Тема урока: ШКОЛА ПЕРНАТЫХ. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: ШКОЛА ПЕРНАТЫХ.


Цели урока:

  • расширить кругозор и знания детей о птицах, условиях их обитания; показать влияние неживой природы на живую природу; учить умению распознавать птиц по голосам и внешнему виду;
  • развивать интерес, внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь учащихся; умение полно и точно отвечать на вопрос;
  • воспитывать экологическую культуру школьников; бережное отношение
к природе и её обитателям; воспитывать в детях любовь к уроку «Познание мира» путём нестандартного подхода к предмету.
Материально-техническое оснащение урока, оборудование: Компьютер, интерактивная доска, слайды, обучающая программа, диски, музыкальное сопровождение, изображения животных и птиц, схемы, ребусы, задания. Межпредметные связи: Информатика: презентация урока; русская грамота: словарные слова; новые слова; произведения, в которых речь идёт о птицах; математика - физминутка с числами, ребус.

ХОД УРОКА:


I. Организационный момент. 1. Проверка готовности к уроку. 2. Психологический настрой. Звонок голосистою птицей Опять пролетел поутру. И мы начинаем учиться Труду, вдохновенью добру. Раздвинуться мира границы, Заманчив познания путь. И надо ещё умудриться В грядущее заглянуть. Посмотрите за окошко: Начинается весна. На дворе прелестная погода, Отправляться в путь пора.
II. Повторение пройденного. Учитель: - Ребята! Сегодня к нам на урок должна была прилететь Сова, но, придя сюда, я обнаружила записку на доске. Прочитайте ее.

«Быть сегодня не могу. Очень сожалею, но чтобы вы не потеряли времени даром, приглашаю вас к себе в гости. Сова.» Учитель: Ну, что же, ребята! Сегодня по приглашению Совы мы отправимся с вами в путешествие по удивительной стране. Кто в ней живёт, мы с вами увидим. А сейчас нам нужно выбрать экологически чистый транспорт, так как Сова и её друзья не любят шума и посторонних запахов. Как вы думаете, на чём лучше поехать? Дети: На лошади с телегой, так как нас много. Учитель: Молодцы! Правильно выбрали вид транспорта. Ну, а сейчас закройте глаза и послушайте тишину.

Слышатся звуки леса. - Слышите? Догадались, куда мы попали? (На природу). Попасть сюда не очень просто, нужно ответить на вопросы. - Что мы знаем о природе? (Природа бывает живая и неживая). - Что относится к живой природе? (Растения, животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы…). - Что вы знаете о животных? (Бывают дикие и домашние). - В чём их различия? Где они обитают? (Дикие обитают в лесу, горах, степях, пустынях; домашние - рядом с человеком. Их приручил человек.) - Чем они питаются? Как добывают пищу? (Травой и мясом. Дикие сами добывают себе пищу, охотятся. Домашних кормит человек) - Назовите диких животных. (Дети отвечают). - Назовите детёнышей диких животных. (У медведя - медвежонок, у лося - лосёнок, у барса - барсёнок, у оленя - оленёнок, у лисицы - лисёнок, у зайца - зайчонок, у белки - бельчонок, у волка - волчонок).
III. Работа над новой темой урока. Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо усвоили пройденный материал.

Подключение радиодоски. Слышится птичье пение. - Но в лесу, горах, воде, степях и пустынях не только животные обитают. Кто ещё может там жить? (Птицы). - Правильно. И сегодня мы с вами отправляемся в ШКОЛУ ПЕРНАТЫХ. (На доске появляется тема урока: ШКОЛА ПЕРНАТЫХ). Словарная работа: - Что такое школа, всем известно. А вот что за новое слово «пернатые». Это слово произошло от слова «перо, перья». Ведь птицы имеют перья, поэтому их и прозвали пернатыми. А узнаем мы сегодня много интересного и поможете мне в этом вы. Согласны?

(на доске появляются цели урока)

Звучит стихотворение. Внимание! Внимание! Сегодня в 10 часов Работать будет станция Для рощ и для лесов! Сегодня в нашу студию … Внимание! Внимание! Слетятся птицы разные На радиособрание! Начнутся выступления Скворцов, щеглов, синиц И всех без исключения Других известных птиц! Учитель: Вот это да! Мы же с вами попали в эфир птичьего собрания, вот было бы интересно посмотреть, что там происходит. Но для этого нужно вспомнить, что мы знаем о птицах.

