- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие «Игра-соревнование по экологии»
Внеклассное мероприятие «Игра-соревнование по экологии»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баязитова О.А. |
Дата | 25.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие «Игра - соревнование по экологии для учащихся начальных классов»
Пояснительная записка
Ты, родная земля, изучена,
И наукою тело измучено,
На полях и равнинах изъяны:
То научных трудов обманы.
Взбугрились поля от взрывов,
Будто тело от страшных нарывов.
Красота тех грибов ядовита,
И слезами людскими умыта.
Не измерить горе годами,
Это то, что случилось с нами,
Разве это не страшный бред-
На земле жить полсотни лет?!
Глобальные экологические проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования
Законом РФ «Об охране природной среды» экологическое образование отнесено к числу важнейших принципов государственной экологической политики страны: «Минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших, учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний».
В психологической педагогике (Дерябо, Левин, 1996) оптимальным для восприятия идей охраны природы признан возраст младших подростков 10-13 лет. У детей этого возраста появляется стремление больше узнать и непосредственно участвовать в практической деятельности, что является основным желаемым результатом экологического образования.
Единство экологического сознания и поведения - сущность экологического воспитания. Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, поступки ребят не будут наносить вред природе. У детей развиваются чувство заботы о растениях и животных, сопереживание, сочувствие им, приучаются участвовать в природоохранных делах. Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
- Мотивы общения:
- Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
- При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
- Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
- Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
- Познавательные мотивы:
- Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
- В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
- Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
- Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
- Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
- В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
- В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка.
В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Игра - соревнование по экологии». Словосочетание «экологическое образование» нужно понимать и употреблять как синоним воспитания любви к природе. Умение обращаться с природой нужно прививать с раннего возраста, так как дети более восприимчивы к добру, любознательны.
Цель: пропаганда экологических знаний, воспитание духовной и экологической культуры младших школьников.
Задачи:
-
формировать устойчивый интерес к изучению экологических проблем, объяснять сложность глобальных проблем;
-
развивать познавательные способности и любознательность, расширять кругозор;
-
воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
Форма проведения: игра-соревнование
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
-
в чём ценность природы;
-
рациональное использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- -позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;
- способы сохранения окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
-
давать объяснения тем изменениям в природе, которые вызваны хозяйственной деятельностью человека;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
-
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- делать выводы и умозаключения;
- работать в коллективе, группе;
- прогнозировать результат.
Предварительная работа: самостоятельное чтение познавательной литературы по объявленной теме, подготовка индивидуальных сообщений на классном часе; просмотр и обсуждение презентаций: 1.«Экологические проблемы современной России и пути их решения» - об истории Гринписа, о загрязнении атмосферы, 2. «Загрязнение водной среды» - об основных путях загрязнения гидросферы, самоочищении водоёмов и охране Мирового океана, 3. «Химические загрязнение окружающей среды» - о промышленном загрязнение почвы, атмосферы, воды и последствиях аэрозольного загрязнения.
Оборудование: плакаты, стенгазеты, жетоны, мультимедийное оборудование, специально подготовленные места (столы и стулья)
Условия игры: для всех учеников проводится отборочный тур (тот, кто отвечает первым и верно - получает жетон). Формируются две команды, выбирается капитан (по желанию - название и девиз)
При неполных ответах команд привлекаются ученики из числа болельщиков или дополняют ответы члены судейской команды.
Судейская команда - (учителя начальных классов, химии, биологии; жюри не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения, разъясняет зрителям, какие неточности допустили участники при ответе.)
/Турнир проводит учитель и помощник (ученик)/
Ход мероприятия
1 ведущий (учитель)
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нём живём.
2 ведущий (ученик)
Ещё о том ведём речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
1 ведущий: Долгое время жизнь людей зависела от капризов окружающей среды. И вот однажды человек решил: хватит зависеть от природы, он сильнее природы и может её покорить. К чему это привело? К загрязнению воды, воздуха, гибели лесов и исчезновению многих видов растений и животных. Оказалось - человек не царь природы, а её составная часть и господство над природой может погубить её.
