Развитие ключевых компетенций младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа - гимназия №1 им.Николая Островского»









РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Доклад на І Республиканский слёт

педагогов - новаторов






Орлова Лилия Сергеевна







г. Шемонаиха, 2012 г.


УДК: ______

Л.С.Орлова


РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Коммунальное государственное учреждение

«ОСШГ №1 им.Н.Островского»

071800, Республика Казахстан, г. Шемонаиха, ул. Чапаева, 44

Тел: 8 (_____) ___________; факс: ________; Е - mail; ______________ Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Как в условиях модернизации образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками, по системе развивающего обучения и технологии уровневой дифференциации. Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе. Предметы гуманитарного цикла являются одними из основных предметов школы. Развитие культуры речи и орфографической зоркости учащихся способствуют усвоению предметов естественно-математического цикла. Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху - это и является основной задачей учителя. Учение - процесс двусторонний: работают дети, работает учитель, ведущей за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет её. Решение нестандартных задач может происходить не только со всем классом, но и в группах или индивидуально, в непринуждённой атмосфере, что способствует раскрытию способностей учеников. При решении нестандартных задач формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями. С 2008 года в нашей школе сформирована творческая группа по работе над проблемной темой «Формирование компетентностей через технологизацию учебного процесса» Тема достаточно актуальна и предполагает реализацию компетентностно-ориентированного подхода и формирование субъектной позиции учащихся. Цель: обосновать эффективность применения пед.технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы. Гипотеза: если в процессе обучения русскому языку и литературе эффективно использовать педагогические технологии для развития ключевых компетенций уч-ся, то это даст возможность способствовать формированию субъектного опыта всех участников образовательного процесса. Другими словами, изучая предметы гуманитарного цикла, дети получат возможность определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, ставить цель своей деятельности, осуществлять рефлексию, самооценку, выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации. Таким образом, очень важно способствовать формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности учеников к саморазвитию и самореализации. Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в структуру уроков. Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель. Метод проектов получил в нашей школе широкое распространение не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью. На уроке литературы было предложено третьеклассникам подготовить материал на тему «Мой Казахстан». Работа над проектом позволила переработать материал, провести исследования по теме. В итоге каждый ученик в составе группы выступил со своей ролью. Во время работы над проектом у учащихся формировались информационные компетенции: изучение различных источников информации, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение её обрабатывать и использовать. Проект направлен не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Таблица 1 Практическая часть работы Выступление лидера группы по теме «Государственная символика РК» Выступление лидера группы по теме «Астана столица нашей Родины» Выступление лидера группы по теме «Казахские народные музыкальные инструменты»



