровый дух» 4.6. Часы здоровья.(4ч.) «О пользе завтрака», «День каши» Цели: рассказать детям о каше как о традиционном блюде русской кухни, её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши. «День соков». Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков. «Фруктовый карнавал» поговорим о фруктах и их значении для организма человека.
5 раздел ( 1 ч)
Итоговое занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
№ п/п
Тема
Основное содержание занятия
Кол-во
часов
Вид деятельности
Виды контроля
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы занятий. Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.
1
Рисуем правильный маршрут
По возможности пройти маршрут вместе с ребёнком
Полезные привычки.
Режим дня школьника.
1
Просмотр электронной презентации
Составить свой режим дня
Народные игры.
Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун»
1
Разучивание игр
Придумать свои игры на внимание
Игры на развитие психических процессов
Упражнения и игры на развитие внимания
1
Разучивание игр
Соревнование
Сюжетные игры
Разучивание сюжетных игр «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята»
1
Разучивание игр
Соревнование
Поговорим о правилах этикета
Как правильно есть. Режим питания.
1
Изучаем правила питания
Играя, подружись с бегом
Разучивание игр с бегом «Бездомный заяц»
1
Разучивание игр
Мой весёлый звонкий мяч!
Разучивание игр с мячом «Школа мяча»
1
Разучивание игр
Конкурс
Помоги себе сам.
Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Приглашение медработника
1
Беседа
Игры - эстафеты
Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих»
1
Разучивание игр
Игры с прыжками
Разучивание игр с прыжками «Зайцы в огороде»
1
Разучивание игр
Час здоровья
Беседа «О пользе завтрака»
1
Составим меню
Практикум
Пальчиковые игры
Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев
1
Разучивание игр
Конкурс «Придумай свою игру»
Народные игры.
Разучивание русских народных игр «Горелки», «Пчёлки и ласточка»
1
Разучивание игр
Вредные привычки
Курение - это болезнь.
1
Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Кто сильнее?
Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников»
1
Разучивание игр
Полезные привычки
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
1
Игра - беседа
Полезные привычки в питании.
Овощи на твоём столе.
1
Практикум
Сообщение об овощах
Лечебная физкультура.
Учимся приёмам массажа и самомассажа. Приглашение медработника.
1
Практикум
Сюжетные игры
Разучивание сюжетных игр «Два мороза»
1
Разучивание игр
Зимние забавы
Эстафеты на санках.
1
Разучивание игр
Соревнование
Играя, подружись с бегом
Игры с бегом «Борьба за флажки»
1
Разучивание игр
Соревнование
Спортивный праздник
Игровая программа «Богатырская сила»
1
Участие в конкурсной программе
Игровая программа
Зимние забавы.
Эстафеты на санках
1
Разучивание игр
Полезные привычки в питании
Фрукты - лучшие продукты.
1
практикум
Викторина
Народные игры.
Разучивание украинских народных игр «Высокий дуб», «Колдун», «Мак», «Перепёлочка»
1
Разучивание игр
Соревнование
Час здоровья
«День каши»
1
Беседа-практикум
Нарисовать плакат
Зимние забавы.
Лыжные гонки
1
Весёлые старты
Правила безопасного поведения зимой
«Осторожно - тонкий лёд!» «Осторожно - гололёд!»
1
Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Викторина
Пальчиковые игры
Разучивание пальчиковых игр: «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы лепили»
1
Разучивание игр
Показ пальчиковых игр
Вредные привычки.
Вред от алкоголя.
1
Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Мой весёлый звонкий мяч!
Разучивание игр с мячом «Мяч - соседу»
1
Соревнования
Помоги себе сам.
Как оказать первую помощь при порезе, ушибе. Приглашение медработника.
1
Практикум
34-35
Праздник
Подготовка и проведение праздника «Папа, мама, я - спортивная семья»
2
Праздник
36
Сюжетные игры
Разучивание сюжетных игр «Космонавты»
1
Разучивание игр
37
Играя, подружись с бегом
Разучивание игр с бегом «Пустое место»
1
Разучивание игр
Соревнования
38
Игры на развитие психических процессов.
Игры на развитие восприятия и мышления
1
Эстафеты
39
Кто сильнее?
