Нестандартные задания по русскому языку на тему Речь. Речевое общение. Речевой этикет (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Студентки 3 курса факультета институт педагогики Стёпиной Валентины

Нестандартные (олимпиадные задания) по русскому языку.

Тема 1: «Речь. Речевое общение. Речевой этикет». 1 класс.

1)(Ситуация приветствия)

Ученик 1-го класса Андрюша вернулся из школы и обнаружил, что дома мама и к ней в гости пришла соседка тетя Марина. Мальчик разделся и весело прошагал на кухню, стоя в дверях он сказал: «Привет, тетя Марина!» Мама сделала замечание сыну: «Сынок, ты что, так здороваться нельзя!» Андрюша удивился и, ничего не поняв, удалился в свою комнату. Как вы считаете, почему мама сказала мальчику, что так делать не нужно? Правильно ли поступил мальчик? Как бы поступили вы в такой ситуации? Ответ: Мама сделала замечание сыну, потому что так здороваться с человеком, старшего возраста, неправильно; таким образом Андрюша проявил фамильярность, неуважение к тете Марине, соответственно, мальчик поступил неправильно.

2)Прочитайте следующие слова и словосочетания: здравствуйте, привет, спасибо, благодарю, прости, извини, не держи зла, до свидания, до скорой встречи, до скорого, всего хорошего, давно не виделись.

Распределите их на следующие группы:

1.слова приветствия;

2.слова извинения;

3.слова благодарности;

4.слова прощания.

Ответ: слова приветствия: здравствуйте, привет, давно не виделись.

Слова извинения: прости, извини, не держи зла.

Слова благодарности: спасибо, благодарю.

Слова прощания: до свидания, до скорой встречи, до скорого, всего хорошего.

3)Какая ситуация верна? Объясните свой выбор.

(Ситуация приветствия, уважения к старшим)

1.В школе прозвенел звонок. Ученики 1 класса радостно выбегают из класса, создавая толпу, в дверном проеме они видят учителя, который пытается пройти в класс, но, будто не замечая его, выбегают сами, не пропуская учителя.

2.Ученица 1 класса Катерина выходит из кабинета истории и в дверях встречает своего учителя по литературе Андрея Михайловича. Она приветливо улыбается ему и говорит: «Здравствуйте, Андрей Михайлович, проходите пожалуйста», пропускает учителя и сама ждет, пока учитель зайдет. Только после этого Катерина сама выходит из класса.

Ответ: верна ситуация под номером 2, так как Катерина проявила уважение к старшему, по сравнению с ней, учителю, поздоровалась с ним, в первую очередь и пропустила его вперед.

4)(Ситуация просьбы, уважения к старшим, помощи)

Ребята, представьте следующую ситуацию: вы идите по улице, на светофоре горит зеленый свет, все переходят дорогу и только пожилая бабушка с палочкой, опираясь, медленно передвигается на другую сторону улицы. Но скоро загорится красный свет. Бабушка попросила помочь ей мимо проходящего мальчика. А он ответил: «Некогда мне бабуль, в другой раз». Вопрос: Правильно ли поступил мальчик? Правильно ли обратился мальчик к незнакомому ему человеку? Почему? вы бы помогли бабушке перейти дорогу? Почему, поясните?

Ответ: Мальчик поступил неправильно: он должен был помочь бабушке, так как она пожилой человек, мальчик видел, что ей было тяжело передвигаться, помочь ей, не заняло бы у него много времени. К незнакомым людям так не обращаются: «бабуль».

5)Прочитайте случай, который описывает то, как Максим приглашает свою бабушку на свой день рождения.

В квартире звонит телефон. В трубке Максим слышит голос бабушки. «Алло!» Мальчик начинает разговор: «Бабушка, привет, это я, Максим, приглашаю тебя на свой праздник. Ну ладно, бабуль, пока!» Правильно ли пригласил Максим бабушку на день рождения? Обоснуйте свою точку зрения. Как бы это сделали вы?

Ответ: Позвонив бабушке, Максим должен поинтересоваться, как поживает его бабушка, затем спросить, не забыла ли бабушка про его праздник, пригласить ее, сказать, что будет ее очень ждать, назначить время и место празднования, только после этого, вежливо попрощаться и положить трубку. Обязательно, мальчик должен был выслушать речь бабушки.

6)(Ситуация извинения)

Что вы должны сказать, если хотите попросить прощение у человека, которого вы обидели: прости меня пожалуйста, до свидания, спасибо, да ладно, забей, не парься, сам виноват, ты мне больше не друг.

Ответ: прости меня пожалуйста.

7)(Ситуация извинения)

Солнечным летним деньком по улице бежал мальчик Игорь, он сильно спешил домой из школы, потому что получил хорошую отметку и хотел поскорее порадовать маму. Навстречу ему размеренно шел мужчина. Мальчик нечаянно столкнулся с мужчиной и побежал дальше, а мужчина удивленно посмотрел ему вслед и сказал: «Вот сейчас молодежь пошла, странно». Как вы считаете, почему мужчина так удивился и такими словами выразил свое удивление? Как бы вы поступили на месте Игоря?

Ответ: мужчина удивился, потому что Игорь не извинился и побежал дальше, так делать не следует.

8) Мама подходит к сыну Ванечке, который играет в приставку в комнате для гостей и говорит: «Сынок, пора делать уроки, давай иди садись за свой письменный стол и приступай к работе». Как должен ответить мальчик? Обведите ответ кружком.

А) Ну да, ага, прямо сейчас.

Б) Да ладно, еще успею.

В) Хорошо, мамочка, уже иду.

Г) Не хочу.

Д) Я сам решу, когда мне делать.

Ответ: в.



© 2010-2022