Поделитесь с коллегами:
Урок познания мира
Тема: « Листья»
2 класс Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о значении листьев
Задачи:
- образовательная - познакомить с разнообразием форм листьев у растений, показать роль листьев в жизни растений и человека;
- развивающая - развивать наблюдательность, внимание, навыки устной речи, логическое мышление, воображение, творческую активность, чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитательная - воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, эстетический вкус.
Базовые знания: лист, его функции, разнообразие форм листьев растений. Опорные знания: знания учащихся о растениях, его частях растений, ежедневные наблюдения за природой. Оборудование: проектор, компьютер; у каждого ученика: белая гуашь, кисточка, лист бумаги синего цвета, 3 салфетки, гербарий листьев, тест, кроссворд, учебники «Познание мира»; рисунки: Лесовичок, пень, чудо - дерево, три дорожки, ёжик, сова. Тип урока - сообщение новых знаний. Форма урока - путешествие. Место урока в системе уроков темы - 3 урок по теме: «Органы растений». Ход урока.
- Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок пришёл в гости Лесовичок. Но пришёл не просто так - принёс загадку. Отгадаем её? Падают с ветки жёлтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит деньги не считая
Вам, и нам, и всем подряд. (Листья)
- Сообщение темы и цели урока.
Листья - так звучит тема нашего урока. Но урок у нас будет необычным. Лесовичок приглашает на прогулку в лес по учебной тропинке. Пойдём? В пути мы узнаем много нового и интересного. Познакомимся с разнообразием форм листьев, узнаем о значении листьев в жизни людей и самих растений. - А знаете ли вы правила поведения в лесу? Лесовичок не поведет нас, пока не убедиться в этом. (Ответы детей) Правила 1 ученик: Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Правила вы знаете, поэтому девиз нашей прогулки: «Любить и охранять природу!»
- Самостоятельная работа
И так, в путь. По узкой тропинке мы вышли к старому пню. Он преградил нам дорогу. Как же нам его обойти? Ребята, посмотрите, из пня что-то торчит. ТЕСТ. Нам нужно проверить, как вы усвоили изученный материал. Если справитесь с работой, то пень сможем обойти. ТЕСТ
- На какие группы делятся растения?
- цветы, овощные культуры, деревья
- фруктовые деревья, цветы, травы
- деревья, кустарники, травы
- Что такое корень?
- часть растения, которое придает форму
- наземная часть растения
- подземная часть растения
- Стебель нужен растениям для того, чтобы…
- доставлять питательные вещества от корня к другим органам
- удерживать растение
- придавать растению форму
- Для жизни растений нужны:
- тепло, свет, питательные вещества.
- тепло, вода, питательные вещества.
- тепло, свет, вода, воздух, питательные вещества.
- У каких растений мы едим корнеплоды?
- помидоры, яблоки, лук.
- картофель, морковь, свекла.
- огурцы, баклажаны, чеснок.
- Работа с гербарием
Впереди странное дерево. На нем еще висят листочки, но они сухие. А как называется коллекция собранных и засушенных растений, их частей? Гербарий. Для чего нужен гербарий? У вас на партах есть тоже свой гербарий, который вы собрали, когда был листопад. А что такое листопад? Это опадание листьев осенью. Присмотритесь к своим листьям. Одинаковы ли они? Они разные по форме, размеру, цвету. А что у них общего? Лист - это орган растения, он состоит из двух частей. Широкая часть листа называется пластинка, а узкая, на которой находится листок - черешок. Найдите у своих листьев черешок, пластинку. С каких деревьев ваши листья? - Показ слайдов (1-9)
Идем дальше. Лесовичок зовет нас в виртуальный лес. - Работа с кроссвордами (самостоятельная работа в парах)
Ребята, пока мы были в виртуальном лесу наша учебная тропинка привела к месту, где расходятся три дороги. Куда и как идти дальше? Посмотрите, каждая дорожка усыпана листьями. Что же делать? Лесовичок предлагает нам разделиться. 1ый ряд - пойдет по первой дорожке, 2ой ряд - по второй дорожке; 3ий ряд - по третьей дорожке. Нужно «собрать » листья, вписать названия деревьев, чьи это листочки. Если впишите все правильно в кроссворд, то получаться волшебные слова, которые нас выведут на общую поляну. Работать будете в парах. Проверяем: 1ый ряд - наш лес 2ой ряд - красив 3ий ряд - осенью - Физминутка
Мы вышли на полянку и сделаем привал. - Домашнее задание.
Посмотрите, ёжик. Он напоминает нам, что нужно записать Д/З-62-63, вопросы, задание со смайликом - в тетрадь. Ёжик привёл нас на лужайку Любознательных. Ребята, вы знаете, что есть растения - рекордсмены? Показ слайдов №13-14. 9.ИЗО Наша прогулка подходит к концу. Посмотрите, с нами попрощаться прилетела Мудрая Сова. Она держит кисточку и предлагает нам превратиться в юных художников. Вам понравилась прогулка? Свои впечатления мы изобразим на бумаге. У совы табличка « Чудо - листья. Чудо - лес!» Для своего рисунка мы используем листья из гербария. А работу выполним в технике монотипия.Вспомним, что это такое? Монотипия ( греч. слово) - это вид графики. С рисунка можно сделать только один отпечаток. Как вы думаете, почему мы взяли белую гуашь? Поздняя осень - деревья уже в снегу. Наш чудо - лес тоже будет белый. 10.Показ У каждого на парте по 3 салфетки. На цветную кладём сухой лист из гербария, наносим кисточкой белую гуашь (не забываем кисть смачивать в воде). Раскрашенный листик кладём на синий альбомный лист, прижимаем салфеткой. Аккуратно убираем сухой листок. У нас получился отпечаток. Берём следующий лист из гербария и всё повторяем. Так делаем 3-4 отпечатка. Получились « чудо - листья» На что похоже? На деревья, ёлочки - на лес. Тонкой кистью можно подрисовать стволы, веточки, сугробы. 11. Самостоятельная работа. 12. Выставка работ. Получился у нас « чудо - лес»? Покажем сове и Лесовичку наши работы. (прикрепляем к доске лучшие работы). 13.Итог урока. С какой частью растений нас познакомил Лесовичок? Что интересного вы узнали про листья? Что запомнилось во время прогулки? Сообщение оценок.