Рабочая программа: Литературное чтение 1 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса «Г» составлена в соответствии с требованиями:

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

  • примерной программой начального общего образования по литературному чтению;
  • авторской программы по предмету (М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Литературное чтение» по УМК «Перспективная начальная школа»);
  • образовательной программы МБОУ «Начальная школа №3»;
  • учебного плана МБОУ «Начальная школа №3».

Цель: - сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму. Задачи:
  • необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
  • начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
  • логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
  • актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.


Особенности организации учебного процесса по предмету

в преподаваемом классе


Программа разработана с учётом индивидуальных способностей учащихся 1 «Г» класса. В классе 31 учащихся. Все дети до поступления в школу посещали детский сад и имеют необходимую базу для дальнейшего обучения.

На основе метода наблюдения, индивидуальной беседы с родителями, необходимо организовать работу в данном классе с учётом уровня сформированности познавательных интересов учащихся: Рациональный отбор учебного материала (выделение базового, второстепенного, дополнительного).

  • Дифференциация процесса обучения.
  • Учёт уровня продвижения учащихся в соответствии с исходным уровнем знаний и способностей.
  • Индивидуализация процесса обучения.
  • Развитие познавательных способностей - прогнозирования, восприятия, мышления, памяти через отбор содержания.
  • Опора на достигнутый уровень интеллектуального развития младших школьников.
  • Задания высокого мыслительного уровня.
  • Применение различных видов проблемного обучения (исследовательских, поисковых, метода проектов, методов решения различных творческих задач).
  • Учет интересов школьников при организации работы в зоне творческой самостоятельности.
  • Опора на индивидуальные особенности учащихся при отборе содержания и методов обучении.

Всоответствии с учебным планом на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 91 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 37 ч (10 учебных недель) - урокам литературного чтения.

Особенности содержания регионального национального и этнокультурного компонента по русскому языку № Тема урока Содержание Дата 1

Тайны загадок. Загадки хакасского народа 16.03 2

В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге.

В читальном зале: сказочные звуки. Городская библиотека имени Пушкина -экскурсия 16.05
17.05 3

Сказка, которая нравится Знайке:

Б. Заходер «Серая Звездочка». Хакасские сказки 18.05

Формы межпредметной интеграции в учебном предмете


класс

предмет

содержание

1 «А» история Письмо текстов, предложений содержащих историческую тему окружающий мир Письмо текстов, предложений, содержащих сведения об окружающем мире математика Письмо текстов и предложений с математическими понятиями.


Планируемые результаты освоения программы:


Личностные УУД

  • понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
  • овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;

  • формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
  • самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;

  • использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

  • понимание и постановка учебной задачи;

  • составление плана и последовательности действий;

  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  • коррекция - внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.


Познавательные УУД

  • формирование познавательной учебной задачи;

  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;

  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);

  • рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
  • выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.


Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.

Знаково-символические познавательные действия:

  • моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
  • составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;

  • составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами - все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

Логические универсальные действия:

  • анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
  • установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;

  • формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;

  • сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;

  • аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

  • понимание и формирование учебной задачи;

  • выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.

Коммуникативные УУД в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:

  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;

  • умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;

  • умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
  • овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

  • воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
  • овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
  • воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
  • формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.


Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление: о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); об отличии фольклорного текста от литературного; об отличии поэтического текста от прозаического; о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов; о том, что такое рифма. Знать: наизусть 3-4 стихотворения разных авторов; содержание произведений, прочитанных в классе. Уметь: читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух; 40- 45 слов в минуту молча; понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы); отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление». самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»


Текущий контроль в 1 классе осуществляется согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Начальная школа №3». В сентябре проводится диагностическая работа, позволяющая определить исходный уровень развития учащихся. В конце учебного года (апрель) проводится комплексная работа на метапредметной основе. Текущий контроль в течение учебного года предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учащимся.

Количество часов, на которое рассчитана программа
Программа и материал УМК «Литературное чтение»: рассчитаны на 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам литературного чтения.




Календарно-тематическое планирование по «Литературному чтению»

Тема урока

К-во ч.

Характеристика основных видов деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

На огородах Бабы-яги - 8 часов.

Начало пути: волшебные предметы и помощники.

