Тренинг детско-родительских отношений

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг детско-родительских отношений

( учащихся и родители ) в 3 классе Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взгля­нуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребен­ка и открыть для себя мир, в котором он живет. Такой тренинг называ­ется тренингом родительской эффективности. Главной задачей воспи­тательной работы в начальной школе- сплочение детского коллектива, формирование положительной эмоциональной сферы, тренинговая работа будет тому большим подспорьем. Учитель и психолог близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обста­новке.

  1. Знакомство:

Передовая мяч, детишкам надо сказать как зовут ребенка, как зовут маму, и сказать какая она , чем вы с ней занимаетесь.

Например: Я Саша, мою мам у зовут Наташа, она самая лучшая и добрая..


  1. Приветствие - разминка: мама-ребенок

Здравствуй друг, - здороваться за руку

как ты тут - трогаем плечо

где ты был- за ушко

я скучал- за грудь

ты пришел- руки в стороны

хорошо- обнялись

  1. Игра «Вежливые слова»

Вы знаете вежливые слова? Какие? Подскажите всем …………………….

-Что говорит мама когда вы просыпаетесь, встаете утром?

Сейчас мы увидим силу вежливых слов! Если я скажу что - то сделать - со словом «пожалуйста» -делайте! Если забуду «пожалуйста» - не выполнять!

Задания: «пожалуйста» руки вверх - опустили

Руки в стороны

«пожалуйста» Поднимите правую руку -- опустили

руки на пояс

«пожалуйста» руки за голову- опустили

«пожалуйста» руки на пояс - опустили

«пожалуйста» левой рукой дотроньтесь за правое ушко - опустили

руки вверх

«пожалуйста» Руки в стороны -опустили

-Кто хочет быть 1 раз ведущим?

Итог: Вы увидели как действует «Волшебное слово!»

4. Игра для мам :-Назвать «3 положительные качества вашего ребенка»

Какие хорошие события произошли в жизни вашего ребенка (научился завязывать шнурки, сам собрал портфель, помыл обувь, пошел в 1 класс….)

- Что научился делать и вы гордитесь этим

5. Игра «Продолжить фразу…»

Говорит мама потом ребенок :

«Я не люблю когда…..»

«Я люблю когда…..»

Задание № 6. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».

Предлагается поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить.

Например, в детстве можно ...(драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто- то с аргументом «драться» не со­гласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом

«в детстве нельзя». Время выполнения зада­ния - 5-6 минут.

Задание №7. Игра «ГУСЕНИЦА». Чтобы лучше почувствовать друг друга, получить друг от друга заряд энергии, проведем знакомую разминку «Гусеница»

Инструкция: Встаньте по росту, начиная с самого высокого

в колонну в затылок друг другу, руки по туловищу. Воздушные шарики зажимаются между животами и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их - нельзя. Передний игрок держит свой шарик на

вытянутых руках. Итак, получилась целая цепочка. Теперь надо очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, сделать круг по сцене с препятствиями и не разорвав цепочку.
(Удастся ли группе выполнить задание, не уронив шарики? Как ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что требуется от каждого, чтобы удачи добились все?) Вопросы: -Вы почувствовали себя частью единой гусеницы? Поднять руки, кто почувствовал?

- в чем это выразилось?(я боялся быстро идти, чтоб не уронить) Задание №8. «О чем я мечтаю». (Мама - ребенок) Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу. Время выполнения задания -5-6минут. Задание №9. Участникам группы (Совместно мама- ребенок) предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. Время выполнения зада­ния - 6-7 минут. Задание №10. Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

мне радостно, когда...

мне грустно, когда...

Время выполнения задания - 6- 7 минут. Задание №11. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет по­весить в кабинете психологии, предварительно проанализировав ре­зультаты совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания - 15 минут.

№12. Самостоятельная работа для детей.

(Мамы отгадают).

Проводится исследование игровых интересов детей и родителей с помощью методики "Незаконченное предложение". Детям предлагается завершить написание следующих предложений:

  1. Моя любимая игра - это …

  2. Дома я люблю играть …

  3. С папой мы играем в …

  4. С мамой мы любим играть в …

  • Самостоятельная работа для мам «Конверт дружеских вопросов»

  • Можно ли играть с детьми в карты?


