Статья ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Л.В. Максимович, учитель начальных классов МАОУ СОШ№45 г. Саратова

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем кто работает с детьми, важно не только донести знания, но ещё важнее научить детей различать добро и зло в этом мире. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основных целей выделяется достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и чёрствость. А цель современного образования - развитие личности. Каждый ребёнок - неповторимая индивидуальность. Условно мы можем разделить детей на три группы по способу восприятия информации: зрители, слушатели, деятели. Существует множество методик для распознавания ведущей модальности восприятия. В практическом пособии Н.И. Хромова такое деление проводится по жестам и движению глаз ребёнка в процессе обучения. [1, 23] Зритель - визуал познаёт мир визуально, любит рассматривать картинки, лепит, вырезает. Его увлечения основаны на взаимодействии глаз и рук. Слушатель - аудиал получает информацию об окружающем мире, воспринимая голоса и звуки. Такой ребёнок любит петь, рассказывать стихи. Деятель - кинестет познаёт мир тактильным способом. Он предпочитает активные игры, прыжки, лазанье. Если дети такие разные, как их обучать успешно одному учителю? Для развития визуала необходимо внедрять искусство в другие предметы обучения, использовать пантомиму. Как развиваться аудиалу? Использовать музыку при изучении других дисциплин, представлять картины под музыку. Как поддержать кинестета в процессе обучения? Использовать танцы, драму, ролевые игры. Задача учителя - развивать все каналы восприятия, а сделать это посредством театра возможно. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театральная деятельность. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Л. С Выготский говорил, что драматизация « основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным эмоциональным способом передачи знаний, опыта в человеческом обществе. Люди приходят в театр, чтобы заглянуть в себя, чтобы вместе с остальными поразмышлять о природе человеческого опыта. Театр заставляет нас думать, разжигает любопытство, заставляет нас вспомнить, кто мы и что мы, задуматься о цели смысле бытия. Я работаю по системе Л.В. Занкова три года. В этом УМК, начиная с первых уроков обучения грамоте, предлагаются задания на инсценировку и драматизацию. В учебниках Н.В. Нечаевой русского языка такие задания - система. Мы перенесли инсценировку и на уроки математики, и в окружающий мир. Для инсценировки на уроках и во внеурочное время мы использовали десять элементов игры. [2, 42] Во-первых, это пять основных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Во- вторых, это пять органов чувств: Зрение. Слух. Обоняние. Вкус. Осязание. Основной принцип данного подхода заключается в следующем: диалог, сказка - это прежде всего история. Она может быть простой или сложной. Но она может быть страшной, забавной или трогательной. И как всякая хорошая история, она должна иметь завязку, кульминацию и развязку. Именно здесь и нужны эти пять вопросов: - Кто они (герои истории?) -Что они делают? - Где они находятся? -Когда происходит действие? -Почему они это делают? Затем определяем вымышленные детали истории. Это позволяет стимулировать сенсорные реакции актёров. Всё что человек думает, знает, говорит или делает, является до некоторой степени результатом того, что он видел, слышал, обонял, пробовал, осязал. Наше поведение есть результат реакции на эти пять сенсорных раздражителей, неважно, происходило ли это в прошлом или происходит в настоящий момент. Все эти элементы позволяют сделать историю очень ясной и помочь зрителям увидеть различные черты персонажей. Дети должны воссоздать в своём воображении сенсорные раздражители, на которые они реагируют физически или эмоционально, находясь на сцене. Так мы учимся основам актёрского мастерства. Итак, что бы дети смогли сыграть своих персонажей, им необходимо:

  1. Чётко уяснить факты, характеризующие каждую сцену истории - это помогает сделать ответы на пять основных вопросов.
  2. Дополнить факты соответствующими ощущениями - это пять органов чувств.
  3. Сделать эти элементы «реальными» для себя в своём воображении.
  4. Действовать соответственно данной ситуации и характера представляемого персонажа.
Дети участвуют в театре жизни - в представлении, в котором встречаются самые разные приключения и дилеммы, открытые пути и препятствия. Когда «дети на сцене», сама жизнь разворачивается перед их глазами. В одно мгновение они оказываются способными думать о других, ставить себя на их место, думать о том, как бы они поступили в подобной ситуации. Как ещё научить сочувствию и сопереживанию. После таких занятий, для детей становятся понятны слова: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Увлечение инсценировкой на уроках переросло в создание театрального кружка. На все праздники мы ставили сказки, пьесы или мюзиклы. В конце первого класса участвовали в школьном конкурсе экологических театров и заняли 1 место. Во втором классе наш коллектив «Земляне» пригласили на областной фестиваль, где мы победили в номинации «Дебют». В третьем классе на городском фестивале завоевали ГРАН-ПРИ и подали заявку на участие в межрегиональном фестивале экологических театров. Очень волновались, на конкурс приехали дети не только из Саратова и Саратовской области, но и из Вологды и Казани, всего около 30 коллективов. И когда мы узнали, что заняли 1 место, не сразу поверили, были очень рады. Театр влияет и на учебную деятельность учащихся. Анализ успеваемости третьеклассников показывает, что 90 % детей занимаются на «хорошо» и «отлично». Учиться по учебникам УМК «Система Л.В. Занкова» увлекательно и интересно. Развитие детей, их успехи наблюдают и учителя и родители.
Список литературы
  1. Петерсон Л.,О١Коннор Д. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя. Ростов-на-Дону: Феникс,2007.320с.
  2. Хромов Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие. М.:Айрис-пресс,2007.128с.
  3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.160с.
© 2010-2022