Урок по русскому языку во 2 классе Собственные и нарицательные имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс_____2_______

МАОУ гимназия № 93 г.Уфа

Технологическая карта урока русского языка


Учитель : Фаисханова Ф.Ф.


Целевой блок

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель Познакомить обучающихся с понятиями «Собственные и нарицательные имена существительные»» и правилами их правописания; создать условия для развития речи, умения работать с текстом; содействовать формированию чувства гордости за родной город Уфа, за республику Башкортостан; воспитанию патриотизма. Формировать УУД: - Личностные: способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и истории через «сквозную» тему по развитию речи «Город Уфа - столица Башкортостана»; мотивация к творческому труду, работе на результат; осознание практической важности правописания собственных и нарицательных имен существительных. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (версию) на основе анализа языкового материала, содержащих в карточках, и на этапе «открытия» нового знания. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций через организацию парной и групповой работы. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; навыки смыслового чтения через работу с деформированным тестом.

Планируемые результаты Предметные:

  • знать понятия «собственные и нарицательные имена существительные»,
  • уметь применять правило правописания большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • составлять текст из предложенных предложений (работа с деформированным тестом).
Личностные:
  • иметь мотивацию к творческому труду, работе на результат;
  • способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и истории;
  • осознать практическую важность правописания собственных и нарицательных имен существительных.
Метапредметные:
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение (Регулятивные УУД);
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • овладевать навыками смыслового чтения (Познавательные УУД);
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • иметь навыки сотрудничества с одноклассниками, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (Коммуникативные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока Образовательные: Формировать представление о понятиях «собственные и нарицательные имена существительные». Формировать умение правильно писать заглавную букву в именах собственных. Совершенствовать умение работать с текстом. Способствовать развитию речи обучающихся, их оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работе; содействовать формированию чувства гордости за родной город Уфа, за республику Башкортостан, воспитанию патриотизма.

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс - Программа по русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В.Прониной. - Орфографическая тетрадь. 2 класс Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Фроловой Л.А. - М.: Баласс, 2009. Стр.28. - презентация «Собственные и нарицательные имена существительные». - карточки с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных и нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах существительных. Развитие речи. Отечество, проспект.

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная, групповая работа Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир (краеведение). Действия обучающихся

  • Карточка №1. Стихотворение о городе Уфе. Подчеркнуть имена существительные, среди которых найти однокоренные слова, слово, в котором букв больше, чем звуков, слово, которое состоит из одного слога, и слово по его лексическому значению. (Фронтальная работа)
  • Орфографическая тетрадь. Стр. 28 Расшифровать ребус; прочитать лексическое значение слова Отечество, записать синонимы.(Фронтальная и индивидуальная работа)
  • Карточка №2. Таблица «Викторина о Башкортостане и Уфе». Написать ответы на вопросы викторины (Парная работа)
  • Презентация. Слайд. Записать слова в два столбика «Собственные и нарицательные имена существительные». (Индивидуальная работа)
  • Карточка №3. Предложения из текста «Уфа - мой любимый город». Составить связный текст из предложений. (Групповая работа)
Диагностика результатов урока (итог урока) - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке. - Оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе: 1 2 3 4 5 Домашнее задание Работа с деформированным текстом (обучающимся раздается конверт с текстом, разрезанным на предложения)

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация

  • раздаточный материал для парно, групповой й и индивидуальной работы (Приложение 1)

Используемый ЦОР: «Русский язык. 2 класс», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 2-е изд.-М.: БАЛЛАС, 2003.

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=8

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  • Тест «Заглавная буква в именах собственных»
    Вариант I
    anketer.ru/vote/aWQufncIxn/
    Вариант II anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/

Использованная литература:

  1. Алмаев Н.А. 450 лет в дружбе и согласии. -Уфа: РИО РУМНЦ МО РБ, 2006.
  2. Ахмадиев Ф. Башкортостан. // Ватандаш. 2006. №1.
  3. Дильмухаметова Д. Сабантуй. // Панорама Башкортостана.2007. №3.
  4. Илишев И. Россия - Башкортостан: навеки вместе. // Панорама Башкортостана.2007. №3.
  5. Волина В. В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей. - М.: АСТ-пресс, 1995.
  6. Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл. Пособие для учащихся четырёхлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1987.

