- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность Играй - город
Внеурочная деятельность Играй - город
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бауэр Я.В. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Для младшего школьника непосредственное эмоциональное общение, которое задается в ходе игрового сотрудничества, так же важно, как и учебная деятельность. Игра, с одной стороны, остается незаменимым средством для того, чтобы сложные категории наполнились для ребенка личным смыслом, стали его собственной логикой. С другой - становится эмоционально-символическим входом в теоретическое мышление для детей с игровым типом ценностей. Детям, испытывающим трудности в общении, она помогает строить отношения с учетом действий партнеров, разрабатывать план совместных действий, проявлять дружелюбие, оценивать свою работу по заданным критериям. В связи с этим очень важно обучить младшего школьника игровому и социальному взаимодействию, помочь в преодолении школьных страхов, укрепить веру в свои силы, сформировать интерес к содержанию школьной жизни и ответственность за сохранение своего здоровья. Программа внеурочной деятельности «Играй - город» разработана с учетом социально-психологического статуса младшего школьника и входит в УМК «Школа здоровья. 2 класс», предназначенный для реализации ФГОС НОО в части формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. В основу реализации программы положен ряд принципов, определяющих содержание, методы и формы взаимодействия педагога с обучающимися.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания Воспитание, направленное на формирование культуры здоровья обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию урочной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их физического и духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Принцип событийной организации деятельности обучающихся Реализация этого принципа направлена на обогащение образовательной среды, в которой происходит освоение образовательной программы. Культурно-образовательное событие воспринимается ребёнком как ситуация, которая переживается и осознаётся им как значимая (поворотная) в его собственном образовании, позволяет школьнику проявить субъектную позицию.
Принцип учета возрастных особенностей обучающихся Эффективность внеурочной деятельности второклассников по формированию культуры здоровья определяется и психофизиологическими особенностями. Знание социально-психологического портрета детей данного возраста даёт возможность учителю планировать деятельность школьников, определять её задачи и способы организации при изучении каждой темы.
Принцип связи обучения с жизнью Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности младших школьников по формированию культуры здоровья с условиями жизни и социальным опытом ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми для него взрослыми. Выработка первоклассником собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым взрослым и сверстниками.
Принцип следования нравственному примеру Содержание урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного поведения младшего школьника наполнено примерами нравственных поступков, одобряемыми поведенческими стереотипами. Пример как метод воспитания расширяет нравственный опыт ребёнка, побуждает его к внутреннему диалогу, пробуждает в нём нравственную рефлексию, обеспечивает возможность выбора при построении собственного поведения, системы ценностных отношений, демонстрирует ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы Органическое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы в ходе освоения программы внеурочной деятельности позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли, учесть индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка, а также объединить личные мотивы и переживания с мотивами и переживаниями детского коллектива. Этот принцип реализуется путем решения проектных задач, проектной групповой деятельности, когда перед коллективом стоит задача создания единого проекта, но подзадачи решаются индивидуально или группой участников.
Принцип межпредметных связей В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к организации образовательной деятельности. При организации деятельности обучающихся начальной школы по формированию культуры здоровья следует принимать во внимание возможности ряда школьных предметов. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу формирования ценности здоровья и здорового образа жизни второклассника в рамках программы внеурочной деятельности «Играй-город». Содержание программы «Играй-город» ориентировано на формирование у второклассника ценности здоровья и здорового образа жизни в процессе игрового взаимодействия; на формирование ответственности за сохранение своего здоровья, развитие мотивации к занятиям физическими упражнениями и двигательной активности; на поддержку интереса к наблюдениям за изменениями своего организма, а также на формирование культуры общения и сотрудничества со сверстниками в условиях здоровьесберегающей учебной, игровой и соревновательной деятельности. Программа «Играй-город» разработана на основе модульного подхода и состоит из шести модулей: «Планируем маршрут игры», «Придумываем интересные игры», «Наблюдаем за своим развитием», «Улучшаем спортивные результаты», «Заботимся о своём здоровье», «Учимся общаться». Для успешного освоения младшими школьниками программы разработан «Дневник здоровья. 2 класс», содержание которого позволяет на основе самостоятельной или групповой деятельности в игровой форме решать задачи формирования у младших школьников таких базовых ценностей, как здоровье и общение; основных знаний о здоровом образе жизни, о воздействии двигательной активности на основные органы человека; представлений о факторах, влияющих на сохранение здоровья младшего школьника и формирующих устойчивые здоровьесберегающие поведенческие стереотипы, а также знакомит обучающихся с упражнениями, восстанавливающими организм после интеллектуальных и физических нагрузок. Использование подсказок-действий типа: «разработай свой маршрут игры», «наблюдай и сравнивай», «разгадай сканворд», «разработай проект», «учись планировать», «выбери полезные продукты», «подумай о важном» - позволяет второкласснику определить приоритетную цель своей деятельности в каждом разделе Дневника, а также развивает его логические и креативные способности. Программа представляет серию культурно-образовательных событий, которые проводятся в ходе годичной игры и выступают площадкой для демонстрации промежуточных и итоговых результатов освоения программы. Культурно-образовательные события целесообразнее проводить в каникулярное время, чтобы обеспечить комфортные условия, временную свободу от уроков и таким образом избежать физические и эмоциональные перегрузки ребёнка. В культурно-образовательных событиях могут принимать участие как обучающиеся одного класса, возрастной параллели, так и школьники 1-4 классов, а также их родители. Организация разновозрастного детского взаимодействия в рамках культурно-образовательных событий усиливает воспитательный эффект программы. Программа «Играй-город» разработана для второклассников, сориентирована на достижение второго уровня образовательных результатов. Общая продолжительность - 34 ч. (один час в неделю). Для достижения результатов программы преимущественными образовательными формами стали: интеллектуальные, спортивные, дидактические игры, творческая мастерская, проектная деятельность, конструкторское бюро, коллективный праздник, фестиваль проектов. Данные образовательные формы способствуют максимальному взаимодействию школьников, созданию комфортной образовательной среды, в которой формируются ценностные установки на здоровый образ жизни. Для формирования у школьников мотивации к освоению содержания образовательной программы перед каждым учебным занятием проводятся игры, направленные на сплочение детских игровых команд и на развитие активности в групповой деятельности. Для реализующих данную программу педагогов разработаны методические рекомендации по использованию «Дневника здоровья. 2 класс». Цель программы - формирование у младшего школьника ценности здоровья и здорового образа жизни в процессе игрового взаимодействия. Задачи программы:
- формировать ответственность за сохранение своего здоровья;
- мотивировать к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- формировать культуру общения и сотрудничества со сверстниками в условиях здоровьесберегающей учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- развивать умение вести наблюдения за изменениями своего организма и анализировать их;
- развивать умение планировать основные режимные моменты учебной и досуговой жизнедеятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися
содержания образовательной программы В результате освоения программы второклассники узнают:
- основные сведения о здоровом образе жизни;
- о влиянии здоровья на успешную жизнедеятельность человека;
- о позитивных факторах, влияющих на сохранение здоровья младшего школьника;
- о правилах полезного питания;
- об особенностях воздействия двигательной активности на основные органы человека;
- рационального планирования режима дня в учебное и каникулярное время, а также режима двигательной активности;
- позитивного взаимодействия со сверстниками в учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- решения исследовательских и проектных задач;
- самостоятельного придумывания различных игр;
- освоения новых социальных ролей;
- организации и проведения детского праздника;
- самостоятельно отбирать релаксационные упражнения для физической эмоциональной разгрузки;
- составлять комплексы физических упражнений, подбирать подвижные игры для улучшения основных физических качеств;
- составлять план интересных дел и событий в каникулярное время;
- придерживаться режима дня и двигательной активности;
- регулировать свои поступки, поведение и эмоции с целью сохранения и укрепления здоровья;
- организовать различные игры и развлечения со своими сверстниками.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
Форма представления результата
Дата
Общее
кол-во
часов
Теорег.
занятия
Практ.
занятия
«Планируем маршрут игры-путешествия»
1.
«Раз, два, три, четыре, пять - отправляемся играть!» (культурнообразовательное событие)
2
2
Маршрут годичной игры- путешествия, оформленный в классном Уголке здоровья.
Командные эскизы «Созвездие наших достижений»
2.
Правила нашей игры
2
2
«Правила годичной игры- путешествия». выставка групповых портретов «Наша игровая команда»
3.
Итоговое занятие «Играй-город»
1
1
Фотогазета по итогам культурно-образовательного события. Выставка творческих работ
«Придумываем интересные игры»
1.
Зачем мы играем
1
1
Совета «Почему полезно играть в различные игры»
2.
Как придумать подвижную игру
2
2
Алгоритм придумывания игры. Копилка подвижных игр со спортивным инвентарём
3.
Как придумать игры и развлечения для гостей
1
1
Презентация проекта «День именинника». Копилка игр и развлечений для весёлого дня рождения
4.
Итоговое занятие «День именинника»
(культурно-
образовательное событие)
2
2
Поздравительная газета «Поздравляем с днём рождения!»
Программа праздника. Фотогазета по итогам культурно-образовательного события
«Наблюдаем за своим развитием»
1.
Основные органы человека
1
1
Советы «Как нужно заботиться об основных органах человека»
2.
Я расту и изменяюсь
1
1
Командные планы наблюдения «Мы растём и изменяемся»
3.
Итоговое занятие «Здоровый человек»
1
1
Выставка макетов человека из различного материала
«Улучшаем спортивные результаты»
1.
Основные физические качества человека
2
2
Итоговая таблица по номинациям «Рейтинг развития у детей основных физических качеств». Программа проведения «Дня прыгуна» и «Дня бегуна»
2.
День прыгуна
1
1
Фотогазета «День прыгуна» но итогам культурно-образовательного события
3.
День бегуна
1
I
Фотогазета «День бегуна» по итогам культурно-образовательного события
4.
Итоговое занятие «Навстречу олимпийским рекордам». Малая спортивная олимпиада (куль- турно-образовагельное событие)
2
2
Фотогазета «Навстречу олимпийским рекордам» по итогам культурно- образовательного события
«Заботимся о своём здоровье»
1.
Мой режим дня
2
2
Выставка творческих работа «Режим дня Карлсона». Режим дня второклассника, представленный в классном Уголке здоровья. Расписание работы школьных кружков, студий, секций
2.
Мои безопасные каникулы
1
1
План интересных каникул класса, оформленный в классном Уголке здоровья. Советы «Безопасные каникулы»
3.
Полезное питание
2
2
Меню, полезное для детей. Реклама полезных блюд
4.
Как измерить здоровье
1
1
Выставка конкурсных работ «Мой комплекс утренней гимнастики»
5.
Итоговое занятие «Моё здоровье в моих руках»
(культурно-образовательное событие)
2
2
Выставка творческих работ.
Фотогазета по итогам культурно-образовательного события
«Учимся общаться»
1.
Приглашаем друзей играть
4
4
Игровая программа «Весёлые игры во дворе». Правила бесконфликтного игрового взаимодействия. Фотогазета но итогам культурно-образовательного события
2.
Итоговое занятие «Созвездие моих достижений» (культурно-образовательное событие)
2
2
Выставка проектов «Созвездие моих достижений». Фотогазета по итогам культурно-образовательного события
ВСЕГО:
34
1
33
Содержание деятельности .
«Планируем маршрут игры-путешествия»
1.«Раз, два, три, четыре, пять - отправляемся играть!» (культурно-образовательное событие) Мастерская общения «Знакомство с «Дневником здоровья. 2 класс». Игра на сплочение коллектива. Деление класса на игровые команды по 5-6 человек. Распределение с помощью учителя ролей в команде, планирование коллективной деятельности. Знакомство команды с содержанием «Дневника здоровья. 2 класса» посредством изучения карты игры. Участие в рассуждении, организованном учителем (Куда приглашает нас «Дневник здоровья»? Почему путешествовать и играть вместе интереснее? Выскажите предположение, что вы узнаете, чему научитесь в ходе годичной игры- путешествия? На основе чего вы выстроили свои предположения? Какие разделы помещены в Дневнике? С какими из них вы встречались в «Дневнике здоровья», когда были первоклассниками? Можно ли сказать, что они одинаковы? Почему вы делаете такой вывод?). Представление командами результатов рассуждения. Проведение игры малой подвижности. Проектная деятельность «Маршрут путешествия по Играй-городу». Распределение с помощью учителя ролей в команде, планирование коллективной деятельности, составление маршрута игры-путешествия. Презентация маршрутов. Обоснование при помощи вопросов учителя маршрута игры (Какое количество игровых площадок вы планируете пройти и какие? С какой площадки вы начнёте игру-путешествие и на какой закончите? Почему вы так решили?). Коллективное согласование маршрута игры- путешествия, работа с разделом «Мой маршрут игры». Оформление и представление игрового маршрута в классном Уголке здоровья. Распределение с помощью учителя ролей в команде, планирование коллективной деятельности, составление эскиза «Созвездие наших достижений». Презентация эскизов созвездий и размещение их в классном Уголке здоровья. Заполнение листа самооценки (Приложение). Коллективная рефлексия. 2. Правила пашей игры Проектная деятельность «Правила нашей игры». Игра на сплочение коллектива. Распределение с помощью учителя ролей в команде, планирование коллективной деятельности. Проведение игры «Отгадай игру» (отгадывание названия игры по её описанию). Коллективное обсуждение поведения во время игры при помощи учителя (Легко ли было угадать название игр? Что помогло быстро отгадать название игры? Почему возникли затруднения? Ссоритесь ли вы во время игры? Почему это происходит? Что помогает избежать ссор и обид во время игры?). Работа по разработке правил игры-путешествия. Коллективное обсуждение предложенных командами правил, знакомство с правилами, размещёнными в «Дневнике здоровья». Коллективное утверждение правил игры и размещение их в классном Уголке здоровья. Заполнение листа самооценки. Коллективная рефлексия. Творческая мастерская «Наша игровая команда». Игра на сплочение коллектива. Распределение с помощью учителя ролей в команде, планирование коллективной деятельности, визуализация (эмблема) команд. Инсценирование проектными командами предложенных учителем ситуаций «Две подружки», «Хорошие и дружные ребята». Коллективное обсуждение ситуаций при помощи учителя (Как вы думаете, что помогает ребятам дружно играть? Можешь ли ты уступить, чтобы игра продолжалась? Какие качества человека, черты характера помогают избегать ссор и обид во время игры? Какие хорошие качества есть у тебя?). Индивидуальная работа с разделом «Это - я» в «Дневнике здоровья». Работа в игровых командах по составлению группового портрета «Наша игровая команда». Презентация и размещение групповых портретов в классном Уголке здоровья. Заполнение листа самооценки. Коллективная рефлексия. 3. Играй-город (итоговое занятие) Интеллектуапыю-спортивная игра по станциям «Играй-город». Распределение с помощью учителя ролей в команде, планирование коллективной деятельности. Соревнование игровых команд по выполнению заданий на станциях «Подвижная», «Творческая», «Дружная» по разучиванию новой игры с использованием игровой схемы, групповому составлению коллажа «Парк аттракционов», решение кроссворда. Большая спортивная эстафета «Посади овощи». Заполнение листа самооценки. Коллективная рефлексия. Коллективное оформление фотогазеты и творческих работ в классном Уголке здоровья. Модуль 2.
«Придумываем интересные игры»
- Зачем мы играем
- Как придумать подвижную игру
- Как придумать игры и развлечения для гостей
- День именинника
«Наблюдаем за своим развитием»
- Основные органы человека
- Я расту и изменяюсь
- Здоровый человек (итоговое занятие)
«Улучшаем спортивные результаты»
- Основные физические качества человека
- День прыгуна
- День бегуна
- Малая спортивная олимпиада
«Заботимся о своём здоровье»
- Мой режим дня
- Мои безопасные каникулы
- Полезное питание
- Как измерить здоровье
- Моё здоровье в моих руках
«Учимся общаться»
- Приглашаем друзей играть
- Созвездие моих достижений (итоговое культурно-образовательное событие)
Система оценки достижения результатов
освоения программы внеурочной деятельности Разработка программы внеурочной деятельности включает проектирование образовательных результатов и эффектов. Результатами успешного освоения образовательной программы «Играй-город» станут знания второклассника о здоровом образе жизни, о влиянии здоровья на успешную жизнедеятельность человека, о позитивных факторах, влияющих на сохранение здоровья младшего школьника, о правилах полезного питания и об особенностях воздействия двигательной активности на основные органы человека. В то же время школьник получит опыт рационального планирования режима дня не только в учебное, но и каникулярное время, позитивного общения со сверстниками в учебной, игровой и соревновательной деятельности, решения исследовательских и проектных задач, освоения новых социальных ролей, организации и проведения детского праздника. То есть все то, что станет непосредственным итогом участия второклассников во внеурочной деятельности. В ходе освоения образовательной программы предусмотрены формы представления промежуточных результатов по изучению каждой темы. Эти результаты представляются в классном Уголке здоровья. Механизмом представления промежуточных результатов освоения программы внеурочной деятельности «Играй-город» становятся культурно - образовательные события, которые проводятся как на базе одного класса, так и на возрастной параллели, возможно объединение всех обучающихся 1-4 классов начальной школы. Лучше всего планировать проведение таких событий в период школьных каникул. Эффектами освоения программ внеурочной деятельности станут знания, умения, приобретённые ребёнком, пережитые им чувства и отношения, проявленные в самостоятельной деятельности. Другие важные эффекты - это выполнение детьми правил здорового образа жизни, умение взаимодействовать в группе, моделировать своё поведение и поступки с точки зрения ценностей здорового образа жизни. Выполнение правил здорового образа жизни становится для младших школьников ценностным ориентиром и нормой. В систему оценки достижения результатов освоения программы «Играй-город» заложен механизм самооценки деятельности младшего школьника. После изучения каждой темы образовательной программы ребёнок заполняет лист самооценки, в котором отражает своё участие в коллективной деятельности, фиксирует умения, которые приобрёл, знания, которые получил. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений, который рассматривается как безусловный образовательный успех ребёнка. Оценка же индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Важнейшим звеном в ходе освоения программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий и личностных результатов, что достигается благодаря целенаправленно отбираемым видам деятельности и образовательным формам. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тесты, творческие проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, устные выступления и др.). Разработаны критерии и показатели для выявления универсальных учебных действий и личностных результатов. Итоговым контролем освоения программы «Играй-город» становится презентация личностных достижений каждого второклассника на пути сохранения своего здоровья, отражённых в портфолио достижений, акцент делается на умение школьников использовать формулы, позволяющие выразить самооценку: Я узнал(а), что для сохранения здоровья нужно ...; Для сохранения здоровья я научился(ась) ...; Для того чтобы быть здоровым, я могу ...; Я занимался в спортивной секции Вместе с семьёй, друзьями, классом мы ходили (выезжали) ...; Моё здоровье в моих руках, поэтому я буду... . Свою презентацию первоклассники могут сопровождать творческими работами, выполненными ими в ходе освоения программы внеурочной деятельности и представленными в классном Уголке здоровья. Классный коллектив подводит итоги годичной игры-путешествия. Фиксируется итоговая оценка планируемых результатов освоения программы. Промежуточные результаты освоения программы внеурочной деятельности ребёнок может вложить в свой портфолио за 2 класс. Учитель анализирует и интерпретирует результаты освоения первоклассником программы, полученные материалы групповой и индивидуальной рефлексии, итоги анкетирования. Данный материал может быть размещён младшим школьников в портфолио в виде советов, рекомендаций, отзывов, которые ему даст педагог. Итоговым контролем освоения программы «Играй-город» становится презентация личностных достижений каждого второклассника, отражённых в творческом проекте «Созвездие моих достижений». В ходе защиты проектов акцент делается на умение школьников использовать формулы, позволяющие выразить самооценку: Для сохранения своего здоровья и физического развития я научился... Для сохранения своего здоровья и физического развития я могу... Моё здоровье и физическое развитие в моих руках, поэтому я буду... Для этого я выполнил(а) заданий (примеры). Презентацию своих проектов второклассники могут сопровождать творческими работами, выполненными в ходе освоения программы внеурочной деятельности и представленными в классном Уголке здоровья.
Список литературы
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2006.
- Гин С.И. Мир человека: методическое пособие для учителя начальных школы. - М.: Вита-Пресс, 2003. (Серия «Библиотека учителя начальной школы»)
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
- Дневник здоровья: 2 класс / Авт.-сост.: Е.И. Кривопаленко, JI.A. Кучегура, Д.О. Замотана; научн. рук.: Т.С. Горбунова. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.
- Жуков М.П. Подвижные игры. - М.: Академия, 2000.
- Исакова А.В., Васильева Н.В. 300 упражнений с мячом. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов; под ред, А.Г. Асмолова. -- 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
- Клюева Н.В, Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1997.
- Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких. - СПб : Союз, 1997.
- Методические рекомендации по использованию «Дневника здоровья. 2 класс» / Авт.-сост.: ДА. Кучегура. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС- 1IPECC, 2002.
- Новикова Т. Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, - 2000. - № 7. - С. 151-157.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. / М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
- Поливанова КН. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Портфолио в начальной школе: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / А.В. Иванов. -- М.: Просвещение, 2011.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воропцов, В.М. Заславский, С.Е. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.
- Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / Сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
- Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания школьников в работе классного руководителя // Этическое воспитание. - 2006. - № 2.
- Школа здоровья: Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием «Дневника здоровья» / Авт.-сост.: Л.А. Кучегура, Е.И. Кривопаленко, Н.В. Васильева. - Омск : БОУДПО «ИРООО», 2011.