Модель урока по теме «Я землю эту родиной зову »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель урока по теме «Я землю эту родиной зову »Модель урока по теме «Я землю эту родиной зову »Модель урока по теме «Я землю эту родиной зову »Модель урока по теме «Я землю эту родиной зову »Модель урока по теме «Я землю эту родиной зову »Модель урока по теме «Я землю эту родиной зову »Модель урока по теме

«Я землю эту родиной зову »


Эпиграф

«Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить родной край»

Л.Н. Толстой

Цель: реализация краеведческого компонента базисного учебного плана через проектную деятельность на уроках истории и географии

Задачи

1 Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся о природе и истории родного края.

2.Развивающие:

  • презентовать накопленный материал, используя современные информационные технологии.

  • развивать навыки работы в группе.

3.Воспитательные:

воспитание любви к малой родине, бережного отношения к её природе, гордости за свой край.

Тип урока: интегрированный урок

Форма проведения: путешествие по родному краю (в форме устного журнала)

Применяемые технологии:

1.Технология индивидуализации и дифференциации

.Технология коллективных способов обучения и групповая работа

Технические средства:

  1. Компьютер, подключенный к сети Интернет.

  2. Фотоаппарат, видеокамера, сканер.

Программное обеспечение:

1. Операционная система Windows 2000/XP/Vista.

2. Офисный пакет MicrosoftOfficeXP/2010.

Оборудование и оформление:

Плакат «Без знания своих корней, истоков невозможно полюбить родную землю»

Карта Даровского района, эпиграф, карточки с цифрами, ключевые слова

Описание: разрабатываются и презентуются работы, в которых отражаются процессы происходящие в селе (с момента основания села до настоящего времени).

Учебно-методическиематериалы:



  • материалы из библиотек района;

  • из личных собраний;

  • районного музея;

  • личные воспоминания жителей села;

  • участников описываемых событий,

  • собственные видео,фото и аудио материалы;

  • программы для создания и редактирования видео, аудио и фотографий;

  • материал из интернет.



Ключевые слова:

село, творчество, патриотизм , талантливые дети, Родина, память, малая Родина.

Урок является продолжением проекта «Я землю эту родиной зову» выполненного учащимся 8 класса Кузнецовым Антоном, Кокориной Светланой, Игошиной Анастасией.

Слайд 1. Название урока «Я землю эту родиной зову»

(Приложение 1. Презентация к уроку)

Учителя: Добрый день!

Здравствуйте!

Сегодня, ребята, у нас урок необычный, а интегрированный, т.е. мы будем говорить об одной теме, но средствами разных предметов истории и географии.

Во-вторых, это будет урок путешествие по родному краю.

В - третьих, в основу урока вошёл материал совместной проектной деятельности учителей, родителей и учащихся 8-9 классов.

А тема урока: «Я землю эту родиной зову»

Слайд 2 с эпиграфом

А начнём мы наш урок со слов великого классикаЛ.Н.Толстого

«Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить родной край»

Работа с эпиграфом… Подумайте ,ребята, а что для вас означают слова МАЛАЯ РОДИНА

Схема оформлена на доске.

Малая родина



Ход урока:



Света и Настя:

Мир вам гости дорогие

Вы явились в добрый час.

Встречу с истоками родными

Мы приготовили для Вас.

Хлебом с солью вас встречаем

Да с радушьем приглашаем

В знаменитый край родной,

Что зовется - Кобрской землей!

Учащиеся: Родной край…

Леса, поля, луга, озера. . Стайки берез у оврагов и родников…

Учащиеся: Неповторимая красота - скромная,светлая - раскинулась вокруг.

Земля Кобрская - наш край, наша малая Родина! А с чего она начинается? Музыка М.Бернес С чего начинается Родина (Приложение № 2)

Учащиеся: С чего начинается Родина?

С трепетного и бережного отношения к природе, к роднику, который ты очистил своими руками, с дерева, которое ты посадил.

