- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку во 2 классе Собственные и нарицательные имена существительные
Урок по русскому языку во 2 классе Собственные и нарицательные имена существительные
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фаисханова Ф.Ф. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс_____2_______
МАОУ гимназия № 93 г.Уфа
Технологическая карта урока русского языка
Учитель : Фаисханова Ф.Ф.
Целевой блок
Тема
Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель Познакомить обучающихся с понятиями «Собственные и нарицательные имена существительные»» и правилами их правописания; создать условия для развития речи, умения работать с текстом; содействовать формированию чувства гордости за родной город Уфа, за республику Башкортостан; воспитанию патриотизма. Формировать УУД: - Личностные: способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и истории через «сквозную» тему по развитию речи «Город Уфа - столица Башкортостана»; мотивация к творческому труду, работе на результат; осознание практической важности правописания собственных и нарицательных имен существительных. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (версию) на основе анализа языкового материала, содержащих в карточках, и на этапе «открытия» нового знания. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций через организацию парной и групповой работы. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; навыки смыслового чтения через работу с деформированным тестом.
Планируемые результаты Предметные:
- знать понятия «собственные и нарицательные имена существительные»,
- уметь применять правило правописания большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- составлять текст из предложенных предложений (работа с деформированным тестом).
- иметь мотивацию к творческому труду, работе на результат;
- способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и истории;
- осознать практическую важность правописания собственных и нарицательных имен существительных.
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение (Регулятивные УУД);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- овладевать навыками смыслового чтения (Познавательные УУД);
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- иметь навыки сотрудничества с одноклассниками, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (Коммуникативные УУД).
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: Формировать представление о понятиях «собственные и нарицательные имена существительные». Формировать умение правильно писать заглавную букву в именах собственных. Совершенствовать умение работать с текстом. Способствовать развитию речи обучающихся, их оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работе; содействовать формированию чувства гордости за родной город Уфа, за республику Башкортостан, воспитанию патриотизма.
Тип урока
Открытие новых знаний
Учебно-методический комплекс - Программа по русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В.Прониной. - Орфографическая тетрадь. 2 класс Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Фроловой Л.А. - М.: Баласс, 2009. Стр.28. - презентация «Собственные и нарицательные имена существительные». - карточки с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы.
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных и нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах существительных. Развитие речи. Отечество, проспект.
Организация пространства
Парная, фронтальная, индивидуальная, групповая работа Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир (краеведение). Действия обучающихся
- Карточка №1. Стихотворение о городе Уфе. Подчеркнуть имена существительные, среди которых найти однокоренные слова, слово, в котором букв больше, чем звуков, слово, которое состоит из одного слога, и слово по его лексическому значению. (Фронтальная работа)
- Орфографическая тетрадь. Стр. 28 Расшифровать ребус; прочитать лексическое значение слова Отечество, записать синонимы.(Фронтальная и индивидуальная работа)
- Карточка №2. Таблица «Викторина о Башкортостане и Уфе». Написать ответы на вопросы викторины (Парная работа)
- Презентация. Слайд. Записать слова в два столбика «Собственные и нарицательные имена существительные». (Индивидуальная работа)
- Карточка №3. Предложения из текста «Уфа - мой любимый город». Составить связный текст из предложений. (Групповая работа)
Необходимое оборудование и материалы для урока:
-
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
-
раздаточный материал для парно, групповой й и индивидуальной работы (Приложение 1)
Используемый ЦОР: «Русский язык. 2 класс», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 2-е изд.-М.: БАЛЛАС, 2003.
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=8
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
-
Тест «Заглавная буква в именах собственных»
Вариант I anketer.ru/vote/aWQufncIxn/
Вариант II anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/
Использованная литература:
- Алмаев Н.А. 450 лет в дружбе и согласии. -Уфа: РИО РУМНЦ МО РБ, 2006.
- Ахмадиев Ф. Башкортостан. // Ватандаш. 2006. №1.
- Дильмухаметова Д. Сабантуй. // Панорама Башкортостана.2007. №3.
- Илишев И. Россия - Башкортостан: навеки вместе. // Панорама Башкортостана.2007. №3.
- Волина В. В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей. - М.: АСТ-пресс, 1995.
- Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл. Пособие для учащихся четырёхлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1987.
Сценарий урока русского языка во 2 классе
по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»
- Самоопределение к учебной деятельности.
- Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.
- Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку.
Учитель:
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем наш урок! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.
Психологический настрой к уроку. Учитель: Послушайте стихотворение Г.Рамазанова и определите, о чем или о ком говорится в нем? Исходя из темы стихотворения и его основной мысли, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке.
- Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови -
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!
В нем отчизна отцов святая,
В нем - любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.
Варианты ответов обучающихся:
- В стихотворении говорится о нашем городе Уфе. Основная мысль этого стихотворения: «Уфа - любимая наша родина…».