  • Что делать если ребенок просит вас поиграть а вы смотрите ТВ?

  • Как быть если любаянеудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?

13. Игра «Нарисуй одним карандашом (мама-ребенок)»

-Легко было рисовать вдвоем?

14. Упражнение «Коробка» (Для родителей)

Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки (правую - в одну коробку, левую - в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение:

- Удобно ли было двигаться?

- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее - когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

Ведущий. В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой - семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.


15. Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово. Такими сло­вами могут быть, к примеру, «Держись! Не робей! Будь добрее! и др.»

Итог. Понравилось ли вам занятие совместное с детьми? Отметьте!

Выберите такую мордочку, которая отражает ваше состояние:радость,недовольство,безразличие

Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас будем передавать

свечу по кругу и говорить теплые слова на завтрашний день. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.

радость недовольство безразличие

Тренинг детско- родительских отношений

Тренинг детско- родительских отношенийТренинг детско- родительских отношений







Семья - моя радость Родительское собрание совместно с детьми Цель: раскрытие важности семьи для становления человека; способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми; воспитывать чувство уважения за своих родителей и чувство гордости за своих детей.

Ход родительского собрания

Учитель: - Сегодня у нас совместная встреча родителей и детей для того, чтобы лучше узнать друг друга и лучше друг друга понять.

Тема нашей встречи "7я - моя радость".

- Что значит "семья" для вас?

(Высказывания детей и родителей)

- Перед вами лежат "лепестки" нашей будущей "ромашки". Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на "лепестке ромашки".

(После совместного обсуждения

родителей и детей каждой семьи "лепестки" прикрепляются на доску

и получается "ромашка")

Семья:

- забота;

- любовь;

- уважение;

- выручка;

- понимание;

- опора;

- труд;

- поддержка;

- Действительно, для каждой семьи важны такие качества, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота.

О семье написано очень много стихотворений, в которых или воспевается семья, или отражаются её проблемы. Одно из таких стихотворений предлагаем вам прослушать и ответить на вопрос: "Чем является семья для автора этого произведения?"

(стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много семейной работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

"Какая хорошая это семья!"

Лангер М.

Учитель: - Так чем же является семья для автора этого произведения?

(Высказывания детей и родителей.)

II.

Ученик: - Как вы думаете, почему семья состоит из семи "я"?

Настоящая семья - это бабушка, дедушка, папа, мама и трое детей.

Поднимите руки, у кого сейчас именно такая семья?

Подобрать высказывания о воспитании.

"Воспитание - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни" (Дж. Дьюи).

"Школа - это мастерская человечности" (Я.А. Коменский).

"Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" (В.А. Сухомлинский).

"Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко).

"Вежливость порождает и вызывает вежливость" (Э. Роттердамский).

Учитель: - Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету среди учащихся нашего класса. Подобную анкету мы бы хотели провести и среди родителей.

Анкета для детей

1. Кто глава вашей семьи?

2. Чем я радую своих родителей?

3. Чем огорчаю?

4. Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?

5. Что для тебя главное в семье?

6. Что бы ты хотел изменить в своей семье?

Анкета для родителей

1. Кто глава вашей семьи?

2. Чем вас радует ребёнок?

3. Чем огорчает?

4. Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?

5. Что для вас главное в семье?

6. Чтобы вы хотели изменить в своей семье?

Ученик: - Предлагаем родителям и детям соотнести свои ответы на предлагаемые анкеты и проверить, совпали ли их мнения о сложившихся отношениях в семье.

Учитель: - Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: "Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть"; или "Моя семья самая лучшая, я её люблю". А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.

- Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.

(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)

сердце матери

родители детям

на худо не учит

отец сына

лучше солнца греет

счастья не найдёшь

лучше матери

обидишь отца-мать

плохо не скажут

друга не сыщешь

Сердце матери лучше солнца греет.

Отец сына на худо не учит.

Обидишь отца-мать - счастья не найдёшь.

Лучше матери друга не сыщешь.

Родители детям плохо не скажут.

Дискуссия по предложенным классным руководителем ситуациям:

Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: "Сиди, сиди, ты еще маленький".