Учащиеся: С чего начинается Родина?

С гордости за своих предков, которых вспоила и вскормила эта земля…

Учитель: А в общем, она начинается с памяти.

(Слайд 3,4)

В 2011 году село отпраздновало свой юбилей, 310 лет со дня основания.

Это много или мало?

Для человека это много, а для села это очень мало.

Учитель: (слайд 5)

И так наше путешествие начинается. Но чтобы открыть первую страничку журнала вы должны ответить на наши вопросы и получить задание.

Из глубины веков доходят до нас первые упоминания о Кобре . Послушайте какую весточку из дали веков мы обнаружили «…А земля кобрская плодородная преимущественно дерново-подзолистая, глубина залегания грунтовых вод невелика, немало выпадает осадков, рядом реки Кобра и Молома…»

Вопрос классу. - Как вы думаете, почему люди поселились в этих местах?

У каждой группы на столе есть хронологическая таблица, где вписаны самые важные события в истории нашего округа. Ваша задача на протяжении урока быть очень внимательными и рядом с событиями вписывать даты, которые к ним относятся. (Приложение № 3)

Открываем 1- ю страницу (Музыка между страничками. Приложение №4)

Кто основал тебя, село,

Какой неведомый полянин?

Твой след годами замело,

Далёкий наш односельчанин.


И здесь, на горке у реки,

Народ со всей округи собран.

И всем невзгодам вопреки

Живет село с названьем Кобра.



Страничка 1 «Географическое положение села» (слайд 6)


Наше село находится на Восточно-Европейской холмистой равнине, поэтому оно само стоит на холмах и в окрестностях тоже встречаются холмы. Кобра находится в восточной части Даровского района к северо-востоку от районного центра п. Даровской. Удалено от районного центра на 26 км. Мы живём в умеренном климатическом поясе, поэтому климат у нас умеренно-континентальный, преимущественно с западным переносом воздушных масс. Большое влияние на климат оказывает Атлантический океан., приносящий облачную погоду и осадки. Село находится в подзоне южной тайги.Почвы дерново - подзолистые. В 500 метрах от села протекает река Кобра. Это равнинная речка с небольшим уклоном и скоростью течения. Примерно в 4 км от села Кобра впадает в Молому, являясь её правым притоком. По берегам реки и в окрестностях села растут сосна европейская ,берёза, осина, ольха, ель, много кустарников и трав: майник, золотая розга, брусника, малина ,черника , хвощ, кислица и др. Животный мир многообразен. Встречаются представители земноводных, пресмыкающихся, зверей (лось, кабан, медведь, волк, лиса и др.) В реках Кобре и Моломе водятся различные виды рыб.

Музыка между страничками.

Следующая наша страничка- 2 «Откуда произошло название села»

Вопрос: как вы думаете, почему Кобру так назвали?

(Материал из проекта. Слово участникам проекта.)

(Слайды 7-12)

А сейчас послушайте… Когда узнают, что мы родом из с.Кобра, сразу задают вопрос: «Что у вас там, змей много?» Широко бытует мнение, что название этих рек связано с именем очковой змеи - кобры. Подобные утверждения встречаются и у кировских писателей. Поднявшись, на самолёте, над рекой Коброй поэт воскликнул: «И Кобра кольца вьёт!» Прозаик выразился точнее: «Тихая лесная река… Недаром народ назвал её Коброй. Как змея, она то извивается бесконечными петлями, то вдруг выпрямится многокилометровыми плёсами». Так пишет писатель Кулябин в своей книге «Сокровища Кобры» А на самом деле… Село наименовано по реке Кобре, название которой известно по документам с начала 17 века. Таким образом, эти название древнее и восходит к финно-угорским языкам: коми-пермятскоекорби «глухой лес»; карельское корби «местность, поросшая дремучим лесом. Следовательно, Кобра - «река, заросшая труднопроходимым лесом».

Стихотворение на фоне музыки (музыка между страничками).

