Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе.

Тема: «Знатоки русского языка»

Форма проведения: филологическая игра

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.

Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ведущий. Класс разделен на три команды. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков, команда, ответившая второй, получает 10 очков, третья команда - 5 очков. Очки, полученные командами, будут фиксироваться на табло (на доске). По итогам выявиться победитель.

Ведущий: Нашу встречу хочется начать с пословиц. ( текст пословиц на доске) Он и поит и кормит. Он и до Киева доводит. О чем эти пословицы?

Дети. О языке.

Ведущий. Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведет, а до победы Главный гость сегодня - его величество Русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Ученик1. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.
А.Н.Толстой

Ученик2. П.Мериме говорил:» Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. «
Ученик 3. Русские писатели всегда выступали за бережное отношение к слову.
Вот слова Льва Николаевича: «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным.»
Ученик 4. Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной», - писал поэт Петр Вяземский.
2. Конкурс «Путаница».

Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки:

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержаться в порядке.

Как только одна команда выполнит задание, другие команды прекращают работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.

Результаты конкурса заносятся на табло.

3. Конкурс «Дополни пословицу».

В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 очков, если игроку помогает команда, то он получает 5 очков.

Задание выполняется устно.

  1. Пословицы для первой команды:
    Без русского языка…(не сколотишь и сапога)

  2. Язык поит и кормит, и спину порет.

    Язык до Киева…(доведет)
    Один говорит - красно,…(двое говорят - пестро).
    2. Пословицы для второй команды
    Много знай,…(да мало бай!)
    Не спеши языком,…(торопись делом.)
    Никто за язык …(не тянет.)
    Кто говорит, тот сеет;…(кто слушает - собирает (пожинает).
    3. . Пословицы для третьей команды

  3. Блюди хлеб на обед,…(а слово на ответ!)
    Ешь пирог с грибами,…(а язык держи за зубами!)
    Что на уме,…( то и на языке.)
    На чужой роток…(не накинешь платок.)

Результаты конкурса записываются на табло.

4. Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

  • 1 команда:

  • Первый слог метут метлой,
    Глазом назову другой,
    Третий резать хлеб годится,
    А четвертый лишь частица.
    Целое - животное.(СОРОКОНОЖКА)

  • 2 команда:

  • Первое слово - над чайником тает,

  • Второе же слово - у папы растет над губой.

  • А целое - ветер морской надувает

  • И в плаванье нас приглашает с тобой. (ПАРУС)

  • 3 команда:

  • Начало деревом зовется,

  • Конец - читатели мои.

  • Здесь, в книге, целое найдется,

  • И в каждой строчке есть они.

  • (БУКВЫ)

Команда, выполнившая задание первой, получает 15 очков, команда, составившая слово второй - 10 очков, третьей - 5 очков.

Данные очки заносятся на табло.

5. Конкурс капитанов.

Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Если капитан справляется сам, то получает 10 очков, если помогает команда - 5 очков.

Задание проводится устно по очереди с каждым.

  1. Для капитана первой команды:
    А) льет как из ведра;
    Б) во весь дух;
    В) ежу понятно;
    Г) крыша поехала;

  2. Для капитана второй команды:
    А) прикусить язык;
    Б) когда рак на горе свистнет;
    В) ревет в три ручья;
    Г) попались на удочку;

  3. Для капитана третьей команды:
    А) морочил голову;
    Б) не в своей тарелке;
    В)развесили уши;
    Г) пальчики оближешь;

Результаты конкурса капитанов записываются на табло.

6. Конкурс скороговорочный

Каждая команда хором произносит скороговорку.

1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян - косарь покоса.

3 команда: Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Результаты конкурса заносятся на табло. Оценка- 5 очков.

7. Конкурс «Загадки ».

Для каждой команды предлагается задание: расшифровать слово и записать его. Команда, выполнившая задание первой, зарабатывает 15 очков, второй - 10 очков, третьей - 5 очков.

Для первой команды:
Не крапива, а жжётся (Йод) Он звонит, звонит, звонит, Очень многим он велит: То сядь да учись, То встань, разойдись. (Звонок.) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, Где носом ведёт, там заметку кладёт. ( Карандаш.) На пяти проводах Отдыхает стая птиц. ( Ноты.)

Для второй команды. На столе передо мной Закрутился: шар земной: Арктика, Экватор, Полюс, - Уместил всю землю. . . ( Глобус.) До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог. ( Ранец.) В белое поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут. (Тетрадь) Я - сборник карт; от ударенья Зависят два моих значенья. Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. Ответ: Атлас - атлАс.

Для третьей команды:
Расписан день в нем по часам, Дела я вписываю сам. Куда сходить, что мне купить, О чем бы мне не позабыть. Во всем он помогает мне, Лежит на письменном столе. (Ежедневник) Продлевает жизнь тетрадкам И учебникам немножко, С ней они всегда в порядке - Защищает их. . . (обложка) А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала Что осталось на трубе? (буква И) Белая чайка По черному полю скакала, Следы за собой оставляла. (Мел)

Результаты конкурса заносятся на табло.

8. Итог игры.

Подсчитываются очки каждой команды, занесенные на табло, и объявляется победитель.



© 2010-2022