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

Придя на урок, ребенок не находит в портфеле нужного учебника. Он начинает обвинять маму, бабушку в том, что они забыли положить книгу в его портфель.

Идет школьный праздник. Выступают дети и родители. Некоторые взрослые начинают с детьми негативно обсуждать актеров, говорить о них плохо и неуважительно.

Ученик: - Предлагаем вашему вниманию памятки-пожелания для детей и родителей.

Памятка для родителей

(читают пять подготовленных учеников)

1. Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.

2. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка - это только сблизит вас.

3. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме - вы должны их хорошо знать.

4. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения - тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

5. Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.

6. Помните, что ребёнок - гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.

Памятка для детей

(читают пять подготовленных родителей)

1. Любите, берегите и цените своих родителей - вам их никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям - это принесёт им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день - это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

5. Помните слова М. Цветаевой: "Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими".

Рефлексия.

Учитель: - Перед вами на столах лежат сигнальные карточки-фонарики.

Поднимите зелёный "фонарик" те, кто последует нашим советам, у кого после нашей встречи улучшилось настроение. Поднимите красный "фонарик" те, кто не будет следовать нашим советам и считает, что зря потратил время, придя на это собрание.

Ученик: - Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Будем рады, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.

Учитель: - Любите и понимайте друг друга!

Дети - это счастье, дети - это радость…

Дети - это счастье, дети - это радость,

Дети - это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытание.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, понимание.

Дети - это время, дети - это труд.

Дети - это чудо, доброты послание,

Лучики восхода, капельки любви.

Дети - это каждой девушки желанье

(Даже карьеристки, в глубине души).

Дети - это ночью частые вставания,

Дети - это соски, колики, горшки.

Дети - это споры в вопросах воспитания,

Мамины молитвы, папины посты.

Дети - это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят так всерьёз.

С ним нам лукавить, прятаться не нужно -

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети - это папы часто нету дома,

Дети - это мама дома целый день.

Дети - это часто узкий круг знакомых,

Собственные планы двигаются в тень.

Дети - это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети - это опыт, дети - это мы

«Водитель».

Участники свободно перемещаются в помещении парами, при этом один участник находится за спиной у другого, направляя его за плечи. Глаза направляемого участника закрыты, он должен полностью доверять своему водителю в том, что их пара не столкнется с другой. Через некоторое время ведущий просит пары поменяться местами. Если игра получается, то ведущий просит прибавить скорость.


?? Игра «ГУСЕНИЦА». Ведущий: Чтобы лучше почувствовать друг друга, получить друг от друга заряд энергии, проведем игру «Гусеница» Встаньте по росту, начиная с самого высокого в колонну в затылок друг другу, руки по туловищу. Воздушные шарики зажимаются между животами и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков. Теперь надо очень аккуратно передвигаться по классу, не разорвав цепочку. Ведущий: Вам понравилось играть? Вы почувствовали себя частью единой гусеницы? Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Моя семья - моя крепость» (дети 5-7 лет)

Описание: Тренинг направлен на гармонизацию детско-родительских отношений, участниками занятия являются пары родитель и ребенок(возраст 5-7 лет).
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:
1) гармонизация и оптимизация внутрисемейных взаимоотношений «мать-ребенок»;
2) формирование позитивных жизненных установок, способствующих коррекции родительского поведения;
3) развитие коммуникативных навыков родителей и детей.

Материалы и оборудование: ватман, правила группы, комплект карточек из 8 цветов Люшера, краски, кисточки, фломастеры, карандаши.

Продолжительность занятия: 1-1, 5 часа.

Участники тренинга: родители и дети - 5-6 пар. Ход занятия

Психолог: Здравствуйте, дорогие друзья! Искренне рада видеть вас. Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Предлагаю вам сегодня сделать шаг к познанию своего ребенка, а ткак же к укреплению отношений в вашей семье.

1. Упражнение «Цвет моего настроения».
По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение перед занятием (предпочтение цвета из 8 предложенных). Выбор участников фиксируется на специальном бланке.

2. Ритуал приветствия «Поздоровайся без слов».
Участникам предлагается поприветствовать друг друга жестами, без использования языковых средств общения.

