- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа: Литературное чтение 1 класс ПНШ
Рабочая программа: Литературное чтение 1 класс ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шпак Г.А. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса «Г» составлена в соответствии с требованиями:
-
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
- примерной программой начального общего образования по литературному чтению;
- авторской программы по предмету (М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Литературное чтение» по УМК «Перспективная начальная школа»);
- образовательной программы МБОУ «Начальная школа №3»;
- учебного плана МБОУ «Начальная школа №3».
Цель: - сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму. Задачи:
- необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
- начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
- логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
- актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.
Особенности организации учебного процесса по предмету
в преподаваемом классе
Программа разработана с учётом индивидуальных способностей учащихся 1 «Г» класса. В классе 31 учащихся. Все дети до поступления в школу посещали детский сад и имеют необходимую базу для дальнейшего обучения.
На основе метода наблюдения, индивидуальной беседы с родителями, необходимо организовать работу в данном классе с учётом уровня сформированности познавательных интересов учащихся: Рациональный отбор учебного материала (выделение базового, второстепенного, дополнительного).
- Дифференциация процесса обучения.
- Учёт уровня продвижения учащихся в соответствии с исходным уровнем знаний и способностей.
- Индивидуализация процесса обучения.
- Развитие познавательных способностей - прогнозирования, восприятия, мышления, памяти через отбор содержания.
- Опора на достигнутый уровень интеллектуального развития младших школьников.
- Задания высокого мыслительного уровня.
- Применение различных видов проблемного обучения (исследовательских, поисковых, метода проектов, методов решения различных творческих задач).
- Учет интересов школьников при организации работы в зоне творческой самостоятельности.
- Опора на индивидуальные особенности учащихся при отборе содержания и методов обучении.
Всоответствии с учебным планом на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 91 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 37 ч (10 учебных недель) - урокам литературного чтения.
Особенности содержания регионального национального и этнокультурного компонента по русскому языку № Тема урока Содержание Дата 1
Тайны загадок. Загадки хакасского народа 16.03 2
В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге.
В читальном зале: сказочные звуки. Городская библиотека имени Пушкина -экскурсия 16.05
17.05 3
Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка». Хакасские сказки 18.05
Формы межпредметной интеграции в учебном предмете
класс
предмет
содержание
1 «А» история Письмо текстов, предложений содержащих историческую тему окружающий мир Письмо текстов, предложений, содержащих сведения об окружающем мире математика Письмо текстов и предложений с математическими понятиями.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные УУД
-
понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
- познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
-
овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
-
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
-
использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
-
понимание и постановка учебной задачи;
-
составление плана и последовательности действий;
- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
- коррекция - внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные УУД
-
формирование познавательной учебной задачи;
- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
-
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
-
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
-
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
-
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
- рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
- моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
-
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
- составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами - все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
- анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
-
установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
-
формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
-
сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
-
аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
-
понимание и формирование учебной задачи;
-
выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
Коммуникативные УУД в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
-
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
-
овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
-
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
-
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
-
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
-
умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
-
овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
- воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
- овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
- воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
- формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление: о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); об отличии фольклорного текста от литературного; об отличии поэтического текста от прозаического; о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов; о том, что такое рифма. Знать: наизусть 3-4 стихотворения разных авторов; содержание произведений, прочитанных в классе. Уметь: читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух; 40- 45 слов в минуту молча; понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы); отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление». самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Текущий контроль в 1 классе осуществляется согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Начальная школа №3». В сентябре проводится диагностическая работа, позволяющая определить исходный уровень развития учащихся. В конце учебного года (апрель) проводится комплексная работа на метапредметной основе. Текущий контроль в течение учебного года предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учащимся.
Количество часов, на которое рассчитана программа
Программа и материал УМК «Литературное чтение»: рассчитаны на 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам литературного чтения.
Календарно-тематическое планирование по «Литературному чтению»
№
Тема урока
К-во ч.
Характеристика основных видов деятельности
Дата проведения
По плану
По факту
На огородах Бабы-яги - 8 часов.
Начало пути: волшебные предметы и помощники.
1ч
Осмысленное чтение текста. Сравнение образов. Сочинение докучной сказки. Анализ и обсуждение сочинений учащихся (собственных считалок, загадок, закличек, докучных сказок). Иллюстрирование героев. Заучивание считалок. Игры со словами («Доскажи словечко» Шарады. Ребусы). Сравнение малых жанров (заклички-считалки-загадки). Иллюстрирование загадок, докучных сказок.
09.03
Законы докучной сказки.
1ч
10.03
Секреты считалок.
1ч
14.03
Древние считалки.
1ч
15.03
Тайны загадок.
1ч
16.03
Как устроена загадка.
1ч
17.03
Заклички: обращение к природе.
1ч
21.03
Трудности скороговорок.
1ч
22.03
Пещера Эхо - 6 часов.
Созвучные хвосты слов.
1ч
Выразительное чтение текста с разной интонацией (Б. Заходер). Игра со словами («Доскажи словечко». Шарады. Ребусы). Поиск рифмы в произведениях Н. Носова, 3.И.Пивоваровой, А. Дмитриева. Составление рифмованных строк. Чтение по ролям произведений «Эхо», «Приключения Незнайки», стих «Шлагбаум».
04.04
Созвучные концы слов.
1ч
05.04
Рифма и смысл.
1ч
06.04
Рифма и смысл.
1ч
07.04
Шуточные стихи.
1ч
11.04
Шуточные стихи.
1ч
12.04
На пути в Волшебный лес - 2 часа.
Сказка-цепочка.
1ч
Чтение текста по цепочке («Репка», «Теремок», «Колобок»). Инсценировка «Репки». Пересказ текста. Сравнение текстов. Поиск информации с помощью «Оглавления» учебника. Иллюстрирование сказок.
13.04
Сказка-цепочка.
1ч
14.04
Клумба с Колокольчиками - 2 часа.
Звучащие стихи.
1ч
Чтение текста по цепочке. Игры со словами (Анаграммы. Ребусы. Загадки. Шарады). Чтение текста хором Поиск (словарная работа). Участие в диалоге при обсуждении текстов. Осмысленное чтение текста про себя. Игры со словами («Доскажи словечко». Шарады. Ребусы). Выразительное чтение текста. Сочинение рифмованных строк. Чтение по цепочке.
18.04
Звукопись в поэзии и прозе.
1ч
19.04
В лесной школе - 4 часа.
Считалка, скороговорка или дразнилка?
1ч
Чтение текста по цепочке. Пересказ текста. Сравнение текстов (считалка, скороговорка или дразнилка). Поиск информации по «Оглавлению» учебника.
20.04
Чувство юмора в поэзии.
1ч
21.04
Стихи про девочек и мальчиков.
1ч
25.04
Фантазия в литературе.
1ч
26.04
Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения - 3 часа.
Особый взгляд на мир.
1ч
Сравнение образов. Сочинение загадок, рифм. Анализ и обсуждение работ. Игры со словами («доскажи словечко» Шарады. Ребусы.) Сравнение жанров (заклички-считалки-загадки). Иллюстрирование загадок.
27.04
Что видит и слышит поэт.
1ч
28.04
Что видит и слышит поэт.
1ч
03.05
На выставке рисунков Юрия Васнецова - 5 часов.
Прибаутка и небылица.
1ч
Дидактические игры; работа в парах при анализе иллюстраций; самостоятельное заучивание прибауток, небылиц; работа с информационными источниками (учебниками и тетрадью на печатной основе); антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока); участие в литературной викторине.
04.05
Дразнилка, прибаутка или небылица?
1ч
05.05
Искусство иллюстрации: что видит художник.
1ч
10.05
Рифмующиеся слова и изображения.
1ч
11.05
Рифмующиеся слова и изображения.
1ч
12.05
Работа по хрестоматии «Литературное чтение» - 10 часов.
В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге.
В читальном зале: сказочные звуки.
1ч
Осознавать смысл прочитанного.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах
16.05
Снова в Библиотеке: воображаемый мир.
1ч
17.05
Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка».
1ч
18.05
Что читает Знайка: стихи о девочках и мальчиках.
1ч
19.05
Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение).
1ч
23.05
Любимые стихи Буратино: Саша Чёрный «Зверюшки».
Разговор с Буратино, Незнайкой и Мальвиной: обсуждаем книгу Саши Чёрного «Песенки».
1ч
24.05
Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение).
1ч
25.05
Учебно - методическое обеспечение
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2014.