- Преподавателю
- Начальные классы
- А. С. Пушкин Пролог из произведения Руслан и Людмила
А. С. Пушкин Пролог из произведения Руслан и Людмила
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ваина С.Л. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Всё было мудро предназначено
Судьбой - и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала.
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все.
Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя она о нас не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки. - А когда Пушкина, смертельно раненного на дуэли, привезли домой, его встретил верный дядька Никита Козлов и, бережно взяв на руки, понёс в дом.
«Грустно тебе нести меня? - спросил его Пушкин. Ничего не ответил старый дядька, только заплакал. Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным образом переплелись сказочные и былинные мотивы. В 1828 году, переиздавая её, Пушкин присоединил к ней Пролог, начало которого воспроизводит записанную Александром Сергеевичем сказку Арины Родионовны о царе Салтане.
«У моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт». В этом прологе собрались герои и народных и литературных сказок, объединённые гением Пушкина. Чтение учителем «Пролога».
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
II. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
-
^ Слово учителя:
Пушкину было двадцать лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжал, как он сам написал в предисловии ко второму изданию, «среди самой рассеянной жизни» в Петербурге. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила» 1820, марта 26, великая пятница». Молодежь была в восторге от пушкинской поэмы. За Пушкиным надолго установилось прозвание «певца Людмилы и Руслана». В дворянскую литературу влилась вместе с пушкинской поэмой свежая струя поэзии. Перед изумленными читателями раскрылись накопленные веками неистощимые богатства народного творчества. Народные сказки и былины засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта. Сказки причудливо переплетались в пушкинской поэме с былинами, образуя гармоничное целое, объединенное общей мыслью. Добрые и злые волшебники, похищение Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от очарованного сна,- все это пришло из сказок и было переработано творческой фантазией поэта. В то же время Руслан - типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих Киев печенегов, живо напоминает подвиги Ильи Муромца. Никто до Пушкина не умел так хорошо владеть народной речью.
Если именно эта, народная сторона, и обеспечивала успех «Руслану и Людмиле» в передовых кругах общества, то среди литературных староверов, сторонников изысканной дворянской литературы, она вызывала негодование.
Прошло восемь лет. Пушкин стал знаменитым поэтом, заслужил народную любовь. Переиздавая в 1828 году свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» примыкает уже к пушкинским сказкам… Эта «сказка» совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
-
Выразительное чтение пролога. -
Беседа, устное словесное рисование, словарная работа.
-
Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали, какой была бы композиция вашей картины? -
Хорошо ли вы представляете себе героев и фрагменты сюжетов, которые надо запечатлеть? -
Найдется ли место на вашей картине для автора пролога?
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб, стоящий на излучине морского берега, и сказочного кота.
-
Почему кот ученый?
Варианты ответов различны: дрессированный, образованный, умный, знающий песни и сказки… Уточним ответы детей и вспомним сказочного кота Баюна. Далее пространство картины заполняется, продолжают ребята, изображением сказочных героев и фрагментами сказочных героев сказочных сюжетов. Мы хорошо представляем, как их нарисовать, потому что они пришли из народных сказок. Каких?
-
Почему пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?
Вопрос о том, нужно ли на картине изображать автора вызывает спор. С одной стороны, традиционная концовка («И я там был…) условна, так заканчивается много волшебных сказок, с другой стороны, автор говорит о том, что сказка, которую он далее поведает, рассказана ему ученым котом, значит, автор - потенциальный герой картины. В завершении работы по устному словесному рисованию можно сравнить свои впечатления с репродукцией картины Крамского «Пушкин у Лукоморья».
3 Выразительное чтение «Пролога» учащимися.
Домашнее задание: Выразительное чтение наизусть «Пролога»