3. Определения правил работы группы.
Психолог знакомит родителей с основными правилами, которых будет придерживаться группа.
Правила функционирования группы определяются путем совместного выбора наиболее приемлемых для данной группы участников правил. Могут обсуждаться, дополняться, корректироваться. Правила принимаются всей группой вместе с психологом.
Правила работы группы:
1. Правило здесь и теперь.
На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт не обсуждается и не может предъявляться в качестве аргумента
2. Правило эмоциональной открытости.
Если участник что-то думает или чувствует здесь и сейчас, то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства.\
3. Правило стоп.
Каждый имеет право сказать: У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно.
4. Правило искренности.
Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или обидели.
5. Правило Я-высказывания.
Каждый говорит любую фразу только от своего имени.
6. Правило конфиденциальности.
Рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - не приемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны осуждаться в группе, а не за ее пределами.
7. Правило активности.
Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга. Необходимо быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4. Игра «Молекулы»
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
Представим себе, что мы - атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все начнем двигаться по этой комнате, а когда я назову число, например, три - атомы объединяются в молекулы по три атома. Атомы объединяются лицом друг к другу, соприкасаясь предплечьями.
Обсуждение. Что вы чувствуете сейчас? Менялись ли у вас чувства на протяжении игры? Что понравилось: быть атомом или молекулой?

5. Упражнение «Самый-самый»
Психолог. Для более близкого знакомства предлагаю поиграть в игру «Самый-самый…» Каждый родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка: «Я самый…, мой ребенок самый …». Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

6. Упражнение «Что такое мальчик, что такое девочка»
Цель: расширение представления о людях, формирование позитивной установки на отношение к окружающим, развитие самосознания.
Группу делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание - сделать совместный рисунок или коллаж на тему Что такое девочка, что такое мальчик?.
Обсуждение. Трудно ли было выполнить задание? Что показалось наиболее интересным? Похожи ли работы? Справились ли группы с заданием?

7. Игра «Я иду искать»
Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.

8. Арт-терапия. Рисование в парах «мама-ребенок» одной кистью на двоих. «Мы вместе».
Ведущий: Сегодня мы будем рисовать совместный рисунок своих чувств. Возможно спонтанное произвольное рисование. Мама начинает красками и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». В полученный от участника рисунок другой участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа «семейные чувства». Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.

По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение.
Презентация рисунков. Родители рассказывают:
- Как называется рисунок, какие чувства изображены?
- Кто был инициатором идеи?
- Кто что рисовал?
- Удобно ли было рисовать вдвоем?
- Какие чувства испытывали?

9. Упражнение «Щепки плывут по реке»
Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности.
Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга - они берега. Один участник группы - щепка. Он медленно проплывает между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепке: гладят ее, говорят ей ласковые слова, называют по имени. Щепка сама выбирает, с какой скоростью ей плыть. Глаза щепке можно закрыть.

10. Рефлексия
Подведение итогов занятия
Психолог. По вашему мнению:
- Что больше всего понравилось?
- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
- Что хотелось бы себе пожелать?

11. Упражнение «Цвет моего настроения».
По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение в конце занятия. Психолог поясняет (ассоциации, значение, выводы и пр.).

Психолог. Вот и подошло к концу наше занятие. Мы благодарим вас за участие и хотим закончить наше занятие такими словами:

Берегите друг друга!
Добротой согревайте,
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
/О. Высотская/

Занятие: СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ. Цели:

