Внеклассное чтение басни Крылова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 3 классе.

Тема: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».

Цели урока: знакомство с басней как литературным жанром. Донести юмор и иронию басни, научить находить мораль - поучение в произведении; работать над выразительным чтение басни. Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; учить выражать свои мысли посредствам выразительного чтения. Развивать языковое чувство учащихся; формировать навыки вдумчивого чтения худ. Произведения. Обогащать словарь учащихся новыми словами и понятиями. По средствам басни воздействовать на эмоциональную среду ребенка: воспитывать у него высокие моральные качества силой художественного слова.

Оборудование: портрет И.А .Крылова, «слова» Н.В. Гоголя ,пословицы, рисунки, книги с произведениями; карточки характеристикой качеств героев.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока:

Сегодня на уроке и понимать басни И.А.Крылова, раскрывать смысл произведения. Все, что сегодня будем читать связано с именем великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Его басни сопровождают нас на протяжении всей жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.

Обратите внимание на портрет. Мы видим открытое лицо, добрые проницательные глаза мудрого человека.

Н.В. Гоголь так охарактеризовал национальное своеобразие басен Крылова:

«Его притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Словарная работа:

Сегодня на уроке вам будут встречаться новые слова, значение которых мы сейчас разберем.

Басня - нравоучительный рассказ, стихотворение.

Притча - (в старинной литературе) рассказ с нравоучением.

Порок - недостаток, позорящее свойство.

Мораль -логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Рассказ учителя о И.А. Крылове.

-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Читая его басни, так и кажется, что они написаны не почти два века назад, а сегодня. В них осуждаются человеческие пороки: невежество, хвастовство, глупость, тщеславие.

Крылов считал, что дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений.

Превыше всего он ценил честность, верность, правду и выступал против предательства, угодничества. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни - маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.

И.А. Крылов написал 205 басен. Некоторые из них вы знаете с самого детства. Такие, как «Ворона и лиса»…

1. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. С раннего детства ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. В 17 лет он уже написал несколько комедий, а в 19 лет публикует первые свои басни.

Выставка книг и иллюстраций.

Отгадывание названия басни.

-Для того чтобы узнать с какой басней мы сегодня познакомимся, вы должны отгадать загадки.

Кто на еле на суку

Счет ведет

«Ку-ку… Ку - ку?» (кукушка).

Хвост с узором

Сапоги со шпорами

Песни распевает

Время считает…(петух).

Первичное знакомство учащихся с произведением. Чтение басни учителем.

-А сейчас вы прочитаете басню самостоятельно (молча) представляя себе каждого героя.

Инсценирование басни учащимися.

-А теперь посмотрим, совпадает ли ваш образ с образом, который подготовили ребята.

Анализ текста (работа над содержанием басни).

- О ком говорится в басне?

-Что говорили друг другу Кукушка и Петух?

-Что сказал об их пении воробей?

-Вспомните, как на самом деле поют эти птицы.

-Покажите.

-Соответствуют ли хвалебные слова действительности?

-В каких словах заключен главный смысл басни?

Последние слова басни называются моралью. Прочитайте ее.

-Как вы думаете, когда Крылов писал басню, кого он подразумевал под маской животных?

-Встречаются ли такие люди в жизни? Расскажите, были ли в вашей жизни такие случаи?

Характеристика героев.

На доске вывешены иллюстрации главных героев. Учащиеся к ним подбирают слова обозначающие качества, характеризующие героев.

Хитрость искренность

Хвастливость честность

Подхалимство правдивость

Лесть, ложь справедливость

Завистливость смелость

Обман находчивость

Трусливость

Болтливость

Дети выбирают слова характеризующие героя, дают оценку, почему это качество подходит тем или иным героям.

Чтение басни по ролям.

Работа с пословицами. Игра «Собери пословицы».

Детям дается задание: правильно «собрать» и прочитать пословицы, объясняя их смысл.

«Ищущий друга без изъяна , останется без друга».

«Сукно выбирай цветом, а друга приветом».

«Сколько утка не бодрись, лебедем не быть».

«Читательская пятиминутка»

Работа с другими произведениями Крылова.

--Сейчас вы откроете свои дополнительные книги, и каждый ряд прочтет нужную басню и найдет в этой басне мораль - объяснив ее значение.

1ряд- «Стрекоза и Муравей»

2ряд-«Лебедь, щука и рак»

3ряд - «Лиса и виноград».

Рефлексия. Итог урока.

- чему учат басни Крылова? (ответы детей).

Заключительное слово учителя:

Чтение басен Крылова учит узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них можно избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, языка. Познакомиться с новой басней значит, стать умнее и мудрее.



© 2010-2022