Урок руссского языеа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка урока по теме: «Письмо ветерану»


учитель начальных классов

Волобуева Н.А.

высшая категория

МОУ СОШ № 15




Целью проведения урока стало ознакомление с эпистолярным жанром и изучение правил составления благодарственного письма. В рамках знакомства с эпистолярным жанром ученики вместе с учителем пришли к выводу, что, к сожалению, в современной жизни, люди достаточно мало пишут писем, а все чаще говорят по мобильным телефонам, используют SMS-связь, шлют небольшие сообщения по электронной почте, тогда как нигде, кроме как в письме, написанном от руки, нельзя выразить свои мысли, чувства и эмоции. Ребята узнали и о том, когда стали писать первые письма, что первые их прототипы - наскальные рисунки. В рамках изучения правил составления благодарственного письма учащиеся ознакомились с алгоритмом его написания. Сформулировали прямо на уроке основные правила, используемые при написании письма: письмо пишут только на хорошей бумаге; его лучше писать от руки; письмо необходимо начать со слов приветствия; писать письмо надо разборчиво и грамотно; заканчивать свои письма надо подписью адресанта; письмо надо строить по законам логики; перед отправлением письмо надо перечитать. В конце урока учащиеся по всем правилам написали благодарственные письма ветеранам.




Тема: «Письмо ветерану»

Цель - ознакомить с эпистолярным жанром;

- обучать правилам составления благодарственного письма

  • познакомить с правилами написания письма; развивать навыки правильного написания письма - личного;

  • развивать коммуникативные навыки через различные формы общения;

  • воспитывать любовь к русскому языку, понимание ценности родного языка;

  • - воспитание патриотизма, чувства ответственности, нравственных основ человеческой личности;

  • воспитывать уважение к товарищам, ко всему старшему поколению.

Оборудование: проектор, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, звуковое письмо из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

План урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
  1. Актуализация опорных знаний:
  • определение слова «письмо»;
  • повторение правил написания письма;

  • знакомство с видами писем.

  1. Сообщение темы и цели урока
  2. Работа над новым материалом
- мотивация к написанию письма на чувственном уровне; - знакомство со структурными элементами письма. - Физкультминутка

- подготовительная работа

V. Практическая работа VI. Проверка сочинения

  1. Подведение итогов работы











































Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель. У Вас на парте лежат листочки. Я попрошу Вас написать своему товарищу добрые пожелания на этот урок или на целый день.

(Дети пишут своему товарищу несколько добрых пожеланий на этот урок или целый день.)

Учитель. Теперь прочитайте, что Вам пожелали (прочитать 1-2 записки по желанию). Вижу, что у многих появились улыбки. Значит, мы настроились на урок и начнём его с известного нам пожелания.

(Проецируется на доску.)

Желаю себе и всем детям внимания, понимания и добра. II. Актуализация опорных знаний

1) Учитель. Отгадайте загадку!

Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (Письмо)

- Сформулируйте, что такое письмо одним предложением. (Ответы учащихся.)

  • А теперь откроем «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и прочитаем словарную статью: «Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». (Определение проецируется на доску.)

Учитель. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано». Современные формы переписки появились около 150 лет назад в Англии.

2) Повторение правил написания письма

Учитель. А сейчас послушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька». (Дети слушают звуковое письмо из рассказа А.П. Чехова «Ванька». )

Учитель. Дошло ли письмо Ваньки Жукова о своей тяжёлой участи дедушке?

Ученик. Нет, так как Ванька не указал адрес.

Учитель. Значит, существуют правила написания писем. Давайте повторим их.

(Правила написания письма проецируются на доску.) 1. Письма пишите только на хорошей бумаге. Не используйте для письма листы, вырванные из тетради! 2. Не начинайте письмо с местоимения «Я». 3. С левого края бумаги донизу оставляйте свободное поле одинаковой ширины. 4. Пишите поздравления, благодарственные письма от руки, а в официальных случаях можно напечатать. 5. Перед отправкой письма проверьте орфографию. 6. Складывайте письмо всегда текстом внутрь. 7. Письмо должно свободно помещаться в конверт. 8. На любой корреспонденции проставляйте обратный адрес. 3)Знакомство с видами писем Учитель. Мы познакомились с этикетом составления письма. А теперь послушайте, какие бывают виды писем. (Виды писем проецируются на доску.) Виды писем: - официальное, - благодарственное, - поздравительное, - личное,

  • письмо-просьба.
  1. Сообщение темы и цели урока
Учитель. У нас сегодня необычный урок. Мы будем учиться правильному написанию письма. Кому бы Вы хотели адресовать Ваше письмо? (Ответы учащихся.) Определите вид Вашего письма, адресованного ветерану. (Благодарственное) IV. Работа над новым материалом 1) Мотивация к написанию письма на чувственном уровне Учитель. Есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 66 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы салюта победы. Более 20 миллионов человек погибли в годы войны. Но до сих пор сердца наших людей помнят, скорбят и кланяются их подвигу. Ведь "сколько в человеке памяти, столько в нем и человека". Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. «Всё для фронта, всё для победы» - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, «треугольники». Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. В годы войны почта была единственной нитью, связывающей фронт с родными и близкими. В каждом доме, в каждой семье ждали весточку - солдатский треугольник. Фронтовики тоже бережно хранили письма из дома, именно они помогали им отважно сражаться и жить.
  • Сегодня на уроке мы будем писать письмо - не просто письмо, а письмо ветерану.
2) Знакомство со структурными элементами письма Учитель. Чтобы Ваше письмо было последовательным, перечислим структурные элементы письма. (Структурные элементы письма проецируются на доску.) Структурные элементы письма: 1. Приветствие или обращение 2. Вступление. 3. Основная часть. 4. Заключение. 5. Подпись. 6. Дата.
  1. Физкультминутка
Учитель. Повторив определение письма, виды, структуру и познакомившись с правилами составления корреспонденции, я предлагаю Вам написать письмо солдату, воевавшему в годы Великой Отечественной войны. При этом помните, что при написании письма нужна ясность, краткость выражения мысли, обязательность вступительных обращений и заключительных формул.

4) Подготовительная работа

Учитель. Напишите название сочинения «Письмо ветерану». Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла следующие строки:

Прошла война, прошла отрада,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

А. Т. Твардовский (эпиграф проецируется на доску.)

  • Как можно начать вступление? Помните! Вступление - это лицо сочинения.

  • О чём будем писать в основной части? Задайте вопросы адресату. Напишите слова благодарности и пожелания ветерану. В заключительной части, когда будете прощаться, не забудьте подписаться.

  • Пользуйтесь во время написания сочинения словариком. Не все слова можно проверить, а ведь письмо должно быть грамотным. Что это за слова?

(проецируется на доску, читает ученик.)

Словарные слова

Но такие есть слова,
Их проверить нам нельзя.
Хорошо запоминайте,
Ведь они из словаря.

V. Практическая работа Учащиеся пишут письма и оформляют их. VI. Проверка сочинения Несколько учащихся читают свои работы.

  1. Подведение итогов работы. Выставление оценок.
Пусть над Землей моей Не рвется в клочья небо, Пусть тишина полей прольется теплым хлебом И солнце по утрам Свет дарит всей планете! Не быть войне, смертям! Быть Миру, Счастью, Детям!

В последнее время мы мало посылаем писем друг другу, а ждем их с нетерпением. Письма пишите и получайте, сердца частицу в них оставляйте.

Итогом нашей работы станет отправление лучших писем ветеранам.

© 2010-2022