  • Познакомить участников с тренинговой формой занятия, развивать навыки рефлексии.
  • Актуализировать знания о важности эмоций в жизни детей и взрослых.
  • Формирование чувства близости между родителями и детьми.
Оборудование: мягкая игрушка мячик, клубок ниток, правила группы, цветные красивые камушки, карточки для имени, свеча, карточки с эмоциями, маркеры и фломастеры, листы А3. Психолог приглашает родителей и детей занять места на стульях, расположенных по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалах. Помимо традиционных правил, реализующих принципы активности, добровольности, конфиденциальности, уважения говорящего и т.д., желательно обращение участников друг к другу и к психологу на «ты», желательно телефонное и личное общение участников в период между занятиями. Рекомендуемое количество человек для данного занятия 8-10 взрослых с детьми.
  1. Знакомство. Настрой на работу. «Связующая нить»
Участники сидят на стульях образующих круг. По кругу передается клубок ниток и каждый участник называет свое имя, качество характера на первую букву своего имени - детям, если надо, помогают родители, сравнивает свое настроение с растением (нитка у каждого остается в руках, чтобы потом почувствовать единение, добавляется аллегория связи с детьми). Психолог начинает упражнение и заканчивает его, актуализируя тему занятия - тему взаимодействия в паре родитель - ребенок, что мы все с детьми связаны многими невидимыми нитями и сейчас постараемся эти нити сделать крепче.
  1. Правила тренинговой группы. (Правила оформлены на стене)
  • Говорить по одному
  • Я уважаю других людей
  • Конфиденциальность
  • Я не пользуюсь общими фразами и клише
  • Я всегда могу сказать «нет»
  • «Здесь и сейчас»
  • Мобильные телефоны
3. Игра для разогрева группы: «Те кто…» (Встаньте и поменяйтесь местами те, кто…) Ведущий находиться в центре. Игра начинается со слов ведущего: Поменяется местами тот…. И здесь предлагается любой вариант, который может подойти большинству игроков (для массовости и интереса проводимой игры). Например, Поменяется местами тот,
  • кто любит мороженное;
  • у кого в одежде присутствует белый цвет;
  • кто любит утром поспать…. и т.д.
Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой стул на противоположной стороне круга. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, ведущий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья - становиться следующим ведущим и начинает загадывать: Поменяется местами тот, кто …
  1. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»
Участники игры делятся на пары (ребенок-родитель). Завязав глаза, передвигаясь по кругу, на ощупь, найти своего ребенка. Аналогично ребенок ищет маму (по желанию ребенка).
  1. Релаксация «Эмбрион». Выполняется под спокойную музыку на ковре в парах.
Дети, представьте, что вы маленькие котятки или обезьянки и забрались к своей мамочке на колени и удобно устроились там. Родители и дети ласкают друг друга, называют ласковыми словами и т.д. Затем дети и родители обмениваются впечатлениями, чувствами, которые они ощущали во время общения.
  1. Детям дается задание нарисовать «Хорошее настроение» (раздаются листы А3 и фломастеры с маркерами на водной основе).
  2. С родителями проводится игра «Покажи эмоцию» - На спины участников прикрепляются карточки с названиями эмоций и чувств; все участники ходят и в хаотичном порядке показывают мимикой и жестами друг другу эмоции, написанные у другого на спине. Цель - угадать, что написано у тебя. Потом возвращаются в круг, обсуждают и показывают, что за эмоция.
Ответ по кругу:
  • Когда такое чувствовал по отношению к собственному ребенку?
  • Когда ребенок это чувствовал к вам?
Пока дети заканчивают рисунок родителям рассказывается о важности эмоций в жизни детей и взрослых. Теория о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим:«Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».
  1. Обсуждение детьми своих рисунков.
Вопросы детям:
  • О чем вы думали, когда рисовали свое настроение?
  • Мамины ласковые слова повлияли на ваше настроение?
  • Вам спокойно и хорошо, когда у вас хорошее настроение?
  • Вы хотели бы, всегда, делится хорошим настроением со своей мамой, папой, близкими людьми?
Выводы: эмоциональное состояние взрослого влияет на эмоциональное состояние ребенка. Положительно эмоционально настроенный ребенок лучше усваивает информацию и более склонен к обучению.
  1. Игра «Живые руки».
Выполняется в паре Родитель - Ребенок с закрытыми глазами. «Вот ваши руки …
  • Встретились
  • Познакомились
  • Танцуют
  • Поругались
  • Подрались
  • Мирятся
  • Прощаются
  1. Игра «Ежик».
Игра выполняется в паре Родитель - Ребенок. Один сворачивается, как ежик, а второй пытается его развернуть, найти подход, установить взаимоотношения. Нельзя щекотать уговаривать силой, использовать слова. Обсуждение в кругу:
  • Как себя чувствуете?
  • Какая роль понравилась и почему?
  1. Упражнение «Волшебный камень».
Это волшебный камень, с помощью которого можно узнать очень много хорошего о себе… Родитель передает волшебный камень ребенку со словами «Я даю тебе волшебный камень, потому, что ты самый (самая)…». Затем ребенок передает волшебный камень родителю с теми же словами. - Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог Вам сказать много доброго и хорошего друг другу. Давайте с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу.
  1. Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания. От тепла ваших сердец зажглась и наша свеча (включаю свечку электрическую).
Свеча передается по кругу и каждый участник тренинга, начиная с ведущего, высказывается:
  • Ожидания (оправдались ли)
  • Что понравилось, что не понравилось
  • Сравнивает свое настроение с растением
  • Если хочет, то пожелания группе.
Свеча возвращается к ведущему, он благодарит всех присутствующих за занятие и рассказывает в заключение притчу…