Ты с первых дней была рекой недоброй

И на счету твоем немало бед.

Не зря ж тебя назвали Коброй,

Хотя на Вятке рек подобных нет.

Спина гладка, лоснится словно шкура,

В изгибах тело, наготове яд.

Уж такова змеиная натура,

Но с Коброй повстречаться я бы рад.

Здесь ласточки летают над пригорком,

Да так, что дух захватывает аж.

И я воспринимал с таким восторгом

Их мастерство и высший пилотаж.

А Кобра им касаткам вряд ли рада

Галдят весь день над самой головой.

И даже солнце летом ей не надо,

Лишь бы в тени понежиться с травой.

Опутана лесами и лугами,

То в омут бросит, то в водоворот.

Подмытые деревья топляками,

Зарылись, как сомы, в глубину вод.

А ветры их, как сломанные ребра,

Чернеют, словно острые ножи.

Холодная, стремительная Кобра

Навстречу с Даровушкою спешит.

(Автор - даровской поэт Ю. Звягин)

Музыка между страничками.

(Слайды 13-14)

Страничка 3 «Сколько лет Кобре?»

(Материал из проекта.Слово участникам проекта)

На магнитной доске карточки с датами основания села


Первая публикация о ней, проливающая свет на дату основания, появилась в районной газете «Колхозная жизнь» в 1960 году. И посвящалась она 250-летнему юбилею села. Следуя логике, село Кобра возникло в 1710 году. В книге «Котельнич. Годы и люди» датой основания Кобры назван 1711 год. И, наконец, есть еще один источник, указывающий на время возникновения Кобры. По указу архиерейского приказа село Кобра основано в 1701 году (поскольку разные даты основания Кобры не подтверждены документами, бесспорным пока остается дата основания села в 1701 году на основании Указа архиерейского приказа

Вопрос: так в каком же году основана Кобра? Покажите карточку.

Музыка между страничек.

(Слайд 15-21)

Страничка 4 «История села»

(Материал из «проекта. Слово участникам проекта.)

Сейчас девочки представят вашему вниманию некоторые факты из истории села. Мы просим быть вас внимательными и выбрать то, что вам показалось наиболее интересным. В 1904 году в Вятской типографии была напечатана брошюра, автор Н.
Фролова о жизни и деятельности преподобного отца Филиппа Шубина. В
брошюре описываются события начала XIX века. О Кобре автор пишет так:
«Дорог в этой местности не было, существовали только тропинки. Частые
лесные пожары наводили ужас на жителей, и большинство их постоянно
трепетало от страха, ожидая чуть ли не каждый день смерти. Ведь в лесах
спасения от смерти не было. В 1711 году обосновались в Кобре предки
нынешних сельчан. В дремучих лесах, изобилующих всяким зверьем,
особенно медведями - овсяниками, условия жизни у них были ужасны. Часто
медведи появлялись в деревнях. Люди запирались в дома и сутками не
выходили на улицу»...В течении 17 века на территории Вятского края было открыто 18 монастырей, в т.ч. и Введенско-Закобрский. Было построено 2 деревянные церквушки, которые позднее сгорели и на их месте былапостроена каменная церковь, которая стоит и поныне. Строительство каменной церкви продолжалось 9 лет, строили всем миром, раствор для кладки кирпичей разводили на яичных желтках, чтобы крепко было, на века. Так начиналась история нашего села. Сначала село называлось неКобра, а Верхокобрское. Долгие годы Кобра была крошечным селом. Все её постройки: церковь, дома священников, кабак, ямщицкая изба, торговая лавка. В 1858 году была образована Рязанская волость, в которую вошло село Кобрское с окружающими приходскими поселениями. К этому времени «в селе Верхнекобрском при речке Кобре» было 5 дворов с 53 жителями. Жители Рязанской волости кроме сельскохозяйственных работ занимались извозом, заготовкой и сплавом леса, хлебной торговлей с выездом в соседние губернии, рыбной ловлей, плотничали. Лишь через 140 лет в селе начали учить грамоте, В 1860 году в селе открылась трёхклассная школа грамоты, а в начале 1870-х - церковно - приходская для девочек. 13 марта 1869 года уездным земством было организовано училище для мальчиков, первым учителем которого стал А.В.Садырин. И только в 1878 году 13 марта была открыта в селе церковно-приходская школа. Полтора века без школы! Безграмотность, средневековая дикость, знахарство - вот, пожалуй, и всё чем был знаменит край наших предков. Количество прихожан в начале 1910 - годов составляло около 8000 человек, которые проживали в 90 селениях. К началу1870-х годов в приходе Введенской церкви числились 123 селения, с населением почти 5300 человек.в 1880-х годах в селе Верхокобрскомоткрылся фельдшерский Пункт на 5 коек. К началу 20 века общая численность населения Рязановской волости увеличилось до 9000 человек. Административный центр волости находился в починке Кокушинском (совр. Деревня Перетягины). В 1910 - е годы, невзирая на начавшуюся империалистическую войну, население Рязанской волости продолжало расти. По статистическим данным тех лет в 1913 году оно составляло 9961 человек, а к 1916 году увеличилось до 11230 человек. Беседа с классом.

