Статья. Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы
с одаренными детьми в начальной школе

Н. А. Власова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 26,

учитель начальных классов.
Исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. [11]. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Задатки и способности детей могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя. Именно взгляду педагога доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём - первоначальная задача любого учителя. На самом деле в начальной школе немало детей, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; они испытывают радость от получения знаний и умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе. И если к курсу основной школы, как правило, одарённые дети уже так или иначе проявили себя, то в начальной школе ещё довольно трудно провести некие чёткие границы между основным контингентом обучающихся и детьми, способными подняться на более высокий уровень. Поэтому работа по выявлению одарённых детей и развитию их способностей является одним из приоритетных направлений моей работы. 1.Выявление одаренности детей. Критерии одаренности. В психологии, прежде всего трудами ученых С.Л.Рубинштейна и Б.Теплова сделана попытка классификации понятий «способность», «одаренность» и «талант» по единому показателю - успешности деятельности. С позиции этих учёных способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого зависит возможность успеха в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития личности. «Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен т рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, а также от условий жизнедеятельности человека и его воспитания» [3,120].
Для нахождения наиболее эффективных способов работы с одарёнными детьми, на наш взгляд, необходимо прохождение трёхуровневого становления.

  1. Самоподготовка педагога к работе с одарёнными детьми, которая подразумевает:
  1. Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  2. Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  3. Накопление фонда научной литературы по данному вопросу;
  4. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  5. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Обозначение алгоритма работы с одарёнными детьми. - Определение критериев выявления одарённости. - Определение основных направлений деятельности. Выявление основных показателей одарённости. Педагогический опыт показывает, что это следующие познавательные способности и навыки: Интеллектуальные способности: Владение большим объемом информации. Богатый словарный запас. Способность к переносу знаний. Видение причинно-следственных связей. Способность к обнаружению скрытых зависимостей и связей. Умение делать выводы. Умение интегрировать и синтезировать информацию. Участие в решении сложных проблем. Умение структурировать и организовывать информацию. Умение улавливать сложные идеи. Умение замечать тонкие различия. Чувствительность к противоречиям. Использование альтернативных путей поиска информации. Способность к анализу ситуаций. Умение оценивать как сам процесс, так и результат. Умение предвидеть последствия. Умение рассуждать. Умение предполагать и строить гипотезы. Способность реализовывать на практике. Способность к преобразованиям. Критичность в мышлении. Высокая любознательность. Творческие способности Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость в мышлении и действиях. Быстрота мышления. Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Богатое воображение. Восприятие неоднозначных вещей. Высокие эстетические ценности. Развитая интуиция. Особенности эмоциональной сферы Реалистическая «Я-концепция». Уважение к другим. Эмпатическое отношение к людям. Терпимость к особенностям других людей. Склонность к самоанализу. Терпимое отношение к критике. Готовность делиться вещами и идеями. Настойчивость в выполнении задания. Независимость в мышлении и поведении. Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения. Конкурентоспособность. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем. Уверенность в своих силах и способностях. Внутренняя мотивация 3. Выбор приоритетных направлений работы с одарёнными детьми. 1. Развитие творчества Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, художественно и музыкально одарённых: проведение смотров, конкурсов по системе дополнительного образования; выставки детского творчества; выпуск газет; участие в городских краеведческих чтениях; творческие мастерские; групповые занятия по классам с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; конкурсы; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; урочная деятельность (уроки по предметам); школьные декады; театрализованные праздники. Творческая мастерская представляет собой одну из форм внеклассной работы. До начала занятий с учащимися проводится комплексная диагностика, в которой, кроме самих учащихся принимают участие их родители и учителя. Цель диагностики - составить портфель данных об учащемся. Перечислим основные концептуальные идеи, рассматриваемой образовательной технологии: Культурные формы не должны навязываться ребенку, а лишь предлагаться ему; В творческой мастерской каждому предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем; Абсолютно не приемлемы методы принуждения и любые формы подавления учеников; Гораздо важнее, ценнее процесс познания; нежели само знание; Знания здесь не даются как на уроках, а выстраиваются; Ученик имеет право на ошибку, которую можно считать закономерной ступенью процесса познания; за ошибками следуют точные знания; Творческую деятельность не следует оценивать обычным образом; Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск учителя и ученика; Учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке задатков и способностей; Учитель для ученика, а не наоборот. Работа обычно начинается с актуализации знаний по данному вопросу каждого ученика, затем они обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в процессе обсуждения с другой группой, и только после этого согласованная точка зрения объявляется классу. «Творческая мастерская представляет собой такую форму организации деятельности учеников в составе малой группы, при которой учитель, выступающий в роли мастера, инициирует поисковый, творческий характер этой деятельности» [2, 81]. Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний, дальнейшая обработка и закрепление которых происходит уже в других формах работы. Системообразующим элементом творческих мастерских является проблемная ситуация. Поставленный вопрос должен быть занимательным, быть в круге интересов ученика. Необходимо определить круг средств, объектов, которые позволят ему начать работу и через период познания прийти к определенному открытию, прибавить к уже имеющемуся знанию нечто новое и поставить, исходя их этого, иные проблемы для исследования. 2.Научно-исследовательская деятельность учащихся Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. В 1 классе ведется пропедевтическая работа: - проблемное, частично - поисковое, эвристическое обучение под руководством учителя; В начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решений осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя); Так приведу один пример. Большинсво детей, как правило, «чувствительные натуры», на это я и рассчитывала, подбирая материал к уроку литературного чтения. Нужно было заинтересовать детей личностью и творчеством А.С.Пушкина. Как выяснилось, многие дети даже представления не имели ни о поэте, ни о его творчестве, но мой «живой» рассказ о нем, и, в частности, сведения о том, что Пушкин погиб на дуэли в 37 летнем возрасте, вызвал очень эмоциональный отклик в сердцах ребят, а по щекам Сони Е. текли крупные слезы. Дети просили рассказать почему так случилось, но урок не бесконечен! Вот тут-то и обозначился объект исследования. Дальше моя задача была направить исследовательскую деятельность в нужное русло и указать сроки, когда мы снова встретимся с Пушкиным на одном из уроков. - кратковременными исследованиями - наблюдениями и описаниями (под руководством учителя); - практическая работа «Как работать с книгой?» (посещение библиотек). В 1 классе на уроках желательно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, русского языка, окружающего мира. Следует ознакомить детей с такими теоретическими понятиями: исследование, открытие, опыт, наблюдение, наблюдательность, эксперимент, гипотеза, логика, схемы, арадоксы, результат, доклад, защита, конференция и другими. Также практиковать исследовательские задания в 1 классе такие, как: - методика проведения самостоятельных исследований; экспресс - исследование;- игра - исследование;- коллекционирование;- как сделать сообщение ;как составить план;- как выбрать интересную тему;- как научиться наблюдать; как работать с книгой; как делать схемы;- как задавать вопросы (интервью). Конечный результат - защита исследовательских работ и проектов на школьной, районной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь», затем на региональном, областном и всероссийском уровне. В нашей школе разработана и успешно реализуется система организации исследовательской работы с одаренными детьми младшего школьного возраста НОУ «Начало».
В основе системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно - ориентированного и деятельностно - ориентированного подходов. Занятия в НОУ проходят во внеклассной форме. 3.Психологический аспект. Работа в этом направлении подразумевает развитие желания учиться всю жизнь и формирование представления у школьников о получении знаний как о залоге успешности. Здесь эффективными становятся методы поощрения и постоянное доказательство ребёнку его избранности и высокой миссии.