2 ведущий: Всё беднее становится растительный мир планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, в окружающей среде накапливаются не разлагающиеся отходы. Учёные предполагают, что через несколько десятков лет вода, воздух и почва могут быть настолько отравлены, что проживание человека станет невозможным. Поэтому охрана окружающей среды - одна из самых актуальных тем.
1 ведущий: Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть - 97% - идёт в отходы. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди обрекают себя жить среди огромных залежей мусора.
2 ведущий: По мнению итальянского учёного Роберто Брамбилы. Чтобы начать снижать наше влияние на окружающую среду, требуется немного: есть меньше мяса, иногда ездить на велосипеде или на метро, а не на автомобиле, использовать возобновляемые источники энергии. Также следует брать пример с китайцев и индусов, которые используют лишь необходимое и оставляют больше половины ресурсов планеты в распоряжение других видов. В противном случае, для удовлетворения наших потребностей в их нынешнем объёме понадобится планета в полтора раза больше Земли, делает вывод организация.
1 ведущий: Раньше учёные Всемирного фонда дикой природы (WWF)предупредили, что, помимо нынешнего затяжного экономического и продовольственного кризисов, миру грозят ещё и водный и масштабный экологический кризисы. Благодаря развитию технологий человек уже стал использовать уже больше земных ресурсов, чем планета в состоянии производить. 100-процентного дефицита ресурса следует ожидать уже через 30 лет и это станет причиной такого масштабного кризиса, последствия которого станут поистине катастрофическими. Если люди не изменят свой стиль жизни, им вскоре «понадобится другая планета», заявили учёные.
2 ведущий:
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля - дом наш родимый, ребята,
Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
1 ведущий:
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого мы станем только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами, такая планета нужна нам с вами. .....
Отборочный тур:
-
Что такое экология? (наука, изучающая жизнь различных организмов в их окружающей среде)
-
Что такое Красная книга? (список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений всего мира)
-
Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей через некоторое время трудно дышать? (уменьшилось количество кислорода).
-
Как называется водная оболочка земли? (гидросфера)
-
Каков состав воздуха? (азот - 78%, кислород - 21%, углекислый газ - 0,03%, инертные газы, пары воды)
-
Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
-
Где и почему легче дышится: в городе или в лесу? (в лесу, т.к. растения выделяют кислород)
-
Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зелёной зоне, прилегающей к автострадам? (автомобильные выхлопы содержат вредные вещества, которые могут привести к отравлениям).
-
Что такое парниковый эффект? (потепление климата Земли вследствие чрезмерного накопления в атмосфере углекислого газа)
-
Когда отмечается всемирный день Земли? (22 апреля)
-
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный (грязный, так как тёмные цвета на солнце быстрее нагреваются).
-
Почему нужно как можно реже пользоваться пенопластом? ( так как он практически не разлагается в природе).
-
Напиткам в каких бутылках лучше отдать предпочтение: в стеклянных или пластмассовых? Почему? (стеклянные бутылки можно использовать много раз).
-
Назовите естественные фильтры воды в природе (песок, известняк)
-
Назовите самое распространённое дерево речных берегов нашей местности, которое их укрепляет (ива)
-
Какие домашние растения способствуют очищению воздуха (хлорофитум, пеларгония).
-
Из-за какого полезного ископаемого воевали в древности (из-за соли).
-
Что такое окружающая среда (среда обитания человека и сфера его производственной деятельности).
Разминка для команд: вспомнить и назвать правила поведения в природе - 1 очко за каждый правильный ответ.
Игра для болельщиков: вспомнить и назвать природные ориентиры на местности.