Сценарий урока русского языка во 2 классе

по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

  1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
  • Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.
  • Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Организация детей к уроку.

Учитель:

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем наш урок! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.

Психологический настрой к уроку. Учитель: Послушайте стихотворение Г.Рамазанова и определите, о чем или о ком говорится в нем? Исходя из темы стихотворения и его основной мысли, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке.

- Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови -
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!

В нем отчизна отцов святая,
В нем - любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.

Варианты ответов обучающихся:

- В стихотворении говорится о нашем городе Уфе. Основная мысль этого стихотворения: «Уфа - любимая наша родина…».

- На уроке мы будем говорить о городе Уфе, о нашей родине, о том, как надо любить ее… Учитель: Да, действительно сегодня тема урока - наш любимый город Уфа. Надо сказать, что много великих людей называют Уфу своей малой родиной. - По вашему мнению, что такое родина? Как вы ее представляете? - Родина… Это место, где вы родились, впервые увидели мир, и начали познавать ее. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес. Вы становитесь взрослее, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага, отцовского порога до необъятной Отчизны - Россия. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свой город, и свою республику, свой край. Только с осознанием Родины в единстве России и Башкортостана настоящим гражданином своей страны.

  1. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
  • Личностные УУД : ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки.
  • Метапредметные УУД :
Регулятивные - планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные - владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические - осуществляют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация); устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
  • Предметные УУД: знания об однокоренных словах, о правописании заглавной буквы в именах существительных, умения выполнять фонетический разбор слова
Минутка чистописания. Учитель: Догадайтесь, какую букву будем прописывать. Для этого найдите в стихотворении слова, обозначающие предметы, - существительные. Обучающиеся подчеркивают в карточке № 1 имена существительные: буквы, слово, любви, отчизна, отцов, дом, сердце, звездочки, стихом. Учитель: Уберем слова по заданию: - Найдите однокоренные слова. Почему они однокоренные? (Отчизна - отец) - Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? (сердце) - Найдите слово, которое состоит из одного слога. (дом) - Найдите слово по его лексическому значению. Это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме. (стихом) - В оставшихся словах найдите общую букву, которую мы возьмем на минутку чистописания. Обучающиеся прописывают буквы Вв, Ва, Ву, ва, ву. Словарно-орфографическая работа. Учитель: Молодцы. Справились с заданием. У вас на партах лежат карточки №2. Возьмите их и рассмотрите. А теперь предположите, какое задание мы будем выполнять. Варианты ответов обучающихся: - Я думаю, что нужно будет заполнить таблицу. -- Я думаю, нужно будет записать, что обозначают эти слова. - В первом столбике - все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы. Учитель: Верно. С этими словами можно выполнить все предложенные вами виды работ. - Для того, чтобы определить учебную тему нашего урока, нужно ответить на вопросы викторины. При чем ответы нужно записывать в таблицу. И я вам предлагаю поработать в парах. Напротив каждого задания записать правильный ответ и выделить в этих словах все известные орфограммы. - Если возникнут затруднения, поднимите карточку с вопросом. Дети работают на карточках №2 в парах.
  • Столица Республики Башкортостан.
  • Президент Республики Башкортостан.
  • Башкирский поэт-импровизатор, национальный герой. В 1967 году в Уфе ему открыт памятник. Его именем названы проспект в Уфе, город, хоккейный клуб.
  • Наш город расположен на берегу этой судоходной реки. Ее называют так за беловато-серебристый цвет воды.
  • Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации. Его имя носит наша гимназия.
  • Какое животное изображено на гербе г.Уфы.
  • Длинная, прямая и широкая улица в городах, обсаженная зеленью. В Уфе их два: Октября и Салавата Юлаева.
  • Жилище древних башкир.
  • Любимый инструмент башкир.
  • Целебный напиток башкир.
- Учитель: Проверьте правильность выполненной работы. (На слайде презентации появляется образец).

