- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: «Русские народные сказки». (2 класс)
Тема: «Русские народные сказки». (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Л.М. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цели урока: обобщить знания учащихся по разделу «Сказки»; развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; развивать интерес к чтению; речь детей; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.
Оборудование: плакаты «Избушка на курьих ножках», «Теремок», «Терем»; рисунки детей к русским народным сказкам; плакаты из серии « Русские народные сказки»; выставка книг; красные, зеленые, желтые яблоки; карточки для индивидуальной работы , ромашка, бабочки, паутина.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели урока. - Прочитайте тему урока. - О чем сегодня пойдет разговор на уроке? - Верно, сегодня мы будем говорить о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света - включи телевизор и на экране появится Африка, джунгли Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему сказка остаётся все такой же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые были когда - то детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не занесла судьба, сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она - светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает. Сегодня вам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой, пройти испытания на неведомых дорожках, увидеться с нечистой силой и выполнить её задания. За свои ответы вы будете получать оценки - это яблочки с волшебной яблони. Красное яблоко за отличный ответ, желтое за хороший, зеленое - за удовлетворительный. Ну а те, кто проказничает на уроке, получат яблочко с червячком. В конце путешествия мы посмотрим, кто какой урожай соберет.
III. «Избушка на курьих ножках». - Перед нами первая остановка «Избушка на курьих ножках». - Кто живет в этой избушке? (Баба - Яга) - Правильно ли стоит избушка? (Нет) - Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? ( Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом) - Чтобы вырваться нам из цепких рук Бабы - Яги и отправиться дальше в путешествие, необходимо отгадать её загадки. 1. В каких сказках живет Баба - Яга? ( «Гуси - лебеди», «Царевна - лягушка»…) 2. Чем угощала лиса журавля? (кашей) 3. Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко) 4. Из чего варил кашу солдат? (из топора) 5. Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси - лебеди»? (мышка) 6.На чем передвигаются герои сказок? ( ковер самолет, сапоги скороходы) Игра «Ромашка» - Мы справились с загадками Бабы - Яги и продолжаем наше путешествие. Но чтобы дорога была интересной и нескучной, поиграем в игру. В сказочном лесу растёт волшебная ромашка , на каждом её лепестке вопрос , нужно узнать героя сказки, отрываем лепестки и отвечаем на вопросы. 1. «Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушка) 2. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» ( Лиса) 3. «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок) 4. «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» ( Волк ) 5. «Вижу - вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке!» ( Машенька) 6. «По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте ведра сами домой!» (Емеля) 7. «Дай рыбки! Не дам! Пойди сам налови!» (лиса, волк)
IV. Станция «Теремок» - Мы прибываем на станцию «Теремок». Здесь нас ожидают интересные задания. Герои сказок предлагают провести викторину «Знаешь ли ты сказки». Угадайте название сказки.
- «А журавль клюёт себе да клюёт, пока все ни съел» ( Лиса и журавль)
- «Тук, тук! Кто в тереме живёт? Я - мышка - норушка, я лягушка - квакушка. А ты кто? ( Теремок)
- Сидит в корзине девочка
- В сказке небо синее,
- Ах ты, Петя - простота,
6. Вымолвил словечко - покатилась печка. Прямо из деревни к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему веленью) 7. Нет ни речки, ни пруда Где воды напиться. Очень вкусная вода В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) 8. Не лежалось на окошке - Покатился по дорожке. (Колобок)
V. Физминутка. «Бабочка» Игра «Помоги улететь бабочкам» - Наше путешествие продолжается. Впереди нас ждет ещё одна остановка. Но в сказочном лесу случилась беда, бабочки попали в сети к пауку, поможем им улететь. На крылышках у бабочек записаны вопросы, ответим на вопросы, значит поможем бабочкам улететь. 1. Как в сказках называют лису? ( лисичка - сестричка, кумушка. Лиса Патрикеевна, лисонька..). 2. Кто и кого угощал горохом, пшеницей, орехами? (Лиса - петушка) 3. Кто помог зайцу прогнать лису из избушки? (Петух) 4. В какой сказке есть такие слова: Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе , красная? (Морозко). 5. Кто напугал бабушку, внучку, курочку, мышку? (Заяц) 6. Где находится Кощеева смерть? ( на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке..)
VI. Остановка «Терем». - Вот и остановка «Терем». О, да тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте угадаем, кто прислал телеграммы. 1. Я от дедушки ушел, 2. Золотое яйцо снесла, Я от бабушки ушел, Скоро простое снесу. (курочка Ряба) Скоро буду у вас. (Колобок) 3.Спасите , нас съел серый волк! (семеро козлят)
- А теперь, по предметам угадайте, какие герои побывали в нашем тереме: Горошек (кот, лиса и петух) Стрела (царевна - лягушка) Репка ( Репка) Кувшин и тарелка (лиса и журавль) Печка ( Гуси - лебеди, По щучьему веленью) Яблоко (гуси - лебеди) Игла ( Царевна - лягушка)
- Сказочные герои приготовили каждому из вас задание. Ученики получают карточки для индивидуальной работы. - Нужно соединить название сказки и имя сказочного героя. Солдат, старуха «Петушок и бобовое зернышко» Сестра, брат «У страха глаза велики» Петух, курочка «По щучьему веленью» Бабушка, мышка «Каша из топора» Журавль «Гуси - лебеди» Яйцо «Лиса и журавль» Щука «Царевна - лягушка» Если останется время, то провести тест.
VII. Итог урока. Оценивание. - Наше путешествие подошло к концу. Посмотрим какой урожай мы собрали, поднимите свои яблочки и покажите их нам. - Ребята, какое у вас сейчас настроение? Почему? -Один мальчик сказал « Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было , у меня бы вообще никакого конца инее было, я бы продолжался и продолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим наш урок словами: Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло! И если мы с вами будем по доброму относиться друг к другу, помогать друг другу и любить друг друга, то все наши мечты превратятся в явь.
Тест по разделу «Сказки»
- Обведи номера народных сказок, в которых одним из персонажей является лиса:
- В каких народных сказках среди персонажей есть заяц?
- Найди героя сказки «Теремок»
- В каких народных сказках есть волк?
- Найди героя сказки « Петушок и бобовое зернышко»
- Найди героя сказки «У страха глаза велики»
5