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе все.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты пока будешь называть его - мама… … Будьте Ангелами для своих детей, и пусть связующие вас нити будут крепкими. 1. Разминка Ведущий: -Здравствуйте дорогие родители и дети. Я рада вас приветствовать на нашем тренинге "Путешествуем вместе". Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие на море. Мы узнаем много интересно о ваших семьях и о вас самих. Для того, чтобы начали происходить чудеса, вы должны слушать меня внимательно и выполнять то, что я вам буду говорить. Закройте глазки и повторяйте за мной волшебное заклинание: «Вокруг себя обернись и на море очутись». Откройте глазки. Вот и оказались мы с вами на море. Что вы видите вокруг? -На море бывает очень жарко и люди ходят в головных уборах. Сейчас предлагаю поиграть в игру. 1.Игра «Волшебная шляпа» Звучит музыка. Участникам предлагается по кругу передавать шляпу и когда музыка прекращается, у кого в руках шляпа, тот говорит комплемент, человеку, находящемуся слева. 2.Основная часть -На море светит яркое солнце, давайте сейчас мы нарисуем свое веселое, ласковое солнышко. 1.Упражнение «Рисунок солнца». Звучит песня о солнце. Ведущий заранее готовит большой ватман с нарисованным на нем большим кругом. Затем каждый родитель обрисовывает свою руку, создавая тем самым лучик солнца, после этого обрисовывает руку своего ребенка, и они вместе раскрашивают свои лучики. В итоге получается красивое разноцветное солнце. -Находясь на море дети и взрослые часто играют в подвижные игры и мы сейчас поиграем в игру. 2.Игра «Поменяемся местами» Участникам предлагается вставать в круг. Ведущий говорит разные фразы: поменяйтесь местами те, кто: - вместе читают книжки; - любят лето; - помогают маме мыть посуду; -у кого есть брат или сестра; - вместе путешествуют. Если к участникам это относится, то они меняются местами между собой. 3.Совместное рисование на стекле или зеркале «Рисуем море» -Сейчас мы окунемся в прекрасный морской мир, под звуки музыки будем рисовать на стекле море, волны и подводный мир. Постарайтесь вместе создать общий рисунок, дополняя и помогая друг другу. При выполнении задания используется музыка «Звуки моря» Родитель и ребенок работают парами, на одном стекле. Их задача- поговорить друг с другом при помощи красок, понять друг друга. Ведущий предлагает общую тему для рисования «Море». Во время выполнения работы не следует разговаривать. После того, как работа закончена, каждая пара представляет свое произведение. Предлагается рассказать сначала ребенку, как был создан рисунок, сюжет; участники характеризуют нарисованные объекты. Пары обмениваются мнениями, насколько их действия были согласованы, как удалась общая композиция. 4. Работа в парах «Пенные замки» Ведущий готовит тазы с мыльным раствором, трубочки. -Кто из ребят был на море, наверняка строили из песка замки, играли с песком. Сейчас я вам предлагаю построить замки, но не из песка , а пенные замки. Работа в парах. Участникам предлагается построить замок из пены. После, как участники закончили работу, они представляют свой замок: легко ли было совместно строить его, предлагается назвать замок и придумать рассказ о нем. Заключительная часть 1.Упражнение- релаксация «Волны» Используется музыка. -Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем пошуметь как волны, когда они накатывают на берег, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся людям, если бы они умели говорить. 2.Рефлексия -Какие чувства испытываете? -Что нового узнали? -Что понравилось, а что для вас было сложно?


Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/


© 2010-2022