- Преподавателю
- Начальные классы
- Создание адаптивной среды на уроках математики
Создание адаптивной среды на уроках математики
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фёдорова М.И. |
Дата | 16.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Фёдорова Марина Ивановна, учитель начальных классов
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Создание адаптивной среды на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида через использование игровых технологий. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. В связи с этим приоритетной задачей в деятельности каждого учителя становится задача создания адаптивной образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Адаптивная среда школы - реальная жизнь для каждого, кто в ней находится. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Особенностью обучающихся с умственной отсталостью является стойкое нарушение познавательной деятельности. Ограниченные познавательные возможности, неумение использовать прошлый опыт, узкий круг потребностей и интересов приводят к тому, что умственно отсталый ребенок более всего склонен к близкой мотивации своей деятельности, нередко руководствуется стремлением удовлетворить требование учителя, родителей и т.п. В связи с этим дети нередко выполняют задание без интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Математика - предмет достаточно трудный для понимания и усвоения школьников с ОВЗ. Моя задача не только вызвать первоначальный интерес на уроке, но и удержать его. С первых дней стараюсь проводить уроки математики интересными: включаю занимательные упражнения, удивляю учеников секретами, заражаю успехами, стараюсь сформировать творческие способности. Большую роль отвожу игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Опыт работы в школе и педагогические наблюдения убедили меня в том, использование игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету, создает у детей бодрое рабочее настроение. Игра корригирует и развивает познавательные процессы, формирует эмоционально-волевые качества, помогает воспитывать характер ребенка. Начиная обучение в школе, умственно отсталые дети слабо включаются в коллективную игровую деятельность. Они не понимают общего замысла, правил игры и распределения ролей, не проявляют нужной находчивости, сообразительности, ловкости. Однако под влиянием коррекционно-воспитательной работы эти недостатки значительно смягчаются, и спустя некоторое время на уроке уже удается вовлечь детей в коллективную игру, организовать их игровую деятельность вообще. При этом важно подчеркнуть, что результаты этой работы бывают тем выше, чем менее нарушен интеллект, эмоционально-волевые качества и свойства личности ребенка. Несмотря на кажущуюся простоту использования игры на уроке, от учителя требуется большая глубокая подготовка. Для того чтобы удачно провести дидактическую игру, своевременно вписать её в содержание урока изучаю богатый методический материал, пополняю свою копилку игр по предмету, изготавливаю необходимое для проведения оборудование. Практика показывает, что неудачно проведённая на уроке игра не только не помогает быстро добиться желаемого результата, но вносит в урок негативные эмоции и неудовлетворение, тормозит процесс усвоения знаний, а, следовательно, нарушает адаптационную среду обучающихся. При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, составляю краткий сценарий игры. Структурные компоненты игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Для учащихся результатом игры является моральное и умственное удовлетворение. На уроках математики использую следующие виды дидактических игр: игры - упражнения (викторины, кроссворды, ребусы, головоломки, загадки), сюжетные (ролевые) игры, игры - путешествия (с чередованием игровых ситуаций: в страну чисел, страну знаний), игры - соревнования. В процессе проведения игры незаметно происходит понимание математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний учащихся, взаимоотношения между детьми становятся более непринуждёнными, носят эмоциональный характер. Особенно широко использую игры при обучении детей в первом - втором классах, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности. Вызывают большой интерес у малышей такие виды игр:
- ролевые игры, пробуждают интерес к счёту («Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка»);
- деловые игры, моделируются на основе жизненных ситуаций и отношений («Строитель», «Магазин», «Почтальон», «Прогулка в лесу»).
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990.
4. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа.- 1987.- №2.
5