Статья Как сформировать грамотного читателя?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Храмова Елена Петровна

ГБОУ СОШ №2, п.г.т. Усть - Кинельский, Самарская область

Как сформировать грамотного читателя? Великий Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он и не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он и не владеет, и то он не полюбит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Следовательно, начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Технологией, обеспечивающей реализацию данной задачи, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). В структуру урока входят три составные части. На стадия вызова используемые приемы: «подсказка», наводящие вопросы, «Покопаемся в памяти», классификация (кластеры), предсказание, ключевые слова, «З-Х-У», свободное сочинение Стадия осмысления содержания может включать такие приемы как: ИНСЕРТ, двухчастный или трехчастный дневник, «вопрос - ответ в парах» взаимное обучение, группы совместного обучения, лекция - дискуссия, вспомогательные пособия (альтернативные источники) В процессе рефлексии учащиеся оценивают свой путь от представления к пониманию. Используемые приемы: вопросы по тексту, обзор двухчастных и трехчастных дневников, дискуссия «Совместный поиск», перекрестная дискуссия. «Последнее слово за мной», общеклассная полемика, десятиминутное сочинение, «З-Х-У», ИНСЕРТ. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Применение данной технологии позволяет сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

© 2010-2022