Музыка между страничками

Страничка 5 «Кобра в годы революции»

(Материал из проекта.Слово участникам проекта).


Великий Октябрь принес светлую радость и в наши края. Но не легко было первым коммунистам, прокладывать дорогу новому. В деревне крестьянство расслоилось. Богатые хуторяне - отрубники, кулаки с попами оказывали Советской власти ярое сопротивление. В 1918 году банда во главе с А.Т. Решетниковым организовали известное рязанское восстание. Кулаки арестовали коммунистов волости и учинили суд над ними. Но расправа не состоялась. Председателя УЧК товарищ Менсак и два солдата под покровом темноты внезапно сняли часового у волостного правления в деревне Перетягины. Брошенной бомбой была поднято невероятная тревога. Палачи, судившие коммунистов бежали. Так позорно закончился кулацкий мятеж. Кулаки мешали становлению нового уклада жизни. Их жалкие попытки были обречены на провал. В плоть до 40-х годов Кобра почти не отличалась от захолустья.

Музыка между страничками

Страничка 6 «Великая Отечественная война»

(Материал из проекта.Слово участникам проекта)

В трудные годы войны мужчины села ушли защищать Родину. Многие погибли на поле брани, другие выжили и вернулись в село с орденами и медалями:

6 орденов носил капитан Иван КузмичХолманских

4ордена Николай Андреевич Ульянов

2 ордена Павел Кузьмич Ковин

Памятник на территории школы никогда не позволит нам забыть о подвигах односельчан.