Дети говорят о диких и домашних птицах. Перечисляются виды птиц, а также какие птицы относятся к перелётным, а какие к зимующим, оседлым. Почему они так называются? Называются их места обитания, питание, о пользе и вреде.

Для проверки ответов на экране появляются схемы.

Открываются шторы и ученики читают: «Съезд птиц», а под ним стоит подпись - Сова.

Слышится уханье Совы. Учитель: Ребята, что это за звук был. Дети: Так ведь это Сова. Учитель: Наверное нас летит встречать. Интересно, почему Сова одна? Дети: Наверное, остальные птицы ещё не прилетели. Учитель: А кто же прилетает из тёплых краёв первым? Отгадайте загадку. Всех перелётных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперёд по пашне вскачь. И зовётся птица ... (грач). - Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не бояться холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Из чего грачи строят свои гнёзда? (Ребята отвечают). Дети: Из прутьев и веток, высоко над землёй, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.

Появляется изображение скворца. Учитель: Но смотрите, на доске появилась ещё одна птица. На шесте - дворец Во дворце - певец, А зовут его ... (скворец). - Что вы знаете о жизни скорца? (Ребята отвечают). Посмотрите на его массивное тело и короткую шею, он нам покажется неуклюжим, тяжёлым, хотя весит всего 75 граммов. Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, постепенно шествует он за плугом. Выдёргивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жуков. Осенью, правда, стаи скворцов совершают налёты на сады. Но этот вред не сравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов. Скворец ещё и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передать всё, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.

Звучит запись пения скворца. Учитель: Но вот взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки. И послышался в лесу чей-то голосок.

Звучит запись голоса кукушки. Учитель: Чей же это голос? Дети: Это голос кукушки.
Учитель: Солнцем залита опушка, Загорелся только день, И проказница - кукушка Куковать уселась в тень Где она? Никто не знает, На каком сидит суку, В прятки с солнышком играет И кричит ему ... Дети: Ку-ку! Учитель: Что вы знаете о кукушке? Дети: Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнёздышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птенцам ничего не остаётся, как выкармливать его одного. Учитель: К поляне, на которой будет проходить съезд, подлетает ещё один гость. Спереди - шильце, Сзади - вильце, На груди белое полотенце. Наша гостья - ласточка.

Показывается изображение ласточки. Ласточки прилетают в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперенью и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полёт, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. Говорят, что по её полёту можно определить погоду. Как? К дождю ласточки низко летают. А лепят гнёзда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал - его много: грязь, глина, а склеивается всё слюной самой птицы. Но что-то птицы заспешили на полянку. Что там происходит? Давайте посмотрим. (Появляется изображение соловья). - Так это скромноокрашенный, но прекрасно поющий певец прилетел. Видите на его концерт слетаются все птицы. Кто знает, как называется эта птица? Дети: Соловей. Учитель: Правильно. Давайте послушаем, как звучит его чудесный голос.

Звучит голос соловья.

Учитель: Красиво! Не правда ли ребята? Вам понравилось пение соловья? (Да).

Звучит стук дятла. Учитель: Ой, кто-то стучит! Вы не знаете, кто бы это мог быть? Дети: Дятел. Учитель: А как ещё называют дятла? Почему? Дети: Доктор леса. Потому что он лечит деревья от вредителей. Учитель: Правильно, ребята. Вы угадали и всё правильно сказали. А что это у него в клюве?

(Появляется изображение дятла, а в клюве у него телеграмма). Дети читают: «Задерживаюсь. Приглашаю на обед. Нужна ваша помощь. Жду. Сова»
IV. Физминутка. Учитель: Ну, что же, ребята! Пора нам немного размяться. Мы работали устали, а теперь тихонько встали О растениях много знаем и в лесу мы побываем. - Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов. - Сколько миленьких цветков, столько сделаем хлопков. - Сколько листьев посмотри, столько раз подпрыгни ты. По тропинке пошагаем, насекомых не раздавим, К ручейку мы подойдём - Все присядем, отдохнём. Учитель: Отдохнули? А теперь пойдёмте на обед, да и Сове помочь надо. Хотя незнаю сможем ли мы есть ту же самую пищу, какую едят птицы. Давайте вспомним, чем они питаются? (Мошки, гусеницы, червячки, шишки...) Учитель: - Молодцы, ребята! Всё назвали верно. Скажите, а человек может есть такую пищу? (В некоторых странах едят). Ну, а у нас в столовой совсем другая еда, намного вкуснее. Поэтому по окончанию этого урока мы отправимся в нашу школьную столовую. Вы согласны? (Да.)

Появляется сова с уханьем. Учитель: Ребята! Сова только что мне сказала, что в птичью столовую должны слететься много птиц и для каждой она готовит угощение. Но вот 3 птицы ей не известны, помогите ей отгадать, что это за птицы. (Ребусы: ворона, воробей, сорока. Как только дети отгадывают, появляется изображение птицы. Затем учитель просит изобразить звуки, которые издают эти птицы. Прослушивается оригинальное их звучание.) Учитель: С названием этих птиц мы уже встречались на другом уроке. Что вы можете сказать об этих словах? Дети: Мы знакомились с ними на уроке русской грамоты. Это словарные слова. Учитель: Давайте ещё раз вспомним правильное написание этих словарных слов. (Дети пишут на мониторе компьютера. Некоторые пишут на доске). Учитель: А в каких произведениях мы встречались с птицами? Дети: «Кукушка» ненецкая сказка, «Птичья ёлка» З.Александровой, «Умей обождать» К.Д.Ушинского, «Пташки» По Г.Юдину, «Лебеди» По Л.Воронковой, «Попугай Кеша», «Пудик», «Ласточка» и др.
V. Работа с книгой. Учитель: Много птиц сегодня прилетели. Пришла весна им есть что обсудить. А что птицы делают весной? Дети: Строят гнёзда, откладывают яйца, выводят и выкармливают птенцов. Учитель: А какое время года следует за весной? (Лето). - Чем же занимаются птицы летом? Давайте об этом прочитаем в учебнике. (Дети читают). - Чему же птицы учат своих птенцов? (Летать. Добывать себе корм). Учитель: А кто знает какая птица самая большая из современных летающих птиц. (Дрофа - степная. Есть в Казахстане. Занесена в Красную книгу). - А какая самая маленькая птица в мире? (Колибри. Может летать назад).
VI. Закрепление пройденного. Учитель: Ну, что ж, ребята! Пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с нашими друзьями - Совой и другими птицами и скажем спасибо им за приглашение и до новых встреч! Понравилось вам путешествовать? Может на память поймаем несколько птиц или птенцов возьмём и посадим их в клетку, пусть нам в классе и дома песенки поют.

Рисунок птиц в клетке. Дети возмущённо: Нет, нельзя. Всем птицам и животным нужна свобода. Так же как и людям. А в клетке они петь не будут и погибнут. Учитель: А почему нельзя брать птенцов? Дети: Потому что мама их обратно не примет. Она чувствует посторонний запах, бросит птенца и улетит, а птенец погибнет. Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо усвоили урок. А теперь возвращаемся. Но с птицами мы не прощаемся, они всегда будут где-то рядом с нами.

Изображение природы. А дома нас ждут домашние птицы. Кстати, назовите мне родителей и птецов домашних птиц. (У курицы и петуха - цыплята, у гуся и гусыни - гусята, у утки и селезеня - утята, у индюка и индюшки - индюшата). Учитель: А в заключение нашего путешествия я бы хотела прочитать вам следующее стихотворение. Люби родную природу - Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. Здесь мы с тобой родились, Живём мы с тобой на ней. Так будем же, люди, все вместе К земле относиться добрей.
VII. Подведение итогов за урок.

  1. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Ребята! Вот и закончилось наше путешествие. - Что нового вы узнали? - Чему учились? - Какие выводы для себя сделали? (Отвечают).

(Читают на доске слова - обещания.) «Нор звериных птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом!» - Какие вопросы у вас возникли, по ходу нашего путешествия? 2. Домашнее задание: с. 99 читать, пересказывать, ответить на вопросы, написать сочинение о нашем путешествии. 3. Оценивание работы учащихся в течение урока.

© 2010-2022