Основной тур (вопросы на экране)
-
Объяснить необходимость такой меры по охране растительного мира, как сохранение леса (вырубка леса может привести к исчезновению зверей, птиц, насекомых, растений, обмелению водоёмов)
-
Вода играет важную роль в природе. Расскажите о значении воды в жизни природы (защищает землю от перегрева и переохлаждения; необходима для питания растений, животных, человека; благоприятная среда для обитания водных организмов; нужна человеку для приготовления пищи, в быту, на производстве, в медицине, в с\х)
-
Объясните, что будет, если не полностью выбирать полезные ископаемые в существующих местах добычи (это приведёт к разработке новых месторождений, к более быстрому истощению природных запасов)
-
Расскажи о мерах по охране вод (строительство очистных сооружений; контроль за уровнем загрязнения воды; посадка растений по берегам водоёмов; использование животных и растений для очистки воды, являющихся живыми фильтрами; экономия воды)
-
Перечисли источники загрязнения воздуха ( выхлопные газы автомобилей; продукты сгорания угля, нефти, дров; аэрозоли; поднимаемая ветром пыль; вулканические выбросы)
-
Всего 12 граммов нефти необходимо на 100 литров воды, чтобы сделать её непригодной. В Мировой океан попадает каждый год 3-4млн. тонн нефти. К чему это приведёт? (нефть затягивает плёнкой водоём, т.к.она легче воды, что затрудняет поглощение водой атмосферного кислорода и приводит к гибели живых организмов)
-
Чем опасен лесу неубранный туристами мусор: бумага, банки, бутылки? (из-за битого стекла и непотушенной сигареты может возникнуть пожар; брошенная бумага, консервные банки и полиэтиленовые бутылки разлагаются годами - бумага - 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтилен - 100 лет!)
-
Послушайте подсчёты учёных. Какие выводы нужно сделать? В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов, одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу и 200 тонн сажи в год, морские водоросли доставляют обитателям Земли 2\3 кислорода, который необходим для дыхания, нефть покрывает воду пленкой и нарушает процесс поступления кислорода в атмосферу (охранять воздух от загрязнения, т.к. он имеет большое значение для всего живого на Земле)
-
Это болотное растение - главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества (камыш).
-
Нам необходима бумага почти для всех видов нашей деятельности, это ведёт к вырубке леса. Что мы можем изменить? (собирать макулатуру, тратить время на вторичную переработку бумаги).
-
Шум - такой же медленный убийца, как и смог. Обоснуйте это заявление американского специалиста по шуму доктора Кудсена(провоцирует стресс, бессонницу, болезни сердца, преждевременная смерть)
Подведение итогов (слово предоставляется судейской команде), поздравления и награждение победившей команды.
1 ведущий: Проблема взаимоотношения человека и природы в наше время стоит остро. Сегодня мы учились любить и беречь наш общий дом - планету Земля. Давайте же беречь нашу планету: повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.
2 ведущий:
О, человек! Природа - мать
Ни рек и не морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых небес...
Цени её доверие, Природы! Не обмани его!
И в тёмный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
Информационные источники
-
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
-
Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
-
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
-
ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие - биологическое разнообразие России.
-
wwf.org - Всемирный фонд дикой природы WWF).
-
edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
-
forest.ru- интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
-
zmmu.msu.ru - кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.
-
ecosystema.ru -- экологическое образование детейи изучение природы России.
-
etno.environment.ru - этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.
Приложение
Дополнительные вопросы для отборочного тура:
-
что такое мусор (всё то, что остаётся после использования необходимых предметов)
-
что такое хлам (это прибранный мусор, который может ещё пригодиться)
-
что такое экологический кризис? (критическое состояние окружающей среды, которое угрожает существованию человека, вызванное расточительным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды).
-
какой учёный предложил в 1866 году термин экология (Геккель).
-
как называется ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта? (смог)
-
как называется металл, попадающий в окружающую среду при работе заводов цветной металлургии, вызывающий тяжёлые отравления у людей и животных, использующийся в медицинских целях? (ртуть)
-
от какого воздействия атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты? (космических излучений, ультрафиолетового излучения)
-
после применения пестицидов вредители неизменно возвращаются, но уже в виде мутантов или с повышенным иммунитетом, нанося ещё больший вред. Как назвали учёные этот феномен? (эффект бумеранга)