Фрагмент родительского собрания Трактат о детской обиде

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ФРАГМЕНТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


"Трактат о детской обиде" 1. Вы никогда не задумывались, что такое обида? Почему даже резкое слово может быть не обидным, а случайно брошенный упрек обижает до смерти? Почему одни люди обижаются на каждом шагу, а других ничем не проймешь? Почему одни быстро забывают обиду, а другие помнят чуть ли не всю жизнь? Почему у одних людей обида оборачивается против них же, давит душу, а у других вызывает желание мстить? 2. Нам будет легче это понять, если рядом поставить слово «оскорбление». Обида и оскорбление - это ущемление достоинства. Обида и оскорбление - это просто разные степени урона, которые наносятся душе. Маленькие дети чувствуют себя оскорбленными. Они только редко обижаются. Но становятся взрослее - и чувство обиды вырастает в оскорбленность. Обида - чисто детская реакция на все, с чем ребенок справиться не может. 3. Зачем природа наделила человека способностью обижаться? Обида - один из видов психологической защиты человека. Там, где он не может защитить себя, он обижается. Когда ребенок обижается, он все-таки действует, но действие это внутреннее. Когда ребенок обижается, - это видно: он надувает губы, а взрослый человек обидится - порой и не заметишь. Человек, который никогда не обижается, это бесчувственный человек. Невозможно обидеть бревно на дороге. Живое болит и, следовательно, обижается. Может быть, ничем дети так не отличаются, как способностью обижаться. Детские обиды откладываются в душе ребенка навсегда. Кажется, что забыты, зарубцевались. Но ведь шрам есть шрам... Поэтому вся народная мудрость требует: не обижай маленького. Немало дурных качеств - последствия маленьких детских обид. Из всех возможных реакций на чужую агрессию обида - самая слабая. В трудной ситуации взрослый человек ищет выход и пытается повернуть эту ситуацию в свою пользу. А ребенок справиться с ситуацией не может, часто даже и не старается. Он ограничивается тем, что обижается. Обида - это как бы заменитель действия. Реальное действие подменяется психологическим ответом. Если ребенок обижается - нормально. Но бывает, что он привыкает обижаться. Воля его не включается. И он начинает жалеть самого себя. Он даже находит удовольствие в обиде. Ему сладостно думать, что его все обижают. Он готов шантажировать: «Ты меня не любишь...». А разве мама не обучает ребенка обижаться, когда без конца повторяет: «Я на тебя обиделась». Ребенок начинает думать, что это вполне нормально - взять да обидеться. 5. Но обучая ребенка не обижаться, а действовать, мы должны учить ребенка не обижать. У детей не развиты чувства, они не замечают, когда обижают товарища или старшего. И это единственное, в чем мы никогда не должны спускать ребенку: каждый раз, когда вы чувствуете, что ваш ребенок обижается, вы должны попытаться остановить его, или хотя бы сказать: «Не делай этого!». Надо из года в год воспитывать чувство человека, чувство чужой обиды. Может быть это главное в воспитании. Мысль эту можно выразить так: «Не обижай и не обижайся». «Знай, что каждый человек раним в большей или меньшей степени, бойся и царапину нанести чужой душе. Но не обижайся. Это очень трудно. Во всяком случае, не обижайся на глупых и злых. С глупого что взять? А злого твоя обида не тронет. Поэтому умные люди, если обижаются, то на равных, на достойных. Подобно тому, как в прошлом веке на дуэли вызывали, но не всякого. 6. Обиды бывают глупые, серьезные, мелкие, смертельные. Заметьте, что сказать «умная обида» - нельзя. Умной обиды не бывает. Обида - всегда глупость. Человек, чувствуя себя оскорбленным, тем самым охраняет свое достоинство. Оскорбленность есть сопротивление окружающей среде, а обида - покорство.
Итак, учите детей:

  • Не обижай.
  • Не обижайся.
  • Действуй, вместо того, чтобы обижаться.
  • Не вымогай ничего для себя обидой.
  • Не лелей обиду и не упивайся ею.
  • Не жалей слишком самого себя.
© 2010-2022