Рабочая программа по дошкольной подготовке детей 5-6 лет Волшебные пальчики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волшебные пальчики

(занятия для детей 5-6 лет по подготовке руки к письму) В воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук. Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений. Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладываемся в общий темп работы. Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь - не ждать школу, а готовиться к ней. Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи программы.

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координировать работу рук со зрительным восприятием
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии
  • Формирование навыков исполнительского мастерства.
В программе можно выделить 2 крупных блока:
  1. Творческая работа, цель которой развитие мелкой моторики руки.
  2. Работа по формированию каллиграфического навыка.
Творческая работа включает в себя следующие разделы:
  • Рисование. В процессе рисования у детей развивается не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение детей к действительности. Но формируются элементарные графические умения. Столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся работать с различным графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику. У них развивается мускулатура руки. При обучению рисованию. Как и при письме, специфичны положения руки, карандаша, листа бумаги, приемы проведения линий.
  • Лепка. Лепка - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); возможность создания объемных поделок; умение планировать работу и доводить ее до конца; - богатое воображение.
  • Аппликация. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой моторики рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно проявить терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно проделанной работы, почувствовали веру в свои силы, возможности.
  • Оригами. Складывая фигурки из бумаги, дети лучше запоминают материал занятий по развитию речи, элементарные математические понятия, ориентировка на листе бумаги и в пространстве.
Работа по формированию каллиграфического навыка включает в себя следующее:
  • Штриховка. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится усвоения детьми гигиенических правил письма. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в укреплении мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами, раскрашивание мелкими штрихами с возвратом, центрическая штриховка, штриховка длинными параллельными штрихами.
  • Выполнение узоров на бумаге строчку.
Кроме того, на каждом занятии обязательно включение пальчикового тренинга. Начинается занятие с чтения ребёнку понравившееся вам стихотворения. Затем, проявив максимум артистизма, необходимо показать малышу, что пальцевые фигуры и мимика превращают чтение в настоящий спектакль. Обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу и смыслу произносимых стихов. Только так текст и действия воспримутся ребенком как единое целое, а упражнения вызовут наибольший интерес. Признаки утомления у детей 5-6 лет проявляются через 10-12 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д.), нарушением осанки и координации движений. Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей. Физминутки проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Комплекс физминутки обычно состоит из 2-3 упражнений для рук и плечевого пояса типа потягивания - для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, подскоки и бег на месте. Структура занятия:
  1. Пальчиковый тренинг - 5-10 мин.
  2. Творческая работа или работа в прописи - 10-15 мин.
  3. Физминутка - 3-5 мин.
В результате работы:
  • Дети должны уметь производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Должны развиться способности координировать работу рук со зрительным восприятием; творческая активность, пространственное мышление, фантазия.
  • У детей должен сформироваться навык исполнительского мастерства.
Занятия должны воспитать интерес к школе, желание учиться. Каждое их них призвано вызывать радость успеха, уверенность в своих силах. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Проводимая работа 1
Пальчиковый тренинг: «Книга», «Классики», «Надувной шар» Рисование: «Ладошки и пальчики» 2
Пальчиковый тренинг: «Деревья», «На корабле», «По малину» Работа в прописи. № 1 с.2-3. 3
Пальчиковый тренинг: «Футбол», «Наперегонки», «Зайцы» Аппликация: «Рыбки в аквариуме» 4
Пальчиковый тренинг: «Птички», «В лодке», «По грибы» Работа в прописи. №1 с.14-15 5
Пальчиковый тренинг: «Две козы», «Цветок», «Мостик» Оригами: «Тюльпан» 6
Пальчиковый тренинг: «Петух, курица и гусь», «Щука, коза и лягушка», «Гном» Работа в прописи. № 1 с. 16-17 7
Пальчиковый тренинг: «Дятел», «Спит малыш», «Приглашение» Лепка: «Семья змеек» 8
Пальчиковый тренинг: «Крокодил», «На коне», «Пес и оса» Работа в прописи. № 18-19 9
Пальчиковый тренинг: «Под кустом», «Зернышки пропали», «Избушка» Рисование: «Одуванчик» 10
Пальчиковый тренинг: «Лев и львица», «Медведь и пчелы», «Пес и лошадь» Работа в прописи. № 1 с.20-21 11
Пальчиковый тренинг: «Черепаха», «Слон и лев», «Котик и козлик» Аппликация: «Мороженое» 12
Пальчиковый тренинг: «В норке», «Слон», «Олень» Работа в прописи.№1 с.22-23 13
Пальчиковый тренинг: «Слон и жираф», «Пастушок», «Скворец» Оригами: «Мордочка зайца» 14
Пальчиковый тренинг: «Сова и кукушка», «Лебедь и утка», «У пруда» Работа в прописи. № 1 с.24-25 15
Пальчиковый тренинг: «Круговорот воды в природе» Лепка: «Большой кит» 16
Пальчиковый тренинг: «Круговорот воды в природе» Работа в прописи. № 1 с.26-27 17
Пальчиковый тренинг: «Улитка» Рисование, штриховка: «Насекомые» 18
Пальчиковый тренинг: «Улитка» Работа в прописи. № 1 с.28-29 19
Пальчиковый тренинг: «Тесто мы месили» Аппликация: «Воздушные шарики» 20
Пальчиковый тренинг: «Тесто мы месили» Работа в прописи. № 1.с.30-31 21
Пальчиковый тренинг: «Скворцы» Оригами: «Карп» 22
Пальчиковый тренинг: «Скворцы» Работа в прописи. № 2 с.14-15 23
Пальчиковый тренинг: «Лежебока» Лепка: «Колючий ёж» 24
Пальчиковый тренинг: «Лежебока» Работа в прописи. № 2 с.20-21 25
Пальчиковый тренинг: «Котик и козлик» Рисование: «Яблоко и груша» 26
Пальчиковый тренинг: «Котик и козлик» Работа в прописи. № 2 с.22-23 27
Пальчиковый тренинг: «Пальчики в лесу» Аппликация: «Подарок бабушке Федоре» 28
Пальчиковый тренинг: «Пальчики в лесу» Работа в прописи. № 2 с.24-25 29
Пальчиковый тренинг: «Капуста» Оригами: «Золотая рыбка» 30
Пальчиковый тренинг: «Капуста» Работа в прописи. № 2 с.26-27 31
Пальчиковый тренинг: «Две сороконожки» Лепка: «Черепаха» 32
Пальчиковый тренинг: «Две сороконожки» Работа в прописи. № 2 с.28-29 33
Пальчиковый тренинг: «Вот как пальчики шагают» Рисование: «Кролик». 34
Пальчиковый тренинг: «Вот как пальчики шагают» Работа в прописи. № 2 с.32-33 35
Пальчиковый тренинг: «Шла ворона через поле» Оригами: «Свинка» 36
Итоговое занятие «Вышли пальчики гулять…»


© 2010-2022