Открытый урок в 4 классе по русскому языку. Развитие речи. Память

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Утверждено»


Директор МОБУ НОШ №23


Л.Н.Лопаева_______









Самоанализ урока

Тема: «Обучающее изложение с элементами рассуждения текста-повествования по коллективно составленному плану».









Составитель:

Валеева Оксана Валихматовна

учитель начальных классов

МОБУ НОШ № 23









р.п. Чунский

2016г.


Тема: Обучающее изложение с элементами рассуждения текста-повествования по коллективно составленному плану «Память».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

Стихотворение «Раненая берёза» (на фоне слайды о войне)

-О чём стихотворение?

-Почему стихотворение называется раненая берёза?

-Что вы знаете о войне?

-Почему мы должны помнить о военном времени?

Всё верно вы говорите. Память нельзя стереть.

Сегодня предстоит поработать с необычным текстом.

- Вспомним, как называется письменный пересказ текста? (Изложение.)

- Тема урока: Изложение. Оформление тетради (число), темы.

- Для чего пишем изложения? (Учимся связной речи. Учимся создавать речевые высказывания в письменной форме. Учимся рассказывать своими словами, но так, чтобы это было понятно тому, кто будет читать.)

- Где потом пригодится это умение? (Когда будем создавать свои тексты.)

3. Актуализация знаний.

- Вспомните порядок работы над изложением (последовательность учебных действий). (Прочитаем, проанализируем текст: определим тему, основную мысль, тип текста; составим план (выделим части, озаглавим); предупредим ошибки, перескажем, напишем, проверим.)

- Ваша помощница? (Памятка в учебнике)

4. Постановка учебной задачи.

- Какую учебную задачу будете решать при написании изложения? (Учиться оформлять письменный связный пересказ.)

5. Мотивирование на активное восприятие текста. Вступительная беседа.

Послушайте внимательно текст и определите тип текста.

6. Восприятие текста. Раздать карточки с текстом.

Чтение текста учеником. Дети воспринимают зрительно и на слух. (Слайд 2)

На старой Смоленской дороге стоит старая берёза. Вместо вершины желтеют острые пики. Сучья у берёзы словно обрублены. Ствол весь в буграх, шрамах. Больно было смотреть на берёзу.

Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл. Глубоко в дерево вошли пули, осколки снарядов. Тут шёл тяжёлый бой. Часть огня врага приняла на себя и берёза. Многим бойцам она спасла жизнь. Берёза заслоняла их от пуль.

Прошла война. Отгремели залпы орудий. Берёза долго и тяжело болела. Но она выжила и весной зазеленела. Через несколько лет около берёзы толпился шумный молодой березняк.

(По Я.Сухареву)

7. Анализ текста.

1). Содержательный анализ текста.

Беседа по содержанию:

  1. О каком времени повествует нам этот текст?

2. Почему автор с большой любовью рассказал нам о старой берёзе?

- С чего начинаем подготовку к написанию изложения? (Необходимо проанализировать текст.)

Определите тему текста (войны)

В чём заключается основная мысль текста?

Для чего мы определяли тип текста, его тему и основную мысль? (Чтобы лучше понять замысел автора и успешно записать.)

2). Структурный анализ текста.

Автор помог вам разделить текст на части.

- Определите мысль каждой части.

8. Составление плана текста. (Слайд 3 с текстом)

Прочитайте первую часть.

-Почему было больно смотреть на берёзу?

Озаглавьте. 1.Старая берёза у дороги.

Прочитайте вторую часть

-Как выглядела берёза?

-Почему выглядела так берёза?

-Озаглавьте её. 2.Огонь на себя.

Прочитайте третью часть

-Какие события произошли?

-Восстановите последовательность событий.

Озаглавьте её. 3.Берёза жива.

Оставьте место для названия текста. Запишем пункты плана в тетрадь.

План.

1.Старая берёза у дороги.

2.Дерево приняло на себя огонь врага.

3.Берёза живет и будет жить.

4.

Нам предстоит написать изложение с элементами рассуждения. В 4 части вам предстоит выразить своё отношение к событиям, которые проходили в военные годы.

- Для чего составляли план? (Чтобы выдержать правильную последовательность текста, цепочку событий.)

9.Работа на предупреждение ошибок.

- Чтобы правильно написать изложение на что надо обратить внимание? (На правильность написания.)

1). Орфографическая подготовка. (Слайд текст)

1.Найдите в тексте сложные слова с проверяемой безударной гласной в соответствие с вашим уровне. (толпился, молодой)

2.Работа по карточкам. Сформулируйте задание.

(Об) рублены, (до) тронулся, (во) шли, (за) слоняла. Проверка (Слайд 5).

-А у меня ещё есть слова (ощутил, отгремел, зазеленела)

- Кто допустил ошибки? Будьте внимательны при написании изложения

3.Найдите слова с непроверяемой безударной гласной.

Смоленской, вместо, словно, металл, осколки, орудий, берёза, дороги.

- Какие орфограммы повторили? (Слитное написание приставок с глаголами…..)

Обратите внимание на трудные слова

орудий

осколки

на Смоленской дороге

2. Пунктуационная подготовка.

Зачитайте предложения с однородными членами предложения.

Обратите внимание на эти предложения при написании изложения.

- Для чего мы проделали такую работу? (Чтобы грамотно записать текст.)

Чтобы озаглавить текст, послушаем отрывок «Раненая берёза»

Стихотворение «Раненая берёза» (продолжение на фоне слайдов о войне)

-Кто помнит войну ?(солдаты, люди…)

Про что читали сейчас нам ребята?

А берёза помнит про военные годы?

-Где сохраняются события о войне?

Озаглавьте наш текст.

Красивые названия у вас, но я предлагаю назвать текст «Память». Запишите название в тетрадь.

Мы пишем сегодня особое изложение с элементами рассуждения. В 4 части выразите своё отношение к событиям военных лет.

10. Завершающее чтение.

Чтобы написать изложение близко к тексту, прочитайте ещё раз текст внимательно.

1). Повторное чтение текста (про себя).

2). Мысленный пересказ по плану (про себя).

11.Написание изложения. Самостоятельная работа.

12.Чтение написанного текста (1 ученик читает весь текст+3 зачитывают 4 часть)

Точно передано содержание текста?

Я хочу прочитать своё отношение о событиях военных лет. (Слайд 6)

Война ─ это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены ─ мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь войну, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили.

13. Итог урока. Рефлексия.

- Какую учебную задачу ставили?

- Как выполняли?

- Чему сегодня научились?

- Что стали делать лучше?

- В чём испытывали затруднение?

- Кто вам сегодня помогал?

14. Уровневое домашнее задание. (Слайд 7)

1. Найти стихотворение о войне. Списать грамотно. Отметить знакомые орфограммы.

2. Найти стихотворение о войне. Записать по памяти. Отметить знакомые орфограммы.

3. Сочинить стихотворение о войне. Записать грамотно. Объяснить орфограммы.

Молодцы! (Слайд 8)


© 2010-2022