Внеурочная деятельность по курсу Люблю тебя, мой край родной

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность во 2 классе

Тема: «Экологические проблемы города Мурома»

Цели:

  • Формировать понимание сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством.

  • Формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за ее сохранение.

  • Воспитывать любовь к родной природе, ее красоте. Осуществлять патриотическое воспитание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

(Презентация, слайд 1-6)

2. Вступление

Учитель: Ребята, знакомы ли вам такие ситуации, которые вы видели на фото?

- А в нашем городе существуют такие проблемы?

- Где вы их наблюдали?

- Хотелось ли вам жить в таком городе?

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня на занятии? (Слайд 7)

- Природа многообразна и непредсказуема. Она - то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна. (Презентация, слайд 8,9)
Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.

- Сегодня я предлагаю совершить экологическое путешествие и поговорить о природе нашего города. А что бы вы не забывали о наших путешествиях, вам каждому нужно будет вести небольшой блокнотик по итогам нашей работы.

3. Экологическое путешествие

Первая остановка нашего путешествия называется - «Живая страничка». (Слайд 10)

Вам надо отгадать загадки, которые подготовили ребята каждой группы.

( Учащиеся загадывают загадки про снегиря, грача, синицу, утку, сову, дятла)

( Слайд 11-16)

- Какую роль в нашей жизни играют птицы?

-А каких птиц можно увидеть на улицах нашего города?

- Почему мы с вами должны о низ заботиться?

Учитель: Следующая остановка называется - «Экологическая». (Слайд 17)

Учитель: Давайте определим, что такое экология?

Учитель: Экология, это слово происходит от двух греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.(Слайд 18)

Послушайте стихотворения ребят, которые расскажут , что может произойти с природой если плохо к ней относится.

- Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.


- Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?


- Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость,
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
- И тогда любой зверек -
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба -
Скажет: «Ты - мой друг! Спасибо!»

- Ребята, вы сейчас прослушали стихотворение и давайте сейчас в своих книжечках нарисуйте экологический знак, который поможет охранять природу.( Дети самостоятельно рисуют знаки в блокнотах)

Учитель: 3 остановка - «Экологический словарь».( Слайд 19)

- Как вы думаете, что такое словарь? Какие словари бывают?

-Какие слова будут занесены в экологический словарь?

Многие растения и животные, которые встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности.
По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена Красная книга. Красный цвет- это сигнал опасности, понятный для всего мира. В нее занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.

-Ребята, а какие животные и растения нашей области занесены в красную книгу?

( Слайды36-39)

- Ребята, а я предлагаю вам занести в экологический словарь следующие слова: заповедник, заказник, национальный парк.

Дети: Заповедники. Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.(Слайд 20)

Дети: Заказники. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.(Слайд 21)

Дети: Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать, можно наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но в парке есть такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.(Слайд 22)

-Запишите эти новые для вас слова в свои блокоты.

Учитель: Недалеко от нашего города есть Муромский заказник

Му́ромский зака́зник - государственный природный заказник федерального значения во Владимирской области. (Слайд24, 25,26) Животный мир заказника

Прогуливаясь по заказнику «Муромский есть большая вероятность встретить в первую очередь кабана, зайца, лису, белку, а также лося, как этого на берегу реки Виша». На территории заказника учтено несколько сотен пар выхухолей и несколько десятков бобровых поселений.

Есть большая вероятность встретить хоря чёрного, белку, кабана, ондатру, зайца-русака, лисицу, выдру, зубра и лося. Так же здесь обитают хорь белый, норка, куница, ласка, горностай, зайцы-беляки, енотовидная собака и барсук. Есть свидетельства о заходе волков, однако постоянно они здесь не проживают.

Из птиц часто можно встретить глухаря, тетерева, ястреба-тетеревятника, перепела, болотного луня, серого журавля, уток, уток-крякв и, конечно, обычных серых ворон и гусей.

Так же здесь встречаются бекас, рябчик и серая куропатка, гнездятся шилохвость, дупель, кулик, свиязь, чирки-свистуны, кроншнеп большой, вальдшнеп[5]

Дата создания

Государственный природный заказник федерального подчинения "Муромский" учрежден 25 сентября 1968 года Приказом Главохоты РСФСР № 403 (утвержден Приказом Минсельхоза № 1500 от 24 ноября 2003 года).

Географическое положениеВнеурочная деятельность по курсу Люблю тебя, мой край родной

Заказник расположен в пойме Оки, на территории Муромского и Гороховецкого районов Владимирской области.

Цель создания, основные объекты охраныВнеурочная деятельность по курсу Люблю тебя, мой край родной

Заказник организован в целях сохранения и восстановления численности выхухоли, занесенной в Красную книгу РФ.
К основным объектам охраны относятся: выхухоль и все виды охотничьих животных Владимирской области, а также памятник природы "Озеро Виша"

ПлощадьВнеурочная деятельность по курсу Люблю тебя, мой край родной

1964 год - 33 800 га
1967 год - 50 000 га
1971 год - 56 200 га (утверждено Приказом Минсельхоза № 1500 от 24.11.2003 г.).

Охранная зонаВнеурочная деятельность по курсу Люблю тебя, мой край родной

Охранная зона шириной 500 м по периметру заказника установлена Постановлением Главы администрации области от 12.09.96 г.

Экологическое просвещениеВнеурочная деятельность по курсу Люблю тебя, мой край родной

В школах на территории заказника проводится эколого-просветительская работа с учащимися.
В Алешунинской школе открыт музей Н.А.Некрасова, в экспозициях которого большое внимание уделено охране природы родного края.

