- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языкуТипы склонения имен существительных3класс
Конспект урока по русскому языкуТипы склонения имен существительных3класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Асылгареева Г.Х. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель: Асылгареева Гулися Хатиповна
Тема: "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных". 4класс
Цель: Совершенствовать умения определять типы склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщить знания о склонениях имен существительных;
Способствовать формированию мыслительных операций анализа и синтеза, фонематического слуха, внимания, памяти, посредством дифференцияции.
Способствовать формированию трудолюбия, умения работать в группах, парах и самостоятельно, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор; презентация; учебник «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е Хохлова 4 класс; раздаточный материал (карточки, тест), схемы-опоры.
Ход урока. Организационный момент. Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. - Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? - Молодцы!. II. Разминка. Модель Rally Robin. - Сейчас мы должны вспомнить все об имени существительном.. Вам нужно на этих листочках составить модель существительного: написать понятие, обозначение, характеристику, вопросы, примеры. (5 минут) Работаете с партнером по лицу . Обсудите. - Кто готов, покажите это.( СЛ1) - Сейчас вы вспомнили все, что касается существительному. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по плечу. Перед вами карточки. На карточках написаны слова. Назовите 4 - е лишнее слово и запишите в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 - е лишнее. У вас должны получиться 2 слова. обсудите, почему выбрали это слово. Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках сущ-го. Назвать 4 - е лишнее: 1. зима, холод, снежинка, земля. 2. Лед, ветка, снег, солнце. -Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? Отвечает стол №_ партнер под номером_ -У кого другой вариант ответов? -Хорошо, спасибо! Как вы думаете, какая будет тема этого урока? 9склонение имен сущ-х) (Сл.2) -Да, сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Типы склонении имен сущ-х» Инсайд-аутсайд-сёкл. Посмотрите на своего партнёра по лицу. Встаньте в 2 круга. Все ученики В сформируйте внешний круг. Ученика А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, образуя внутренний круг. -Вопрос. Какие существительные относятся к 1 скл-ю? Приведите примеры. Подумайте над ответом 3-5сек.
- Отвечают ученики внешнего круга. У вас есть 1 минута. Поблагодарите своего партнера.
- Вопрос. Какие существительные относятся к 2 скл-ю? приведите примеры. Подумайте над ответом 3-5сек. Отвечают ученики внутреннего круга. Поблагодарите своего партнера.
- Round Robin - Раунд Робин - по часовой стрелке.
Начинает ученик под номером 2. 2 . Углы. (На листочках.)КОНЭРС. Перед вами карточки со словами. Определите скл имен сущ-х и у кого 1 скл-пройдите в этот угол, у кого-2 - во второй угол , у кого -3 скл - в 3 угол. - Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды. - Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол? (по 15 сек). Поделись мнением своего партнера. -Почему вы выбрали это угол? (Из каждого угла по 1 человеку.) - Теперь в вашем же углу найдите другого партнера, с кем вы еще не общались. Вопрос. Как определить склонение имен сущ-ных. Составьте алгоритм. 15сек. Обсудите в парах (Чередуясь, 1 минута). Спасибо. -Отвечает тот, у кого волосы светлые. -Давайте поблагодарим своего партнера. - А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу с целью проверить как вы усвоили данную тему. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж, тип склонения существительных: (СЛ 4)
Проверка. Начинает ученик №- (по часовй стрелке) Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора. (СЛ5) Леса спасают поля от засухи и очищают воздух. (1ученик работает у доски) -Объясните смысл предложения. (Лес играет важнейшую роль в жизни человека. Деревья спасают поля от засухи, помогая сохранить снег на полях, который потом медленно напитывает землю, увеличивая урожаи. Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.) -Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей? Работаем по структуре РАУНД ТЭЙБЛ. Каждый ученик письменно отвечает на вопрос по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
-Отвечает ученик под №_- стол №_-
-У кого другие варианты?
(Не ломать ветки деревьев. Не жечь костры в лесу и не мусорить. Не разорять гнёзда птиц. Не бросать мусор в водоёмы. И т.д) А сейчас проверим ваши знания. На экране тесты. Выбираем правильные ответы. (СЛ 6-11) IV. Итог урока. IV. Итог урока. Парковка.
- Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.
- Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы, проверю ваши работы.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
- Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных? (Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.)
Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.
1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.
2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.
3 орфогр.: Парный согласный в конце слова
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.
4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!
5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.
6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.
Проверяем внимательно и доказываем написание.
Образец ответа:
( в слове солнце непроизносимый согласный ₍л₎ - проверочное слово солнечный)
На доске появляется запись:
Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.
3. Работа над своим предложением. Round Robin. (3 минуты). - Сядьте на свои места. Запишите эти предложения в тетради и укажите члены предложения. Ученик 3 пусть прочитает свое предложение. Вы должны будете читать предложение и найти... Работаем по структуре Round Robin. (По очереди, начинает ученик 4) - Кто выполнил задание, покажите это.
Вывод разминки. Mix Pair Share - звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету. - Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. 1 - й вопрос. Почему лишними оказались слова ? (Начинает тот, у кого нога больше.)( кто выше) (Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)
- Поблагодарите своего партнера.
- А теперь на этот вопрос ответит…(Ceer!)
1 уровень. Спишите, вставляя пропущенную букву. Определите падеж и склонение имен существительных, выделите окончание. В холод_, из деревн_, о жизн_, по букв_, около изгород_, у вырубк_, по пустын_, к сирен_, в фонтан_, на фуражк_. - На столах у вас лежат карточки по уровням. 1й уровень. Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч.. К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет. 2й уровень.Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
- тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
- висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
- белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
- недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
- трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
На доске запись
Из реки
Из избушки
По воде
По комнате
На стекле
На дереве
В степи
В постели
В каждом склонении "работают" слова - ключи
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
Земля
Конь
Степь
Река
Окно
Печь
Вода
Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.
2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. здесь). Затем определить склонение (как определить см. здесь). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Пример:
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере, значит это предложный падеж.
Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере.
Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере.
(Повторение и обобщение по теме в V классе с использованием сингапурской методики)
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
Задачи урока:
- научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль;
- развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных;
- поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся.)- Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему: «Имя прилагательное».
II. Разминка. Модель Rally Robin.
- Сейчас мы должны вспомнить все о прилагательном. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель имени прилагательного: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. (5 минут)
- Кто готов, покажите это.
- Сейчас вы вспомнили все, что касается имени прилагательного. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4-е лишнее. У вас должно получиться 2 слова.
Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
Назвать 4-е лишнее: светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький; белый, белизна, бел, белый-пребелый.
- Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? (Розоветь, белизна.) Хорошо, спасибо.
Вывод разминки. Mix Pair Share - звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 - 5 секунд на размышление.
1-й вопрос. Почему лишними оказались слова розоветь и белизна? (Начинает тот, у кого нога больше.)
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)
- Поблагодарите своего партнера.
- А теперь на этот вопрос ответит…(Сeer!)
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2-й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных. (Начинает тот, у кого волосы светлее.)
- Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Time Pair Share.)
- Поблагодарите своего партнера.
- А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)
( Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3-й вопрос. Для чего необходимо знать морфологические признаки? (Чтобы правильно писать прилагательные.)
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
- Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)
- Поблагодарите своего партнера.
- А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)
- Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
III. Основная часть.
1. Round Robin - Раунд Робин - по часовой стрелке.
Работа на листочках.
- На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 2.
газета
каша
глаза
яблоко
ответ
пожилая, старая
густая, дремучая
синие, бирюзовые
изумрудное, зеленое
верный, преданный
- А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)