- На уроке мы будем говорить о городе Уфе, о нашей родине, о том, как надо любить ее… Учитель: Да, действительно сегодня тема урока - наш любимый город Уфа. Надо сказать, что много великих людей называют Уфу своей малой родиной. - По вашему мнению, что такое родина? Как вы ее представляете? - Родина… Это место, где вы родились, впервые увидели мир, и начали познавать ее. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес. Вы становитесь взрослее, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага, отцовского порога до необъятной Отчизны - Россия. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свой город, и свою республику, свой край. Только с осознанием Родины в единстве России и Башкортостана настоящим гражданином своей страны.
- Актуализация опорных знаний.
- Личностные УУД : ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки.
- Метапредметные УУД :
- Предметные УУД: знания об однокоренных словах, о правописании заглавной буквы в именах существительных, умения выполнять фонетический разбор слова
- Столица Республики Башкортостан.
- Президент Республики Башкортостан.
- Башкирский поэт-импровизатор, национальный герой. В 1967 году в Уфе ему открыт памятник. Его именем названы проспект в Уфе, город, хоккейный клуб.
- Наш город расположен на берегу этой судоходной реки. Ее называют так за беловато-серебристый цвет воды.
- Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации. Его имя носит наша гимназия.
- Какое животное изображено на гербе г.Уфы.
- Длинная, прямая и широкая улица в городах, обсаженная зеленью. В Уфе их два: Октября и Салавата Юлаева.
- Жилище древних башкир.
- Любимый инструмент башкир.
- Целебный напиток башкир.
-
?
?
Уфа
куница
Рустэм Хамитов
проспект
Салават Юлаев
юрта
Агидель
курай
Владимир Васильевич Ковалёнок
кумыс или айран
- Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок. - Как вы думаете, какое правило мы должны были вспомнить, чтобы правильно написать слова в первом столбике? - Обратите внимание на правильность написания словарного слова проспект. Запомните его правописание.
- Постановка проблемы.
- Личностные УУД: ценностное отношение к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
- Метапредметные УУД: регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
- Предметные УУД: затруднение в определении отличительных признаков имен существительных (собственные и нарицательные).
Имена существительные собственные и нарицательные. Учитель: Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?
Варианты ответов обучающихся:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.
- Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.
- Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.
- Открытие нового знания.
- Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.
- Метапредметные УУД : владение правильной речью, анализ, сравнение, умение делать выводы.
- Предметные УУД: понятия о собственных и нарицательных именах существительных, навык правописания заглавной буквы в именах собственных.
-
Собственные
нарицательные
Уфа
куница
Рустэм Хамитов
проспект
Салават Юлаев
юрта
Агидель
курай
Владимир Васильевич Ковалёнок
кумыс или айран
Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу и сформулируйте правило. Варианты ответов обучающихся: - Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы. - Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем с большой буквы.
- Первичное закрепление УУД .
- Личностные УУД : ценностное отношение к умению выбирать действия по достижению цели; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
- Предметные УУД: различают собственные и нарицательные имена существительные; умение восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений.
- Метапредметные УУД : познавательные: общеучебные - приобретение способа действий по достижению целей; логические - умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, владеют основами смыслового чтения, установление аналогий и причинно - следственных связей; регулятивные: составляют план и последовательность действий, умение работать самостоятельно; коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Фиксированное затруднение. Учитель: Сейчас мы будем выполнять творческое задание. На слайде появляется запись двух предложений: Одиннадцатого __________ - день суверенитета Башкортостана. Проспект ___________ соединяет южную и северную части города Уфы. Учитель: Прочитайте. - Как вы думаете, каким будет задание? - Что такое суверенитет? - Каких слов не хватает в нашем предложении? Чем интересны эти слова? - Да, эти слова одинаковые по звучанию ОКТЯБРЯ. Объясните разницу в их написании. Варианты ответов обучающихся: - В первом предложении октября - - это название месяца. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Название проспекта Октября напишем с заглавной буквы. Это собственное имя существительное. Учитель: Записываем предложения под диктовку. Один обучающийся работает на доске, остальные записывают под диктовку предложения в тетрадях. Самопроверка записанных предложений по слайду: Одиннадцатого октября - день суверенитета Башкортостана. Проспект Октября соединяет южную и северную части города Уфы. С помощью сигнальных карточек оценивается работа отвечающего у доски и работа каждого обучающегося. (Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).
Физминутка (релаксация) Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
- Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
- Включение нового знания в систему знаний.
- Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Собственные Нарицательные Учитель: Каким правилом будете пользоваться? Вариант ответа обучающегося: - Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, а нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы. Обучающиеся работают самостоятельно. Учитель: - Проверяем цепочкой. Прочитайте слово, укажите, в какой столбик вы его записали, какую букву использовали при записи слова. Учитель: Что такое Янгантау? Почему это слово пишется с заглавной буквы? Слайд «Янгантау» - Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы выровнять столбики? Варианты ответов обучающихся: - Подобрать свое слово. Например: (обучающиеся приводят примеры) Учитель: Запишите пример своего слова во второй столбик. Каким правилом будете пользоваться? Вариант ответа обучающегося: - Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
- Контроль и оценка.
- Рефлексия
- Личностные УУД : осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
- Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы.
- Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях.
- Домашнее задание: