Презентация на тему «Принцип «минимакса» и его использование в системе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

\


Выступление на секции творческой группы учителей,

работающих по УМК «Школа 2100»,

августовского совещания работников образования

на тему:

«Принцип «минимакса» и его использование в

образовательной системе «Школа 2100»

(Творческая мастерская)

Выступление подготовлено:

учителем начальных классов

Гизатуллиной С.А.


г. Вольск

2013

Принцип «минимакса» и его использование в образовательной

системе «Школа 2100»

Количество информации в современном мире постоянно растет. В соответствии с этим, действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний становится неэффективен.

Поэтому главное, чему следует учить - умению осваивать и использовать новую информацию для решения предстоящих перед человеком проблем, т.е. информационной культуре.

Что же для этого нужно?

Человеку не обязательно все помнить, так как нужную в данный момент информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее затребовать. При этом большое значение имеет:

1. Способность правильно формулировать возникшую проблему.

2. Умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы.

3. Умение решить, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать.

4. Умение найти новую, недостающую информацию.

5. Умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы.

6. Умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

В связи с этим изменен и учебный процесс. Одним из путей его изменения является разработка учебных изданий нового поколения, которые должны не только давать конкретные знания, но и учить активно пользоваться содержащейся в них информацией для решения проблем. К таким изданиям нового поколения и относятся учебники «школы 2100», в них содержится избыточная информация, в которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Причем важно, чтобы находить и использовать эту информацию учились сами ученики (например, задания с поиском в тексте главной мысли). Именно по этой причине авторы разделяют текст на основной и дополнительный. Реализации работы с избыточной информацией способствует принцип минимакса.

В чём же заключается принцип «минимакса»?

Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания по минимальному уровню.

Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то мы обеспечиваем с помощью этого принципа индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить, то есть тот материал, который ребенок должен узнать и, тот, который может узнать самостоятельно.

Минимум должны усвоить все ученики, т.к. они будут проверяться в контрольных работах.

Максимум учит находить нужную информацию среди огромного количества материала. Выполняя работу по максимуму, ученик попадает в зону своего ближайшего развития. Также максимум предлагает нам весь объём учебник, где каждый ученик может найти информацию, которая интересует именно его. Это и будет его индивидуальная образовательная траектория.

В связи с этим мы приходим к выводу, что основываясь на этом принципе, мы обеспечиваем индивидуальный подход, так как каждый ученик при помощи учителя определяет свой максимум.

Поэтому меняется и подход подготовки учителя к уроку.

Прежде всего, урок с использованием принципа минимакса требует большой предварительной работы учителя. Приходится готовить большой материал, т. к. заранее неизвестно, что захотят узнать ученики. Кроме того, индивидуальная работа с учениками на уроке всегда должна предваряться выбором разных заданий, дополнительной разработкой новых упражнений.

Наконец, в ходе использования проблемно-диалогической технологии ученики часто высказывают необычные версии и задают вопросы, к которым учитель должен быть готов. Поэтому ему необходимы более широкие знания, выходящие за пределы темы и позволяющие отвечать на вопросы учеников. Такой материал широко представлен в методических пособиях, которые значительно облегчают работу учителя.

С чего же начать подготовку к уроку?

На первом этапе следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть минимум, который должны усвоить все ученики и, которые будут проверяться в контрольных и проверочных работах.

Все остальные понятия учебника, которые рассмотрены в тексте, но не отражены в программных требованиях, относятся к максимуму. Нам достаточно убедиться на конкретном уроке, что всем ученикам они понятны, а тем, кому они покажутся важными, запомнят сами.

На втором этапе, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и набор важнейших вопросов для диалога с учениками. Выработанный план лучше соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний.

Лишь на третьем этапе учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьника. Это материал повышенного и творческого уровня, который позволяет развиваться, в соответствии с собственным выбором и уровнем подготовки, всем учащимся. Этот материал и является тем резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени, то есть если успеем - хорошо, нет - не страшно.

Таким образом, принцип минимакса при правильном его использовании становится эффективным механизмом разноуровнего обучения.

Теперь рассмотрим принцип «минимакса» на примере окружающего мира 2 класс по теме «Притяжение земли».

Показаны четыре страницы одного параграфа. Это много для 2-го класса. Исходя из нашего алгоритма, сначала мы находим минимум, а для этого мы можем обратиться:

- к таблице требований в дневнике;

- к программе по предмету;

- к перечню умений учебника, которые находятся в начале каждого раздела;

- к выводу в конце параграфа .

Исходя из требований, мы выяснили, что ученики должны узнать понятие «земное притяжение», научиться объяснять действие притяжения Земли на предметы. После того, как определили минимум (синим выделен), то переходим к максимуму(он обозначен красным цветом) и нам становиться понятно, что весь данный материал не успеем пройти. Соответственно нужно выбрать. Выбор уже зависит от уровня и интереса класса. Крестами зачеркнуто, что не берет на этот урок - один учитель, но другой учитель выберет другой максимум. Например, оставит рассказ про Ньютона, но уберет что-то другое. Каждый подбирает максимум под себя!

Приведем пример использования принципа минимакса на примере учебника окружающего мира для 1-го класса (ч. 2, с. 4-7).
В рамках красного цвета изложен минимум содержания данной темы, который должны не только понять, но и запомнить все ученики. Рамки желтого цвета содержат важную информацию, с помощью которой ученики проверят правильность своего ответа на проблемный вопрос. Они могут быть запомнены ребятами. А вот все остальные задания не обязательны на уроке, но они могут быть использованы на уроке учителем в случае необходимости.

Наконец, дополнительный материал, как это следует из самого названия, включает задания и тексты, которые учитель будет использовать лишь в случае наличия свободного времени, интереса детей и специфики региона, требующей другого содержания.

Приведём пример использования «минимакса» на уроках математики, авторов Демидовой Т.Е., Козловой С.А.

На слайде хорошо видно, что задания разделены на части:

- на минимум, который включается в урок обязательно;

- задания на закрепление;

- задания, повышенного уровня - максимум. Они даны для тех детей, которым интересен процесс решения нестандартных задач, требующих самостоятельности в поиске ответа. Они также предлагаются на заключительном этапе урока по выбору детей и учителя и обязательными не являются.

Кроме работы на уроке, предполагающей совместные интеллектуальные усилия, ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены комбинированные домашние задания. Домашнее задание состоит из двух частей:

1) общую для всех детей - задания необходимого уровня;

2) по выбору (вариативная часть) - программного и максимального уровней.

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что в основе «школы 2100» заложен принцип минимакса, который помогает адаптировать программу к детям разного уровня подготовки, легко скорректировать работу в зависимости от особенностей класса; учит определять потребность в информации и самостоятельно её находить.



© 2010-2022