Конспект урока по русскому языкуТипы склонения имен существительных3класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Асылгареева Гулися Хатиповна

Тема: "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных". 4класс

Цель: Совершенствовать умения определять типы склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщить знания о склонениях имен существительных;

Способствовать формированию мыслительных операций анализа и синтеза, фонематического слуха, внимания, памяти, посредством дифференцияции.

Способствовать формированию трудолюбия, умения работать в группах, парах и самостоятельно, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор; презентация; учебник «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е Хохлова 4 класс; раздаточный материал (карточки, тест), схемы-опоры.

Ход урока. Организационный момент. Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. - Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? - Молодцы!. II. Разминка. Модель Rally Robin. - Сейчас мы должны вспомнить все об имени существительном.. Вам нужно на этих листочках составить модель существительного: написать понятие, обозначение, характеристику, вопросы, примеры. (5 минут) Работаете с партнером по лицу . Обсудите. - Кто готов, покажите это.( СЛ1) - Сейчас вы вспомнили все, что касается существительному. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по плечу. Перед вами карточки. На карточках написаны слова. Назовите 4 - е лишнее слово и запишите в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 - е лишнее. У вас должны получиться 2 слова. обсудите, почему выбрали это слово. Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках сущ-го. Назвать 4 - е лишнее: 1. зима, холод, снежинка, земля. 2. Лед, ветка, снег, солнце. -Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? Отвечает стол №_ партнер под номером_ -У кого другой вариант ответов? -Хорошо, спасибо! Как вы думаете, какая будет тема этого урока? 9склонение имен сущ-х) (Сл.2) -Да, сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Типы склонении имен сущ-х» Инсайд-аутсайд-сёкл. Посмотрите на своего партнёра по лицу. Встаньте в 2 круга. Все ученики В сформируйте внешний круг. Ученика А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, образуя внутренний круг. -Вопрос. Какие существительные относятся к 1 скл-ю? Приведите примеры. Подумайте над ответом 3-5сек.

  • Отвечают ученики внешнего круга. У вас есть 1 минута. Поблагодарите своего партнера.
Меняемся ролями. Теперь, внутренний круг, ваша очередь отвечать в течение 1 минуты. Повернулись налево. Передвигаемся по кругу. Отсчитайте столько учеников, сколько падежей в русском языке. Дайте им 5! Найдите нового партнера.
  • Вопрос. Какие существительные относятся к 2 скл-ю? приведите примеры. Подумайте над ответом 3-5сек. Отвечают ученики внутреннего круга. Поблагодарите своего партнера.
Отсчитайте столько учеников, сколько гласных звуков в русском языке. Дайте им 5! Найдите нового партнера Вопрос. Какие существительные относятся к 3 скл-ю? Приведите примеры. Подумайте над ответом 3-5сек. Отвечают ученики внешнего круга. Поблагодарите своего партнера. (Сл 3 схема) Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
  1. Round Robin - Раунд Робин - по часовой стрелке.
Открыли учебники. С128 упр125. Спишите стихотворение, укажите склонение и падеж имен сущ-х. (Выполняют задание)

Начинает ученик под номером 2. 2 . Углы. (На листочках.)КОНЭРС. Перед вами карточки со словами. Определите скл имен сущ-х и у кого 1 скл-пройдите в этот угол, у кого-2 - во второй угол , у кого -3 скл - в 3 угол. - Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды. - Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол? (по 15 сек). Поделись мнением своего партнера. -Почему вы выбрали это угол? (Из каждого угла по 1 человеку.) - Теперь в вашем же углу найдите другого партнера, с кем вы еще не общались. Вопрос. Как определить склонение имен сущ-ных. Составьте алгоритм. 15сек. Обсудите в парах (Чередуясь, 1 минута). Спасибо. -Отвечает тот, у кого волосы светлые. -Давайте поблагодарим своего партнера. - А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу с целью проверить как вы усвоили данную тему. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж, тип склонения существительных: (СЛ 4)

Проверка. Начинает ученик №- (по часовй стрелке) Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора. (СЛ5) Леса спасают поля от засухи и очищают воздух. (1ученик работает у доски) -Объясните смысл предложения. (Лес играет важнейшую роль в жизни человека. Деревья спасают поля от засухи, помогая сохранить снег на полях, который потом медленно напитывает землю, увеличивая урожаи. Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.) -Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей? Работаем по структуре РАУНД ТЭЙБЛ. Каждый ученик письменно отвечает на вопрос по кругу на одном (на команду) листе бумаги.

-Отвечает ученик под №_- стол №_-

-У кого другие варианты?

(Не ломать ветки деревьев. Не жечь костры в лесу и не мусорить. Не разорять гнёзда птиц. Не бросать мусор в водоёмы. И т.д) А сейчас проверим ваши знания. На экране тесты. Выбираем правильные ответы. (СЛ 6-11) IV. Итог урока. IV. Итог урока. Парковка.

- Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.

- Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы, проверю ваши работы.

Урок подошёл к концу. Мы много поработали.

- Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных? (Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.)

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.

2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.

3 орфогр.: Парный согласный в конце слова
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!

5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.

6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.
Проверяем внимательно и доказываем написание.
Образец ответа:
( в слове солнце непроизносимый согласный ₍л₎ - проверочное слово солнечный)

На доске появляется запись:
Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.









































3. Работа над своим предложением. Round Robin. (3 минуты). - Сядьте на свои места. Запишите эти предложения в тетради и укажите члены предложения. Ученик 3 пусть прочитает свое предложение. Вы должны будете читать предложение и найти... Работаем по структуре Round Robin. (По очереди, начинает ученик 4) - Кто выполнил задание, покажите это.

Вывод разминки. Mix Pair Share - звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету. - Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. 1 - й вопрос. Почему лишними оказались слова ? (Начинает тот, у кого нога больше.)( кто выше) (Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)

  • Поблагодарите своего партнера.
  • А теперь на этот вопрос ответит…(Ceer!)
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.) 2 - й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов. (Начинает тот, у кого волосы светлые.)(пост-одуш и неод, нариц и собсвен, род, склон, непост-число, падеж) (СЛ) - Подумайте 3 секунды. (Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.) Поблагодарите своего партнера. - А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!) (Музыка останавливается, ученики находят другую пару.) 3 - й вопрос. Для чего необходимо знать признаки глаголов? (Чтобы быстро и правильно найти глаголов из предложений и из текста.) (СЛ) (Начинает тот, кто ниже ростом.) - Подумаете 3 секунды. (Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.) Поблагодарите своего партнера. - А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!) Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места. III. Основная часть. Спасибо, ребята, молодцы! 4. Творческое задание 1. - Попробуйте рассказать о том, что вы делали в зимние каникулы или в воскресные дни, не используя не одного глагола. - Обсудите в парах, получился ли у вас связной рассказ? (Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.) Поблагодарите своего партнера. - А теперь кто хочет прочитать свой текст? (Ceer!) - А теперь выполните это же задание, используя глаголы. Запишите два - три предложения из вашего рассказа на карточках. (Раунд Робин, начинает ученик 1). Ребята, к какому выводу мы пришли, выполнив эту работу. (Глаголы делают предложение более яркими, полным и красивым.) 5. Запись в тетрадях. 4. Самостоятельная работа. - А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу с целью проверить как вы усвоили данную тему.

1 уровень. Спишите, вставляя пропущенную букву. Определите падеж и склонение имен существительных, выделите окончание. В холод_, из деревн_, о жизн_, по букв_, около изгород_, у вырубк_, по пустын_, к сирен_, в фонтан_, на фуражк_. - На столах у вас лежат карточки по уровням. 1й уровень. Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч.. К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет. 2й уровень.Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
Повтор теории. - Давайте вспомним, какие безударные окончания нужно проверять, и в каких падежах? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имен существительных? - А каким еще способом можно проверить безударное окончание имен существительных? - Повторим по опоре, в каких случаях пишется безударное окончание е, а в каких и? Перед вами текст ( на карточках), обратите внимание на слова для выбора ( на экране). Спишите текст вставляя глаголы. - Ввести в текст глаголы, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок». IV. Итог урока. Парковка. - Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке. - Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы, проверю ваши работы.

На доске запись

Из реки

Из избушки

По воде

По комнате

На стекле

На дереве

В степи

В постели

В каждом склонении "работают" слова - ключи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Земля

Конь

Степь

Река

Окно

Печь

Вода


Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. здесь). Затем определить склонение (как определить см. здесь). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере, значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере.

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере.



















(Повторение и обобщение по теме в V классе с использованием сингапурской методики)

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.

Задачи урока:

- научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль;

- развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных;

- поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся.)- Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему: «Имя прилагательное».

II. Разминка. Модель Rally Robin.

- Сейчас мы должны вспомнить все о прилагательном. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель имени прилагательного: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. (5 минут)

- Кто готов, покажите это.

- Сейчас вы вспомнили все, что касается имени прилагательного. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4-е лишнее. У вас должно получиться 2 слова.

Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

Назвать 4-е лишнее: светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький; белый, белизна, бел, белый-пребелый.

- Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? (Розоветь, белизна.) Хорошо, спасибо.

Вывод разминки. Mix Pair Share - звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 - 5 секунд на размышление.

1-й вопрос. Почему лишними оказались слова розоветь и белизна? (Начинает тот, у кого нога больше.)

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)

- Поблагодарите своего партнера.

- А теперь на этот вопрос ответит…(Сeer!)

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

2-й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных. (Начинает тот, у кого волосы светлее.)

- Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Time Pair Share.)

- Поблагодарите своего партнера.

- А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)

( Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

3-й вопрос. Для чего необходимо знать морфологические признаки? (Чтобы правильно писать прилагательные.)

(Начинает тот, кто ниже ростом.)

- Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)

- Поблагодарите своего партнера.

- А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)

- Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

III. Основная часть.

1. Round Robin - Раунд Робин - по часовой стрелке.

Работа на листочках.

- На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 2.

газета

каша

глаза

яблоко

ответ

пожилая, старая

густая, дремучая

синие, бирюзовые

изумрудное, зеленое

верный, преданный

- А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)



© 2010-2022