?

?

Уфа

куница

Рустэм Хамитов

проспект

Салават Юлаев

юрта

Агидель

курай

Владимир Васильевич Ковалёнок

кумыс или айран



- Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок. - Как вы думаете, какое правило мы должны были вспомнить, чтобы правильно написать слова в первом столбике? - Обратите внимание на правильность написания словарного слова проспект. Запомните его правописание.
  1. Постановка проблемы.
Цель: сформировать представление о результате.
  • Личностные УУД: ценностное отношение к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
  • Метапредметные УУД: регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
  • Предметные УУД: затруднение в определении отличительных признаков имен существительных (собственные и нарицательные).
Учитель: Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице? Варианты ответов учащихся: - Я думаю, что надо найти общее в каждом столбике и дать название. - Может быть, надо вывести правила, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой. Учитель: Возможно, вы и правы. Вернемся к этому вопросу позже. Посмотрите внимательно и подумайте, как можно назвать эту таблицу. У каждого из нас есть имя, значит, и у таблицы должно быть свое название. Варианты ответов учащихся: - Правила написания заглавной и строчной буквы. - Я бы назвала эту таблицу «Маленькая и большая буква в именах существительных». Учитель: У нас несколько версий. А кто из ребят был прав, узнаем, прочитав запись на слайде. Появляется запись:

Имена существительные собственные и нарицательные. Учитель: Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

Варианты ответов обучающихся:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.

- Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.

- Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.


  1. Открытие нового знания.
Цель: сформировать знания о собственных и нарицательных именах существительных.
  • Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.
  • Метапредметные УУД : владение правильной речью, анализ, сравнение, умение делать выводы.
  • Предметные УУД: понятия о собственных и нарицательных именах существительных, навык правописания заглавной буквы в именах собственных.
Учитель: Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты. Варианты ответов обучающихся: - Собственное - это значит, находится в собственности. - А я думаю, что это слово обозначает - моё. Например, моя рука, моя нога. Учитель: У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие? Варианты ответов обучающихся: - Я считаю, что это имя, фамилия и отчество. Учитель: А для чего человеку нужны имя, фамилия, отчество? Варианты ответов обучающихся: - Я думаю, чтобы люди друг друга не путали. - Мне кажется, чтобы было различие между людьми. Учитель: Какие ещё собственные имена существительные вы знаете? Варианты ответов обучающихся: - Клички животных - это собственные имена существительные. - Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д. Учитель: А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д. Варианты ответов обучающихся: - Эти названия географические и их можно встретить на картах. Учитель: Так как же пишутся собственные имена существительные? Варианты ответов обучающихся: - Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. Учитель: Приведите свои примеры собственных имён существительных. Может быть, кто-то приведет примеры пользуясь таблицей, с которой мы начали работать. Варианты ответов обучающихся: - Уфа, Салават Юлаев, Агидель - это имена собственные. Учитель: Предположите, как можно назвать имена существительные второго столбика. Варианты ответов учащихся: - Курай, проспект, куница - это имена нарицательные. На слайде открываются названия столбиков в таблице:

