Урок по русскому языку на тему Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Предмет Русский язык Класс 3А Тип урока Урок закрепления и повторения Тема употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных Цель

Распознавание падежной формы существительных с помощью частотных предлогов

Планируемый результат

Предметные умения:
1. Закрепление знаний о падежах имён существительных. 2. Формирование умения определять падежи имён существительных. 3. Упражнять в определении падежных зависимых слов. 4. Развитие орфографической зоркости, формирование навыка грамотного письма. 5. Развитие каллиграфического навыка.

Личностные УУД:

-мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний;

- определять общие для всех правила;

- определять правило посадки.

Регулятивные УУД:

-самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

-сравнивать способ действия и результат (написанное предложение) с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; -отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -умение ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД:

-умение излагать свое мнение, выслушивать мнение других;

- владеть диагностической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Учебник с.80 - 81, тетради

Интерактивная доска

Ход урока:

1.Организационный момент:

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

Будьте внимательны, работайте старательно!

Сядьте, пожалуйста, девочки, сядьте мальчики.

2.Актуализация знаний

Ребята, начнём урок со словарной работы. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сейчас на экране будут появляться изображения предметов. Вам необходимо в строчку через запятую записать в тетрадь их название, поставить ударение и выделить букву, которую нужно запомнить. ( На слайде изображение кровати, картофеля, самолёта)

(Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь, выделяя в них ударение и орфограммы. Я контролирую выполнение работы учащимися, слежу за их осанкой.)

Ребята, какие слова вы записали? (кровать, картофель, самолёт) Проверьте их написание по слайду. Поднимите руку, кто не допустил ошибки. Молодцы!

3. Открытие новых знаний

Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами соединения букв: Сс Кк Лл Оо Нн Ее Нн Ии Ее Пропишите соединения до конца строки.

Я контролирую выполнение работы учащимися и слежу за их посадкой при письме.

Расшифруйте слово, записанное на доске (Склонение)

Почему я зашифровала именно это слово?( Предположения детей)

Ребята, тема нашего урока «Склонение имён существительных».

Ребята, дайте определение имени существительного( существительное- это часть речи которая отвечает на вопросы Кто? Что?) 4. Знакомство с падежами начинается со стихотворения Грачёва Г. « О коте» У норы добычи ждёт.

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

- Ребята, скажите, о чем стихотворение?

- Сейчас посмотрите на слайд. Что выделено жирным шрифтом?

- Задайте от главного к зависимому вопрос.

Ребята, посмотрите на доску. Существительные: кот, кота, коту, котом, о коте являются однокоренными? (нет это формы одного слова)

Задайте к каждому слову вопрос:

(кто?)кот , (кого?) кота, (кому?)коту, ( кого?) кота, кем (котом), (о ком?) о коте

Что изменяется в слове при изменении его по вопросам?( изменяется окончание) Выделите окончание имени существительного в каждом словосочетании.

Почему изменилось окончание существительного сосна? (потому что к этому слово задавали разные вопросы)

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Что такое склонение имён существительных? (предположения детей)

правило: Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Повторим хором правило.

Физминутка

5. Применение полученных знаний. Сказка - Откуда пришли названия падежей « Он ещё не родился, а уже придумали, какое ему дать имя, и решили назвать - именительный. Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал - дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным» . Из названия падежей образовали слова- помощники: И.п.- имею, есть Р.п. - нет Д.п.- дам В.п.- виню, вижу Т.п.- творю, доволен П.п. - думаю, говорю

- Скажите сколько падежей в русском языке?

- Назовите мне их.

- Откройте учебник на странице 80.

№106.

- Нужно образовать словосочетания, используя указанную форму падежа зависимого слова.

Бояться (Р.п. чего?) шторма, грозы

Радоваться (Д.п. чему?) солнцу, встречи

Изготовить (В.п. что?) изделие, скворечники

Гордиться (Т.п. чем?) отцом, делами

Мечтать (П.п. о чем?) о весне, путешествиях

№109.

1На небе(на чем?) зажглись звезды. В лесу (в чем?)рано потемнело. Между ветками (между чем?) дерева были видны кусочки неба. Мы шли по берегу (по чему?) реки. Встретиться у памятника (у чего?) А.С. Пушкину.

2. В небо (к чему?) взметнулись десятки голубей. Охотники вошли в лес(во что?) ранним утром. Тропа вела к лесу. (к чему?).

6. Закрепление новых знаний

Просклоняем, то есть изменим по падежам 2 имени существительных: слон и книга.

И.п. кто? слон И.п. что? книга

Р.п. кого? слона Р.п.чего? книги

Д.п. кому? слону Д.п. чему? книге

В. п. кого? слона В.п. что? книгу

Т.п. кем? слоном Т.п. чем? книгой

П.п. о ком? о слоне П.п. о чём? о книге

Я слежу за осанкой ребят при письме, контролирую выполнение задания учащимися.

7.Рефлексия деятельности

Ребята, что мы делали сегодня на уроке?( склоняли имена существительные, т. е. изменяли их по падежам)

Что означает изменить имя существительное по падежам( изменить существительное по вопросам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите их, при ответе вы можете пользоваться учебником.( И.п. Р.п. Д.п. В. п. Т.п. П.п)

Ребята, откройте дневники, запишите задание на дом: стр. 36-37 учить правило склонения имён существительных, названия падежей и падежные вопросы к ним. Просклонять 1 существительное (по выбору)

Ребята, спасибо за урок!

( Я оцениваю работу учащихся на урок, отмечаю активных детей.)



© 2010-2022