Проблема развития познавательных способностей учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Для современной школы исключительно является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще незначительны.

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности.

Человек не родился с готовым логическим мышлением, с готовыми знаниями о мире. Но он и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы. Все это он усваивает в процессе жизни.

Человек в своей жизни выполняет тысячи различных внешних, практических и внутренних, умственных действий, и все они приобретаются им при жизни. Человек не родился ни практиком, ни теоретиком, ни мыслителем. Всему этому он учится у старших. Правда, одни могут научиться быстро и выполняют действия хорошо, а другие учатся долго и далеко не всегда правильно выполняют эти действия.

В 1 классе многим детям с трудом дается красивое письмо. Учителя и родители нередко требуют, чтобы они переписывали еще и еще раз. К сожалению, это не всегда помогает, а если и помогает, то очень медленно.

Некоторые учителя считают, что ребенок пишет плохо, потому что у него неумелые руки. Чтобы помочь руке ребенка, учителя или мать берет детскую руку в свою и начинает вместе с ним писать буквы. Хорошо это или плохо? Исследования показали, что это очень плохо. Почему? Да потому, что учить надо не руку, а голову. Конечно, буквы пишет рука, но управляет рукой голова ребенка, прокладывая с помощью зрения путь руке на бумаге. И начинать надо не с движения руки, а с анализа того пути, который должна пройти рука.

Выполнение практического действия невозможно без опоры на определенные познавательные умения. Теоретические, познавательные виды деятельности занимают не только ведущее место в интеллектуальных видах труда, но и определяют успех в труде практическом. Для формирования умственных действий следует вводить в процесс обучения не только вещи, но и материальные действия учащихся, направленные на них. Как без внешних предметов нельзя сформировать понятие, так и без внешних предметов нельзя сформировать мыслительное. «… Идеальное,- пишет Маркс,- есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.»

Знания всегда существуют в нерушимой связи с теми или иными действиями( умениями). Одни и те же знания могут функционировать в большом числе весьма разнообразных действий.

Качество знаний зависит от особенностей той познавательной деятельности, в которую оно включено, и от широты включения этих знаний в различные виды деятельности.

Конкретная программа видов познавательной деятельности определяется целями обучения. Даже простое механическое заучивание- это тоже деятельность, но очень непродуктивная. Вот почему важно заранее продумать, ради какой деятельности организуется процесс усвоения новых знаний. Поэтому учитель, планируя различные виды познавательной деятельности, должен при этом одновременно учитывать два их класса: общие и специфические. К общим видам познавательной деятельности относятся все приемы логического мышления ( сравнение поведения под понятие, выведение следствий, приемы доказательства и др.)

К числу специфических видов деятельности относятся такие, которые используются только в данной области ( например деятельность по осуществлению геометрических преобразований, звуковой анализ слова и т. д.)

Исследования показали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета. При этом, как показало исследование В. Ф. Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета можно как его содержание, так и метод работы с ним.

В другом исследовании М. Ф. Матюхиной обнаружено, что успешно можно формировать также учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика.


© 2010-2022