Собственные

нарицательные

Уфа

куница

Рустэм Хамитов

проспект

Салават Юлаев

юрта

Агидель

курай

Владимир Васильевич Ковалёнок

кумыс или айран


Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу и сформулируйте правило. Варианты ответов обучающихся: - Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы. - Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем с большой буквы.
  1. Первичное закрепление УУД .
Цель - сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения собственного или нарицательного имени существительного.
  • Личностные УУД : ценностное отношение к умению выбирать действия по достижению цели; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
  • Предметные УУД: различают собственные и нарицательные имена существительные; умение восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений.
  • Метапредметные УУД : познавательные: общеучебные - приобретение способа действий по достижению целей; логические - умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, владеют основами смыслового чтения, установление аналогий и причинно - следственных связей; регулятивные: составляют план и последовательность действий, умение работать самостоятельно; коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Фиксированное затруднение. Учитель: Сейчас мы будем выполнять творческое задание. На слайде появляется запись двух предложений: Одиннадцатого __________ - день суверенитета Башкортостана. Проспект ___________ соединяет южную и северную части города Уфы. Учитель: Прочитайте. - Как вы думаете, каким будет задание? - Что такое суверенитет? - Каких слов не хватает в нашем предложении? Чем интересны эти слова? - Да, эти слова одинаковые по звучанию ОКТЯБРЯ. Объясните разницу в их написании. Варианты ответов обучающихся: - В первом предложении октября - - это название месяца. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Название проспекта Октября напишем с заглавной буквы. Это собственное имя существительное. Учитель: Записываем предложения под диктовку. Один обучающийся работает на доске, остальные записывают под диктовку предложения в тетрадях. Самопроверка записанных предложений по слайду: Одиннадцатого октября - день суверенитета Башкортостана. Проспект Октября соединяет южную и северную части города Уфы. С помощью сигнальных карточек оценивается работа отвечающего у доски и работа каждого обучающегося. (Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).
Физминутка (релаксация) Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
  • Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Учитель: А теперь давайте немного отдохнём. Посмотрите на этот прекрасный пейзаж. Закройте глаза и представьте себя где-нибудь на берегу этого водопада. Отдыхаем и слушаем красивую музыку. (Под спокойную музыку дети сидят, закрыв глаза, - на слайде водопад Атыш) Учитель: Ребята, как пишется название водопадов? Почему? Работа в группах На слайде появляется следующее задание: Я живу в городе Уфе. На высоком берегу реки Белой стоит памятник Салавату Юлаеву -народному герою. В нём много высоких домов, кинотеатров, памятников и других достопримечательностей. Уфа - очень красивый город. Он будто приветствует гостей города, которые приезжают к нам в Уфу. Уфа - это и есть моя родина! Я очень люблю родной город, его шумный проспект и тихие переулки, свой зеленый дворик. Обучающиеся получают карточки с аналогичными заданиями для групп. Работа с деформированным текстом (в группах). Проверка по слайду - определение нумерации последовательности предложений в тексте.
  1. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: сформировать навык определения и правописания собственных и нарицательных имен существительных, опираясь на выведенные способы.
  • Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Самостоятельная работа в тетради. На слайде записаны слова: Данил. Гимназия. Памятник. Барсик. Лошадь. Башкортостан. Агидель. Город. Уфа. Проспект. Янгантау. Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будем выполнять. Варианты ответов обучающихся: - Нужно будет списать слова и обозначить орфограммы. - Наверное, нужно будет списать слова, обозначить орфограммы, разделить слова на группы. -Я думаю, что нужно выписать сначала собственные имена существительные, а потом нарицательные. Учитель: Сегодня на уроке мы выполним второе задание, которое вы нам предложили. - На какие бы группы вы разделили слова? Варианты ответов обучающихся: - Имена существительные собственные и нарицательные. - Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. - Слова, которые называют один предмет. Слова, которые называют несколько предметов. - Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить. Учитель: Молодцы! Вы назвали много группировок. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:

Собственные Нарицательные Учитель: Каким правилом будете пользоваться? Вариант ответа обучающегося: - Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы. Обучающиеся работают самостоятельно. Учитель: - Проверяем цепочкой. Прочитайте слово, укажите, в какой столбик вы его записали, какую букву использовали при записи слова. Учитель: Что такое Янгантау? Почему это слово пишется с заглавной буквы? Слайд «Янгантау» - Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы выровнять столбики? Варианты ответов обучающихся: - Подобрать свое слово. Например: (обучающиеся приводят примеры) Учитель: Запишите пример своего слова во второй столбик. Каким правилом будете пользоваться? Вариант ответа обучающегося: - Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

  1. Контроль и оценка.
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Предметные УУД: предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты. Учитель: Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? -Научились мы определять собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать?
  1. Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
  • Личностные УУД : осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  • Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы.
  • Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях.
-А какое задание было наиболее трудным? Почему? Самооценка. - Оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе.
  1. Домашнее задание:
Работа с деформированным текстом (обучающимся раздается конверт с текстом, разрезанным на предложения).


© 2010-2022