Из воспоминаний тружеников тыла. Жители села вспоминают…

В Кобре в центре села была ветлечебница. Лечил животных (а иногда и людей, особенно экземы рук) опытный ветфельдшер Леонид Николаевич Швецов. В начале Отечественной войны его призвали на фронт. Остался за него инвалид-санитар. Однако он справлялся только с обрубкой копыт у лошадей и коров. Молодые и здоровые кони были отправлены в действующую армию, остались больные да старые. Кобрская МТС имела немного тракторов. Пахали на них днём и ночью.Иногда отказывали фары (перегорали лампочки), тогда на фары навешивали керосиновые фонари. За трактором на каждом плуге сидел плугарь. Обычно это были мальчишки 9-10 лет. Бывало, они засыпали, срывались под лемеха - и финал был трагическим.Колхозники, все больные старики и вернувшиеся с фронта раненые, копошились на своих огородах. В сенокос все от малого до старого косили, грабли траву, ставили стога.На трудодень почти ничего не давали: зерна - по 100 -150 граммов, солому. Исключением был колхоз «1-е Мая», где зерновых собирали по 25-30 центнеров с гектара. А руководил колхозом совсем неграмотный, но талантливый Н. М. Краев.Налоги выжимали из крестьян почти все выращенное на осырках и в хлевах. Имеешь корову или нет - сдай государству 250 литров молока, 40 килограммов мяса, 200 яиц. Не сдал - опишут имущество. В 1946 году в России была страшная засуха. Земля потрескалась, обмелели реки, выгорела трава, засохли яровые посевы. Пережили этот страшный год кое-как. И в 1947 году нечего было собирать на поле. Ели все: куколь, лебеду, песты, кисленку. Не чурались и павших животных, пока их не стали обливать керосином и сжигать. Боялись эпидемии.От голода в от год умерло много стриков. А тут пришла еще одна беда -появились волки-людоеды. Нападали они на купающихся ребятишек. В районе волки загрызли около 50 детей. В лес за грибами ходили по 10-15 человек: кто с ружьем, кто с топором, кто с вилами.Газеты молчали о волках людоедах. Да только ли об этом молчали: за одно слово против власти - 5-10 лет лагерей.1946-1947 годах лошади заболели чахоткой, у каждого столба расчёсывали кожу до крови. В Кобре построили десятки избушек - газокамер, в каждую ставили по лошади. Вверху избушки - окошко для головы лошади, чтобы дышала свежим воздухом, а в газокамере сжигали горючую серу, натирали животных товарным дегтем с порохом. Однако падеж был очень большой. С 1948 года жизнь начала улучшаться. Карточки были отменены. Можно было купить в очереди 2-3 килограмма хлеба.

Подрастало новое поколение, и о трудностях помаленьку начали забывать. Только старики не забывают пережитое. Менялось лицо Кобры. Строились новые здания, новый клуб, радиоузел, школа, пекарня, детсад и ясли, столовая.

Показываем отрывок из видеоролика «Тут всё моё и я отсюда родом? (Приложение № 5)

Музыка между страничками

Страничка 7 «Село сегодня»

Презентация (демонстрируются слайды 22-64, отражающие жизнь села)

На 1 января 2013 года в селе постоянно проживает 465 человек. Из них работающих 114 чел., пенсионеров -193 чел. Мало рождается детей, их всего -45. Село постепенно вымирает.В селе практически нет организаций , поэтому трудно трудоустроиться.В основном, занимаются лесозаготовкой и деревообработкой частные предприниматели.

В селе есть администрация сельского поселения, аптека, Дом Культуры, ФАП, отделение связи, библиотека, отделение сбербанка, 3 магазина, столовая, церковь, школа с дошкольной группой и интернат. В школе обучается 35 учащихся, дошкольную группу посещают 7 ребят. Слабо развита инфраструктура, плохого качества дороги. Но несмотря на все проблемы село живёт. Хотя большая часть жителей пенсионного возраста, они не сидят без дела.Активно участвуют в художественной самодеятельности в сельском Доме Культуры, ставят концерты и спектакли к праздникам, ведут здоровый образ жизни. (слайд)Зимой встают на лыжи, а летом садятся на велосипеды, ходят в лес, собирают ягоды и грибы. Мужчины села - заядлые охотники и рыбаки, а ещё увлекаются плетением корзин из лозы. Женщины любят вязать крючком и на спицах. Вяжут много удивительно красивых вещей. (слайд)Мужчины увлекаются резьбой по дереву.Принимают активное участие в выставках декоративно- прикладного искусства. Известные мастерицы по вязанию Кузнецова Л.Ф. Устюжанина Е.Б., Краева Т.Н. Они одевают в вязаные вещи семью, вяжут коврики и прихватки. (слайды) Долгое время , более 10 лет ,в школе вела кружок вязания Малюгина Н.П. Она терпеливо учила девочек азам вязания с 1 по 9 кл. Начинали с маленьких образцов , а заканчивали крупными изделиями. Это были кофты, шали . (слайд)Многие в селе увлекаются вышивкой. Замечательные работы представила выпускница нашей школы Клёпова Ольга. Кроме вышивки она ещё увлекается квилингом. Также Оля вышивает бисером.С наступлением весны женщины села занимаются цветоводством. Яркие цветники радуют глаз. (слайд)Село живёт благодаря великим труженикам, которые родились здесь и по-настоящему любят свою малую родину. (слайд)