Список использованной литературы

  1. Беляева, Н. А., Савенков, А. И. Одаренные дети в обычной школе (Текст) / Н. А. Беляева, А. И. Савенков //Народное образование. - 1999.- № 9. - С. 26-27.
  2. Больных, Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности (Текст): научно-методическое пособие / Е. М. Больных, Г. В. Икрин, О. П. Пиянзина. - Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002. - 102с.
  3. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети (Текст) / Ю. З. Гильбух - М. : 1991. - 174 с
  4. Давыдова, Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности (Текст) / Г .А. Давыдова // Психологический журнал. - 1999.- № 3. - С. 7-10
  5. Корсакова, Г. Н. Организация исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе (Электронный ресурс) / Г. Н. Корсакова - zankov.ru/exp/article=1601
  6. Одаренные дети. (Текст) : / под ред. Г. В. Бурменской, В.М. Слуцкого - М. :1991. - 89с. 6.Савенков, А. И. Одаренные дети в школе и дома (Текст) / А. И. Савенков - М. : Сфера, 2000. - 153с.
  7. Сергеева, Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика (Текст) / Т. Ф. Сергеева, Н. А. Пронина, Е. В. Сечкарева. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 284с.
  8. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей (Текст) / Н.Б.Шумакова - М. : Логос, 2004. - 212с.
  9. Седых, В. Н. Формы работы с одаренными детьми в начальной школе (Электронный ресурс) / В. Н. Седых - zavuch.info/metodichka/samoobrazovanie/statiinauchtrud/formi-raboti-s- odarennimi
  10. Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Основные формы поддержки и работы с одаренными детьми [Электронный ресурс ] - odardeti.ru/static.php?mode=forma
  11. Седых, В. Н. Создание условий и формы работы с одаренными детьми в начальной школе (Электронный ресурс) / В. Н. Седых - pedsovet.su/load/179-1-0-5159

© 2010-2022