Развитие ключевых компетенций младших школьников

Развитие ключевых компетенций младших школьников

Развитие ключевых компетенций младших школьников
Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями МРазвитие ключевых компетенций младших школьниковРазвитие ключевых компетенций младших школьниковладший школьник очень мало знает о родном крае. Поэтому я посчитала, что в этом возрасте очень важна работа по краеведению. Во 2 классе началась работа над проектом «Природа родного края», раздел «Деревья». Ребята объединились в группы по интересам. Работа проводилась и на уроках (русский язык - работа со словарями; литературное чтение- изучение произведений фольклора, составление своих загадок, сказок; изобразительное искусство - рисунки по темам: «Что растёт во дворе », «Пейзаж»; художественный труд - аппликация из салфеток, посадка и уход за растениями, выполнение коллективной работы «Фотоальбом», Ребята и родители оформили собранный материал в виде презентации, мы провели открытый урок «Учимся любить природу родного края». На районном конкурсе видео-уроков получили за него 1 место. Формируются такие компетенции, как коммуникативные - умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные - для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные - надеемся, зная, что природу нужно беречь, ученики ответственнее будут относиться к ней; коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. ВРазвитие ключевых компетенций младших школьников 2012 году учащиеся выступили с поддержкой проекта «20 добрых дел». Исследовав проблемы детского приюта «Сауле» с.Волчанка, ребята остановились на проблеме пополнения библиотеки приюта детской литературой и игрушками через спонсорскую помощь родителей. Подготовили детям концерт, подарки, детскую литературу, игрушки и приняли активное участие в поездке. По приезду был оформлен альбом с фотографиями детей из приюта и подарен им на память. Опыт общения, решение проблемы, а также реализация проекта позволили ребятам ощутить свою причастность к решению важных проблем социума. Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор). Именно на уроках русского языка и литературы ученики овладевают основными приёмами работы с текстом, способами структурирования информации, то есть учатся читать и понимать. Это «не просто компетенция, а целое искусство» [5]. Умение читать и понимать повышает логическую культуру учащихся и, как следствие этого, даёт ребёнку надёжный инструмент для самостоятельной деятельности. Научить «разбираться в информации» помогает лингвистический анализ текста, сжатые и выборочные изложения, составление тезисов, определение ключевых слов текста и развёртывание текста на их основе (здесь можно организовать работу учащихся с различными поисковыми системами, действующими в Интернете, и показать взаимосвязь формулировки запроса с полученным результатом). На каждом уроке необходимо пробуждать, стимулировать желание учащихся обращаться к словарям, справочникам как на бумажных, так и на электронных носителях (не стоит запрещать детям пользоваться словарями и справочниками во время проведения самостоятельных работ, некоторых видов зачётов; целесообразно составлять такие работы, в которых напрямую обговаривается использование справочной литературы). Все это способствует развитию детской самостоятельности. Таким образом, процесс обучения организуется не как заучивание (подчас бездумное зазубривание) правил и исключений из них, а как самостоятельный творческий поиск. Ребята проводят лингвистические эксперименты, учатся сравнивать, сопоставлять, делать выводы и облекать результаты своих «открытий» в словесную форму. Так создаётся органическая увязка «знаю что» со «знаю как» [5]. Один из принципов развивающего обучения - это осознание процесса учения. Ученик приучается к самоанализу: «Что я уже знал?», «Что я узнал нового?», «Как это представить в виде таблицы? » Поэтому на составление опорных схем не надо жалеть время. Эту работу провожу после того, как дети ознакомились с материалом. Несколько учеников работают на доске, а остальные на черновиках. После ведем обсуждение схем, выбираем те, которые считали самыми полными, понятными, компактными, и одну из них ученики записывают в свои справочники. Ребенку нужна постоянная активность, поэтому учитель должен стремиться к соавторству с ребенком, к сотрудничеству с ним. Планируя свою работу на уроке, я планирую и работу каждого ученика, его активное участие в процессе познания, овладения правилом, умением его применять, в выработке устойчивых навыков. Это дало свои результаты. В 2010 - 2011 учебном году качество знаний - 68%. В 2011 - 2012 учебном году качество знаний - 78%. Творческие работы (сочинения, рефераты, стихи) отличаются умением чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл. Подтверждением этого составленные детьми «Книжки малышки» подарены в библиотеку. Развитие ключевых компетенций младших школьниковРазвитие ключевых компетенций младших школьниковРазвитие ключевых компетенций младших школьниковРазвитие ключевых компетенций младших школьниковРазвитие ключевых компетенций младших школьников




Творчество - это самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке и задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков связной устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с успехом выступают в школе и районе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов, занимая призовые места. Призеры олимпиад и конкурсов за последние два года.

Таблица 2. «Результативность»

год

Фамилия ученика

Выход

Место

Предмет

Тур

2011

Позднякова Валерия

Область

3 место

литература

индивидуальный


Позднякова Валерия

Область

1 место

русский язык

парный


Кононов Дмитрий

Область

3 место

литература

индивидуальный


Ветлугин Артем

Область

2 место

русский язык

индивидуальный


Ветлугин Артем

РО Область

3 место

литература

индивидуальный


Ветлугин Артем

РО Область

3 место

литература

парный

2012

Ветлугин Артем

РО Область

1 место

русский язык

индивидуальный


Ветлугин Артем

РО Область

1 место

литература

индивидуальный


Ветлугин Артем

РО Область

1 место

литература

парный


Кононов Дмитрий

РО Область

3 место

литература

индивидуальный


В своей работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, но и формировать у школьников логические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний , а высоким уровнем развития. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать , анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.







Литература:
1. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А.В.Великанова.- Самара, 2001 2. А.В.Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированного образования». «Народное образование» - 2003г. с.58-64.

3. Клягина Е.А. Формирование практических умений и навыков на уроках русского языка и чтения у младших школьников. - 2006. с. 30 - 35. 4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя нач. кл.М.:Изд. центр "Вентана-Граф",2004. 5. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В. Обучаем по системе Л.В. Занкова. - М.: Просвещение, 1991.

6.Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У. Актуальные системы на основе технологического процесса - Алматы: «Жазушы», 2005 - 125 с.



© 2010-2022