Музыка между страничками

Страничка 8 « Родительский вклад в историческую копилку»

(Материал из проекта.Слово участникам проекта Семейные работы)

При подготовке к сегодняшнему уроку учащимся и родителям было предложены мини-проекты:

Темы проектов:

«Святые места села»;

«Семь самых красивых зданий села»;

«Семь любимых мест отдыха жителей села»;

«Природа края»

Приложение № 6

Благодарим всех за работу

Музыка между страничками

Страничка 9« Они прославили наше село»

Немало известных людей взрастила кобрская земля. Это те, кто своим трудом, умением и талантом прославили село

Это Москалёв Николай Прокопьевич- доцент МГУ,

Пенретягин Павел Фёдорович- Доцент Белорусской сельхоз академии,

Хоробрых Сергей Васильевич-лётчик. командир экипажа «Боинг -737»,

Присмотров Николай Иванович - преподаватель ВГУ,

Комлев Юрий Геннадьевич - нейрохирург,

Смёрдова Елена Аркадьевна «заслуженный работник сельского хозяйства РФ»,

Смирнова Елена Васильевна -лауреат областного конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина- лидер»,

-Двинских Алевтина Андреевна в 2012 году была победителем областного конкурса профессионального мастерства среди начальников отделений почтовой связи.

А ёщё:

- из 13 работающих ныне учителей и воспитателей нашей школы 10 являются её выпускниками .

Клёпов Иван Фёдорович - писатель.

-Дубровин Василий Петрович и Лазарев Максим пишут стихи, которые неоднократно печатались в районной газете «Слава труду», выпущены сборники стихов

Максим Лазарев сегодня наш гость. Предоставляем ему слово.


(рассказ Максима о себе и песня) Приложение № 7 Работа с хронологией

А сейчас проверьте работу с хронологической таблицей

Выводим хронологию на доску. (Слайд № 65)

Проверили, сдайте листочки

Рефлексия Вот и подошёл наш урок к концу. Давайте свою любовь к малой родине выразим с помощью синквейна. Памятки на столах. Ключевое слово МАЛАЯ РОДИНА. Приступаем к работе. Приложение №9 Музыка- песня Витаса «Малая родина» Приложение № 10 Проверяем работы. Приложение №11

Музыка между страничками

(Слайды 66-69)
Учащиеся. Малошонская гора. Это самое высокое место в округе. На самом краю обрыва растут тополя. Их толстые корни частью оголились и висят в воздухе, но деревья ещё крепкие, они не сдаются и упорно держатся за свою родную землю. Уходят в глубь и питаются её силой. И глядя на эти тополя начинаешь понимать слова «вот здесь наши корни», ощущаешь неразрывную связь со своей землёй, огромное желание быть ей нужным и полезным. Ведь кто мы без корней? Перекати поле… Мы, молодые, должны своей жизнью продолжить традиции своего рода, нашего края, нашего народа. Эстафета поколений переходит к нам, теперь мы за всё в ответе.

Не исчезай, моё село-

Твой берег выбрали поляне,

И ты в него, судьбе назло,

Вцепись своими тополями

Прижмись стогами на лугу

И не забудь в осенней хмари:

Ты-будто «Слово о полку»-

В одном бесценном экземпляре


Прежде чем проститься, мы хотим поблагодарить гостей за работу и подарить небольшие сувениры. Д/З Написать сочинение « Мои впечатления от урока» Раздаём памятки. Приложение12. Урок окончен, до новых встреч! Приложение № 8

14


© 2010-2022