Осмысленное чтение текста. Сравнение образов. Сочинение докучной сказки. Анализ и обсуждение сочинений учащихся (собственных считалок, загадок, закличек, докучных сказок). Иллюстрирование героев. Заучивание считалок. Игры со словами («Доскажи словечко» Шарады. Ребусы). Сравнение малых жанров (заклички-считалки-загадки). Иллюстрирование загадок, докучных сказок.

09.03


Законы докучной сказки.

10.03


Секреты считалок.

14.03



Древние считалки.

15.03



Тайны загадок.

16.03


Как устроена загадка.

17.03


Заклички: обращение к природе.

21.03


Трудности скороговорок.

22.03


Пещера Эхо - 6 часов.

Созвучные хвосты слов.

Выразительное чтение текста с разной интонацией (Б. Заходер). Игра со словами («Доскажи словечко». Шарады. Ребусы). Поиск рифмы в произведениях Н. Носова, 3.И.Пивоваровой, А. Дмитриева. Составление рифмованных строк. Чтение по ролям произведений «Эхо», «Приключения Незнайки», стих «Шлагбаум».

04.04


Созвучные концы слов.

05.04


Рифма и смысл.

06.04


Рифма и смысл.

07.04


Шуточные стихи.

11.04


Шуточные стихи.

12.04


На пути в Волшебный лес - 2 часа.

Сказка-цепочка.

Чтение текста по цепочке («Репка», «Теремок», «Колобок»). Инсценировка «Репки». Пересказ текста. Сравнение текстов. Поиск информации с помощью «Оглавления» учебника. Иллюстрирование сказок.

13.04


Сказка-цепочка.

14.04


Клумба с Колокольчиками - 2 часа.

Звучащие стихи.

Чтение текста по цепочке. Игры со словами (Анаграммы. Ребусы. Загадки. Шарады). Чтение текста хором Поиск (словарная работа). Участие в диалоге при обсуждении текстов. Осмысленное чтение текста про себя. Игры со словами («Доскажи словечко». Шарады. Ребусы). Выразительное чтение текста. Сочинение рифмованных строк. Чтение по цепочке.

18.04










Звукопись в поэзии и прозе.

19.04


В лесной школе - 4 часа.

Считалка, скороговорка или дразнилка?

Чтение текста по цепочке. Пересказ текста. Сравнение текстов (считалка, скороговорка или дразнилка). Поиск информации по «Оглавлению» учебника.

20.04


Чувство юмора в поэзии.

21.04


Стихи про девочек и мальчиков.

25.04


Фантазия в литературе.

26.04


Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения - 3 часа.

Особый взгляд на мир.

Сравнение образов. Сочинение загадок, рифм. Анализ и обсуждение работ. Игры со словами («доскажи словечко» Шарады. Ребусы.) Сравнение жанров (заклички-считалки-загадки). Иллюстрирование загадок.

27.04


Что видит и слышит поэт.

28.04


Что видит и слышит поэт.

03.05


На выставке рисунков Юрия Васнецова - 5 часов.

Прибаутка и небылица.

Дидактические игры; работа в парах при анализе иллюстраций; самостоятельное заучивание прибауток, небылиц; работа с информационными источниками (учебниками и тетрадью на печатной основе); антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока); участие в литературной викторине.

04.05


Дразнилка, прибаутка или небылица?

05.05


Искусство иллюстрации: что видит художник.

10.05


Рифмующиеся слова и изображения.

11.05


Рифмующиеся слова и изображения.

12.05


Работа по хрестоматии «Литературное чтение» - 10 часов.

В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге.

В читальном зале: сказочные звуки.

Осознавать смысл прочитанного.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах

16.05


Снова в Библиотеке: воображаемый мир.

17.05


Сказка, которая нравится Знайке:

Б. Заходер «Серая Звездочка».

18.05


Что читает Знайка: стихи о девочках и мальчиках.

19.05


Сказка, которая нравится Знайке:

Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение).

23.05


Любимые стихи Буратино: Саша Чёрный «Зверюшки».

Разговор с Буратино, Незнайкой и Мальвиной: обсуждаем книгу Саши Чёрного «Песенки».

24.05


Сказка, которая нравится Знайке:

Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение).

25.05



Учебно - методическое обеспечение

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2014.


© 2010-2022