Разучивание игр-соревнований «Выталкивание спиной»
1
Разучивание игр
40
Игры на развитие психических процессов.
Игры на развитие памяти
1
Разучивание игр
Соревнование
41
Пальчиковые игры
Разучивание пальчиковых игр: « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».
1
Разучивание игр
Конкурс «Сочини свою игру»
42
Игры - эстафеты
Разучивание игр-эстафет «Эстафеты-поезда»
1
Разучивание игр
43
Час здоровья
«День соков»
1
Игра-путешествие
Викторина
44
Лечебная физкультура.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.
1
Разучивание релаксационных упражнений
Беседа
45
Сюжетные игры
Разучивание сюжетных игр «Совушка».
1
Разучивание игр
46
Зимние забавы
«Клуб ледяных инженеров».
1
Строительство фигур из снега.
Соревнование
47
Народные игры.
Разучивание белорусских народных игр «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп, убегай!».
1
Разучивание игр
48
Вредные привычки
Наркотические вещества. Токсические вещества.
1
Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма
Опрос
49
Полезные и вредные привычки в питании.
«Очень вкусная еда, но не детская она: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, жвачки».
1
Игра-практикум
Игра
50
Помоги себе сам.
Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них
1
Практикум
51
Игры с прыжками
Разучивание игр с прыжками «Поймай лягушку»
1
Разучивание игр
52
Играя, подружись с бегом
Разучивание игр с бегом: «Салки по кругу»
1
Разучивание игр
53
Мой весёлый звонкий мяч!
Разучивание игр с мячом «Гонка мячей по кругу»
1
Разучивание игр
54
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
«Здоровое питание - отличное настроение».
1
Беседа.
Тестирование
55
Игры с прыжками
Разучивание игр с прыжками «Придумай и покажи»
1
Разучивание игр
Соревнование
56
Кто сильнее?
Разучивание игр-соревнований «Эстафета с чехардой»
1
Разучивание игр
57
Лечебная физкультура.
Релаксационные настрои
1
Разучивание релаксационных настроев
58
Час здоровья
«Фруктовый карнавал»
1
Практикум
Игра
59
Игры с прыжками
Разучивание игр с прыжками «Кружилиха»
1
Разучивание игр
Тестирование
60
Игры на развитие психических процессов.
Игры на развитие воображения
1
Соревнование
61-62
Праздники
«Мама, папа, я - здоровая семья»
2
Подготовка и проведение праздника
Праздник
63
Игры - эстафеты
Разучивание игр-эстафет «Большая круговая эстафета»
1
Разучивание игр
64
Мой весёлый звонкий мяч!
Разучивание игр с мячом: «Охраняй капитана», «Пушбол»
1
Разучивание игр
65
Праздники
«В здоровом теле - здоровый дух»
1
Участие в конкурсной программе
Спортивные соревнования:
66
Итоговое занятие
Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
1
Анкета викторина
Итого:
66
Материально-техническое обеспечение
-
Спортивный зал.
-
Маты.
-
Коврики.
-
Гимнастические скамейки.
-
Мячи, обручи, кегли, прыгалки.
- Музыкальный центр.
- музыкальная фонотека.
- СД- диски;
- DVD - проигрыватель.
- Методические разработки праздников.
-
Приёмы самомассажа и релаксации.
-
Электронные презентации «Вредные и полезные привычки»
«Фрукты и овощи на твоём столе»
«Режим дня школьника»
Литература для учителя:
-
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
- Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 80 с.
-
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 1990.
-
Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 1995
-
Глязер С., Зимние игры и развлечения. - М., 1993.
-
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.
-
Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4-е классы.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
-
Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
-
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
-
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
-
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
-
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Литература для родителей и детей:
- Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
-
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 1990.
-
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - Москва, Просвещение, 1983г.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 1995
-
Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки - Мозырь Белый ветер 2002г.
- Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. - Издательство
ACT -ЛТД, 1997.
-
Шебеко В.Н.,. Овсянин В.А , Карманова А.В.; «Физкульт - ура!» Программа физического воспитания в детском саду под редакцией В.Н. Шебеко - Минск ИЗД. В.М. Скакун, 1997г.