Учитель: В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение « борьба с природой». В наш век соотношение сил «человек - природа» стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах, реках, чистом воздухе, флоре и фауне - главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой.

4 остановка «Экологические проблемы»

Учитель: Рассмотрим некоторые экологические проблемы:

загрязнение вод;

  • уничтожение лесов;

  • загрязнение воздуха;

  • деградация земли ( Слайд 27, 28, 29)

Музыкальная физминутка (Прослушивание голосов птиц)

Учитель: Экологическая ситуация в городе. В некоторых странах воду даже закупают. К счастью, Мурому повезло. По данным МП "Водоканал", под ним расположено настоящее подземное море чистейшей питьевой воды. Город стоит на красавице-Оке, которую поэт Андрей Вознесенский назвал хрустальною из-за ее чистоты.

(слайд 32, 34)

И, действительно, Оке повезло больше других крупных рек Европейской части России. Нет на ней гигантских электростанций, превративших старшую сестру Оки - Волгу в смердящий и разлагающийся затон. Муром избежал этой напасти. Но есть другая: заводы-загрязнители и недобросовестные их руководители, считающие, что большая река все выдержит.

Сколько зла наносим реке мы сами, наслаждаясь отдыхом на берегу в летнее время. Пройдите сегодня по любому из берегов Оки и сможете в этом убедиться. Хлам и запустение: газеты, полиэтиленовые пакеты, оберточная бумага, тысячи полных и раздавленных пластиковых бутылок разного калибра.

- Мы пытаемся противостоять злу, - говорит руководитель экологической лаборатории "Экокультура" при региональном центре культурных инициатив Е.Н. Мурграф. - В Международный день защиты окружающей среды провели массовый рейд в защиту чистоты берегов Оки. Собрали несколько тонн бытовых отходов. Участвовали в этой экологической акции в основном школьники. Молодцы, ребята. Но этого мало. Подобные субботники надо бы проводить еженедельно.

Тогда экологи-общественники разработали и провели операцию "Чистый берег Оки", на котором расположен Муром. Каждая из школ получила для работы зону в несколько сот метров. В районе выемки работали ребята из средних школ №№ 4, 7,10. Ближе к наплавному мосту - №№ 5, 3, 9. Не остались в стороне и сельские школьники. Ребята из Якиманско-Слободской школы с честью выполнили свою часть общей задачи.

Хотя, как считает Елена Николаевна, все-таки главная задача лаборатории "Экокультура" состоит не в том, чтобы самим убирать, а обратить внимание на проблему, помочь осознать ее важность и подключить к ее разрешению специалистов.

В последнее время особую озабоченность экологов вызывает состояние земноводных и пресмыкающихся. Поэтому муромские природолюбы подключились к проведению областного конкурса "Царевна-лягушка", который проводят департамент по охране природы и управление природопользования, департамент образования и лаборатория "Экокультура". Школьники, студенты и взрослые люди участвовали в восьми экспедициях, обследуя в том числе и реки Ока, Колпь, Ушна, Клязьма, изучали места обитания рептилий и амфибий, а также вели широкую пропаганду этих видов животного мира. Ведь, что и говорить, отношение ко всякого рода змеям, тем же лягушкам, ящерицам и другим "гадам" отрицательное.


Учитель: недавно появилась ещё одна экологическая проблема. В деревне Монаково (нижегородская область), что находтся недалеко от г.Мурома хотят построить Атомную станцию. Жители нашего города поднялись на защиту нашего города от этого строительства. Были организованы митинги, сборы подписей против строительства АЭС.

Пока строительство АЭС преостановлено, надеемся, что его отменят совсем.

Учитель: Следующая остановка - «Экологическая задача».

- Как вы думаете, всегда ли люди поступают правильно, когда хотят спасти природу? Найдите ошибку. (Слайд 33)

Напали на лес полчища гусениц, объедали листья, съедали цветы. Стали люди лечить лес. Спасали разными ядовитыми порошками и туманами. Всех гусениц перетравили. Какую ошибку допустили люди?

Учитель: Сейчас, работая по группам, вы должны сформулировать правила охраны природы:

1 группа- охрана природы в городе

2 группа- охрана природы наших лесов ( Слайд 40-41)

Учитель: Зачем нужны эти правила?

Учитель: Ребята, знаете ли вы. Что бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло - 1000 лет?( Слайд 42)

- Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть поговорки и объяснить ее смысл. (Слайд 43)

  • Много снега - много хлеба.

  • Лес да растение - зверю спасение.

  • Лес и воды - краса природы.

  • Враг природы тот, кто лес не бережет.

Учитель: Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но еще есть и экологические даты в календаре. (слайд 44).

  • 22 марта - Всемирный день воды.

  • 1 апреля - Международный день птиц.

  • 22 апреля - День земли.

  • 5 июня - Всемирный день окружающей среды.

Учитель: я приготовила для вас такие памятки. Вы наклейте их на свои блокноты. А дома нарисуйте к ним обложку и придумайте название.

4. Итог

- Для чего люди придумали экологические даты?
- Какой город нам хочется видеть, тот, который мы видели в начале занятия или чистый и красивый?

-От кого это зависит?
- На этом наше путешествие закончилось. Я желаю вам, чтобы вы всегда шли только по дороге добра, всего вам доброго.


© 2010-2022