Развитие связной речи в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие связной речи

2-4 классы Известно, что вся работа, проводимая на уроках русского языка, должна быть направлена на подготовку школьников к связной речи. Как справедливо отмечает М. Р. Львов, "связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты " (Львов М.Р. "Методика развития речи младших школьников", Москва, 1985, с. 72). Связность организуется при помощи разнообразных лексико-грамматических средств (средств межфразовой связи), которые связывают предложения между собой в рамках сложного синтаксического целого. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) - основная смысловая единица связного текста. Поэтому учителям начальной школы следует использовать в своей практической работе ее основные особенности. Это поможет учащимся быстрее освоить закономерности построения связной речи, закономерности ее функционирования и восприятия. Не знакомя учащихся с теорией ССЦ, учителя могут использовать данные этой теории для практической работы над текстом. К таким данным относится межфразовая связь, которая осуществляется при помощи разнообразных лексико-грамматических средств: существительных, местоимений, глаголов и т. д. В рамках ССЦ предложения обычно связаны между собой при помощи этих средств. Например, существительные, прилагательные и глаголы в рамках ССЦ (небольшого микротекста) могут повторяться сразу в нескольких предложениях. В результате возникает межфразовая (и смысловая) связь. Иногда существительное, употребленное в одном предложении, в другом предложении может быть заменено местоимением (школьник - он). Происходит местоименная замена, за счет которой тоже создается межфразовая связь. Употребление глаголов в едином временном плане тоже способствует связи предложений в рамках одного ССЦ. Со многими из указанных лексико-грамматических средств учащиеся знакомятся во H-IV классах. Однако знакомство это часто ограничивается рассмотрением только грамматических функций существительных, прилагательных, глаголов, местоимений. При рассмотрении этих частей речи, являющихся одновременно и средствами межфразовой связи, не разъясняется роль их в структуре связной речи (текста). Поэтому при построении связных высказываний учащиеся делают многочисленные ошибки. Ошибки эти в основном сводятся к неумению употреблять повтор существительных, прилагательных, глаголов, местоименную замену, единство временных форм глаголов для связи предложений. Такие ошибки характерны и для учащихся среднего звена школы. Работать над ними надо уже в начальной школе. Изучение существительных, прилагательных, глаголов, местоимений не только как частей речи, имеющих определенные грамматические признаки, но и как слов, выполняющих особую роль в структуре связной речи, будет служить реализации практической направленности изучения русского языка, поскольку такое изучение направлено на решение задач практического владения связной речью в устной и письменной форме. Работа над развитием связной речи по учебникам нового поколения ведется с 1 класса. В учебнике "Родное-слово" для этой цепи отведены целые страницы (с. 97, 104). На первом этапе обучения связной речи первоклассники учатся по картинкам составлять мини-рассказы, описательные рассказы, используя распространенные предложения, и отвечать на вопросы полными предложениями. Рассказы ребята составляют при помощи вопросов учителя, поэтому, прежде чем задать вопрос, учитель должен его хорошо продумать. Во время ответов учитель должен обращать внимание на то, чтобы ученики не повторяли существительные, прилагательные, глаголы, а заменяли их синонимами, и тут же надо дать образец, как это правильно сделать. Ошибки ребят надо обязательно исправлять, а не оставлять без внимания, тогда в дальнейшем ребята сами научатся строить правильные предложения. Возможности для работы над средствами межфразовой связи в учебниках русского языка (для II-IV классов) тоже есть. Haпример, в упражнении предлагается такой текст (см. учебник для II класса): Женя Мальков - ученик музыкальной школы. Ему семь лет. Дома у Жени рояль. Женя любит играть и петь. Игорь Львович хвалит своего ученика". На материале этого текста можно рассмотреть в качестве средства связи предложений повтор существительных "Женя" и "ученик". Например, дети могут отметить, что первое предложение связано с третьим при помощи повтора существительных "Женя - Жени", также связаны между собою третье и четвертое предложения. При помощи повтора существительного "ученик" связаны между собой первое и пятое предложения. Аналогично можно рассмотреть текст: "Рябина - небольшое красивое дерево с ажурными листьями и мелкими белыми цветками. Плоды ее круглые, красные, блестящие. Растет рябина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек, можно ее видеть у домов и по огородам. Ягоды рябины едят в свежем и сушеном виде". (Т.Ниточкина.) Выполняя это упражнение, учащиеся могут отметить повторы, сделанные для связи предложений между собой, "рябина", "плоды", "ягоды". Можно провести работу над текстом, при изучении прилагательных роль их в связной речи можно рассмотреть на материале: "Люди разводят овец. От овцы человеку большая польза. Прочная овечья шерсть нужна для изготовления сукна, а из сукна шьют модные пальто, куртки. Крепкая кожа овцы едет на обувь. Эта обувь удобная и долго носится. Вкусное мясо употребляют в пищу". В предложениях текста повторяются слова с одинаковым корнем (овца - овечья). Такой повтор помогает связать предложения между собой. И в каждом предложении что-то говорится об овце. Развитие связной речи предполагает постепенное формирование у младших школьников умения описывать предметы и явления. Без высказываний типа описания на уроках русского языка, чтения, познания мира и других обойтись просто невозможно. Это можно рассмотреть на материале: "Белка сидела на лапках и грызла кедровую шишку. У белки небольшое тело и длинный пушистый хвост. Маленькую красивую головку украшают черные глазки. Шерсть у белки серая, брюшко - белое. Белка - веселое, забавное животное". (По В.Арсеньеву.) В этом тексте говорится о признаках белки. Мы можем представить себе, какая белка, как она выглядит. При знакомстве с глаголами важно подчеркнуть роль единства временных форм глаголов в организации связи между предложениями. Для этого важно рассмотреть упражнение: ''Ребята пошли в пес. Лесная тропинка привела их к домику лесника. За домиком начинался лесок. Там росли пушистые елочки, кудрявые березки, стройные дубки". Или текст : "Хороша березка весной! До самой земли свисают ее тоненькие ветки. Все они покрылись сережками. Скоро вместо сережек появятся молодые зеленые листочки". Во втором предложении глагол употреблен в настоящем времени, в третьем - в прошедшем, в четвертом - в будущем. В результате предложения приобретают целостность, связность. В Ш классе такую работу можно продолжить при изучении всех частей речи. При знакомстве с местоимениями роль их в структуре связной речи можно показать на материале текста (см. учебник для III класса): "Книга! Она умная и хорошая. С нею всегда светло и надежно. Спасибо ей за советы и заботу. Будь внимателен к книге, заботься о ней, береги ее. Пусть с ней идут люди по жизни. Без нее жизнь будет скучной и неинтересной". Предложения в тексте связаны при помощи местоименных замен (книга, она, с нею, ей, о ней, ее, без нее).». При выполнении упражнения учащимся предлагается и другой вид работы- заменить существительное местоимениями. Правильно собранные предложения помогут сохранить смысловую цельность высказывания, правильно раскрыть его тему и главную мысль. К данным теории ССЦ относятся и сведения о структуре, композиции текста. В учебниках русского языка для II- IV классов тексты в основном состоят из одного ССЦ. Поэтому работать над ними, используя особенности ССЦ, не составит большого труда. На материале конкретных упражнений школьникам можно показать, что правильный текст обычно состоит из трех частей:

  1. Начальной части.
  2. Основной части.
  3. Концовки.
Например, в упражнении (см. учебник для III класса) дается задание: "Определи, где начальная, средняя часть текста, где концовка. Собери текст". Выполняя это упражнение, учащиеся должны осознать, что в первой части делается обозначение темы, во второй - раскрытие темы, а в третьей - завершение. Для наглядности текст (после работы над ним) можно представить следующим образом:
  1. Начальная часть.
Запели птички. Обозначение темы. Разбудило солнышко лес.
  1. Основная часть. Раскрытие темы.
  2. Концовка.
Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет, не рано: пора, пора. Вот так и наступила весна. Завершение темы. Особую роль в выражении главной мысли текста играют абзацы. Школьникам можно сказать, что первые предложения абзацев обычно выражают основное содержание текста, раскрывают каждый новый оттенок темы и главной мысли, а последующие предложения каждого абзаца обычно поясняют содержание первого. Поэтому, если в правильном тексте прочитать подряд только первые предложения абзацев, получается тоже связное высказывание. Для наглядности можно использовать текст (см. IV класс): "На лесной поляне. Лесная поляна покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто... Кажется, что зимой на полянке никто не живет. Но это только кажется. Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усатый жук-дровосек. У самых корней забился в труху скользкий длиннохвостый тритон, а в норке между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нем крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму... На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки". Если прочитать подряд только первые предложения абзацев, получится такое высказывание:
  1. Лесная поляна покрыта белым пушистым снегом (...).
  2. Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усатый жук-дровосек (...).
  3. На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Таким образом, красная строка подчиняется определенным правилам связного текста (правилам абзацного членения). Строение абзаца можно показать на материале текста (см. учебник IV класса). Сделать это можно так:

Первый абзац
Выражение основного текста.
День был чистый, яркое солнце содержания слепило глаза.
Пояснение основного

Деревья притихли, не шевелились мохнатые ветви сосен. На крутых берегах речки, на припеке, подтаивал снег...


Второй абзац
Выражение основного содержания текста. Я шел по лыжне и старался глубже вдыхать.
Пояснение основного Как свеж и приятен прохладный воздух






Вдруг слева раздался голос ворона. Да вот он и сам копошится в ветвистой кроне. Что ворон тут делает? А тот взлетел, широко взмахнув крыльями. В клюве у него тонкий прутик. Значит, уже началось строительство или ремонт гнезда.


Третий абзац

Выражение основного содержания текста. (По Н. Марихину.)

На душе у меня ликование: не пропустил первую примету весны.

Школьники должны убедиться, что каждая мысль в связной речи должна иметь пояснение (объяснение доказательство и т.п.). Причем это должно не только пояснять ту или иную мысль, но и связывать одну мысль с другой, одно абзацное предложение с другим, в результате чего и создаётся связная речь:

Трудности у школьников начальных классов возникают при определении темы и главной мысли текста, а также при раскрытии темы и главной мысли в своем высказывании. Здесь необходимо, чтобы дети хорошо поняли, что тема - это то, о чем говорится в тексте, а главная мысль - что именно говорится об этой теме. Следует почаще использовать задания, направленные на определение темы и главной мысли, на пересказ текста в соответствии с темой и в соответствии с главной мыслью.

Рассмотрим с этой точки зрения текст (см. IV класс):

"Гусыня Мапюся.

Жила у нас гусыня Малюся. Выла она умной и доброй.

Зимою Малюся неожиданно стала нянькой. Дело в том, что кошка Имка поселилась со своими котятами в клетушке Малюси.

Пестовала котят исключительно Малюся. Она и вывела их на первую прогулку. Гусыня никак не могла примириться с тем, что котята ходят по заборам или лазят по деревьям.

Но, будучи умницей, она вскоре поняла, что кошачьей натуры не пересилишь, и оставила малышей в покое.

Котята долго не забывали, что Малюся была их нянюшкой. Они приходили к ней спать. Добрая Малюся прижимала их к себе л заботливо укрывала крыльями".

(По В.Осеевой.)

В заглавие текста вынесена его тема: говорится о ком? - о гусыне Малюсе. Поэтому важно, чтобы учащиеся хорошо осознали и доказали, что именно говорится о гусыне Малюсе. Изложение только в соответствии с темой ("Гусыня Малюся") может получиться неполным и неточным. Изложение же в соответствии с главной мыслью ("Малюся - нянюшка") поможет более точно передать содержание текста, поскольку раскрытие главной мысли требует причинно-следственных связей между событиями.

Практика показывает, что если учитель акцентирует внимание на раскрытии только темы, учащимся не удается правильно построить рассуждение (тезис, доказательство, вывод), раскрыть и доказать главную мысль высказывания. Умение раскрывать тему и главную мысль принадлежит к числу важных навыков связной речи. Поэтому школьников необходимо приучать правильно, отражать в пересказах тематическое и смысловое строение текста.

© 2010-2022