- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок русского языка Пишем письмо Деду Морозу 2 класс
Открытый урок русского языка Пишем письмо Деду Морозу 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фомина О.М. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
во 2 классе
Тема: «Пишем письмо Деду Морозу» Цели урока - развивать речь учащихся, обогащать их знания посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки; развивать творческие способности младших школьников.
Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, чуткое отношение к близким; содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу.
Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из учебной литературы.
Коммуникативные УУД: развивать умение передавать свои мысли и чувства с помощью письменной речи.
Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка.
Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем. Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, конверты, почтовый ящик, словари, памятки.
Технологическая карта урока
Этап урока
Содержание
учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
ФОУД
Формирование УУД
Комментарий,
примечание
I этап. Организационный момент.
- Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
- Поприветствуйте гостей.
- Сегодня 12 декабря. Чем знаменателен этот день для России? (День конституции. Конституция - это главный закон нашей страны, где прописаны права и обязанности граждан Российской Федерации. Одно из которых - каждый имеет право на образование.)
- Кто из вас любит учиться?
Молодцы, вы хорошие ученики.
Настраиваются
на урок
Слушаем внимательно,
Поймем всё обязательно.
Приветствуют
учителя, гостей;
Диалог
с учителем
Ф
Ф
Коммуникативные
УУД
Личностные
УУД
Формирование
основ российской гражданской идентичности, «хорошего» ученика.
Создание благоприятного для
обучения климата. Воспитательный момент.
Формирование гордости за
Родину.
Вводная беседа.
Работа в тетрадях
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
Стук в дверь.
- Кто это?
Почтальон.
- Здравствуйте, дети!
Я почтальон!
Всем детям на свете
Давно я знаком.
Письма, свежие газеты,
Разноцветные конверты,
Телеграммы, поздравленья
Вам доставлю без сомненья!
Почтальон.
- Это Хаапалампинская школа? Класс 2-й точно здесь?
- Значит, вам письмо. Распишитесь.
- До свидания, ребята! Я спешу. У меня в сумке очень много писем - ведь скоро Новый год!
(Почтальон уходит.)
- Ребята, а как почтальон узнал, что это письмо предназначено нам?
Кто имеет право распечатать письмо?
Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки:
Правило 1.
Чужое письмо - тайна за семью печатями. Письмо распечатать и прочитать может только его адресат.
Адресат - от немецкого слова «адрес». Получателя письма называют адресатом.
- Давайте посмотрим, от кого письмо.
Читает: «От Деда Мороза».
Текст письма:
«Здравствуйте, мои дорогие второклассники!
Приветствует вас Российский дед Мороз с родины своей славной - города Великий Устюг.
Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда - огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы сможете преодолеть все напасти, а я помогу вам в этом.
Дорогие мои друзья! Уже скоро наступит мой день рождения, а затем и Новый год.
Желаю вам здоровья такого крепкого, как мои февральские морозы.
Пусть у вас будет столько друзей, сколько у меня в лесу елочек да сосенок.
Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.
До свидания.
Любящий вас всем сердцем, ваш Дедушка Мороз».
Дети отвечают.
И
Ф
Познавательные
УУД
II этап. Сообщение темы и целей урока. Подготовка к проекту.
1.Постановка учебной проблемы.
- Будем ли мы отвечать на полученное письмо?
Следующее правило переписки.
Правило 2.
Невежливо не ответить на письмо. Необходимо это сделать не позднее 3-5 дней со дня получения.
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
1) - Давайте, определим тему нашего урока.
Откройте учебник стр. 129 и прочитайте.
«Пишем письмо».
- Как вы
считаете, почему проект так называется?
- Да. Мы с вами будем учиться писать письма.
На уроке мы познакомимся с эпистолярным
жанром, с основными элементами письма и постараемся написать письмо Деду Морозу.
Между отправителем письма и получателем соблюдается выработанный веками порядок.
Дети отвечают.
Сегодня будем говорить о письмах.
Работают с
информацией, представленной
в учебнике.
Формулируют
собственное мнение и аргументируют
его.
Ф
И
Коммуникативные
УУД
Регулятивные
УУД
Принимать и сохранять
учебную задачу.
Коммуникативные
УУД
умение находить несколько
вариантов решения проблемы;
Личностные УУД
Формирование
целостной картины мира
Проблемный вопрос, выход на
тему урока
III этап. Актуализация знаний детей об истории письма и правилах переписки.
- Давайте обратимся к истории письма. Послушаем сообщение, которое подготовила Милана И.
(3-4 тысячи лет тому назад люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков. На куске дерева, на коре, на бересте или на кости наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, солнца и других предметов. С их помощью сообщались важные новости. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки.)
Лиза Н.
(Во второй половине 10 века двое ученых Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Они изобрели алфавит, которым мы пользуемся сегодня.)
- С какой целью люди пишут письма?
«Письмо - беседа, посылаемая от одного лица другому»
В. Даль.
- Мы сегодня заговорили о письме, то вы должны знать, что письмо относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр - обращение в форме письма.
- В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?
- У нас необычный адресат - Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем.
О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?
- Прежде, чем написать занятому человеку письмо с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись.
- Какие принадлежности вам понадобятся в работе?
- Познакомимся с остальными правилами письма.
У каждого из вас на столе листок с правилами. Обсудите и придите к единому мнению. Если вы согласны с высказыванием, то ставьте в пустом окошечке знак «+», если не согласны, то «-».
1. Не читай чужих писем.
2.Невежливо не ответить на письмо.
3. Для письма используй чистый лист бумаги.
4. Пиши письмо аккуратным почерком, без исправлений.
5. Каждую часть пиши с красной строки.
6. Начинай письмо с приветствия.
- Ребята, найдите и зачитайте 6й пункт в правилах написания письма.
- Подумайте, какое приветствие вы выберете, если ваше письмо будет адресовано:
родителям, (Милая мамочка! Любимый папуля!)
бабушке, дедушке; (Дорогие бабушка и дедушка!)
учителю; (Уважаемая ….!)
другу или подруге; (Привет, Женя!)
инопланетянину.
- А какое приветствие было бы приятнее лично тебе?
- А сейчас прочитайте 4й пункт в правилах написания письма.
- Как вы думаете, из каких частей состоит текст письма?
План письма:
Приветствие.
Основная мысль письма.
Заключительное слово.
Подпись.
Деловые, поздравительные, личные.
О себе, о школьных делах; о своих увлечениях и занятиях;
можно поздравить с праздником, днём рождения.
Дети отвечают.
Работают с информацией, представленной учителем.
Объединяются в пары
Дети отвечают.
Дети отвечают.
Д: Начало, основная часть, концовка.
И
Ф
П
Коммуникативные
УУД
Познавательные УУД
Предметные УУД
Коммуникативные
УУД
умение вступать в диалог; умение договариваться;
Работа в парах
Работа в парах
IV этап. Словарная работа.
- Давайте подберём однокоренные слова к слову письмо.
- А что такое однокоренные слова?
- Откройте ваши тетради, положите их под наклоном.
Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.
- Тогда начнём работать!
ПИСЬМО - роспись, пропись, приписка, расписка, выписка, писатель, запись…
Дети отвечают.
Ф
Регулятивные
УУД
Коммуникативные
УУД
Правила посадки при письме
V этап. Физминутка.
Мелкие шажки - раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Движенья эти повтори.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
Ф
Личностные УУД
VI этап. Работа с учебником.
С. 129 (Письмо Лизы)
- Прошу найти приветствие, основную часть и заключительное слово.
- Прочитаем письмо.
1. Зачитайте слова, которые относятся к приветствию.
2. Зачитайте основную мысль письма.
3. Зачитайте слова, относящиеся к заключению.
4. Что относится к подписи?
Выполняют упражнение с
учителем.
Ф
VII этап. Самостоятельная работа
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам написать письма Деду Морозу.
Звучит музыка, дети самостоятельно работают в тетрадях. (10мин.+5 мин)
Чтение 1-2 писем.
И
Коммуникативные
УУД
Регулятивные УУД
умение запросить
недостающую информацию у учителя;
Презентационные умения и
навыки:
- навыки монологической
речи;
Оформление конверта
- Мы с вами на уроке технологии изготовили конверт, но чтобы письмо нашло своего адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.
Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его отпусти-
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
(С. Маршак) - Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три другие - почтовое отделение. Укажите индекс на конверте (162340).
Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.
И
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Умение подписывать конверт
VIII этап. Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами написали письма Дедушке Морозу.
Сейчас письма вытеснены сотовым телефоном, скайпом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах - этом старинном способе общения людей.
Рефлексия
-
Что нового мы сегодня узнали?
-
Чему научились?
-
Назовите основные элементы письма.
Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
Спасибо за урок!
Формулируют конечный
результат своей работы на уроке.
Ф
Рефлексивные умения:
умение
отвечать на вопрос
Приложение
Правила написания письма
1.Пиши письмо аккуратным почерком, без исправлений.
2. Для письма используй чистый лист бумаги;
3.Не читай чужих писем.
4. Каждую часть пиши с красной строки;
5. Не используй в письме слова, значение которых ты не знаешь.
6. Начинай письмо с приветствия.