Технологическая карта к уроку русского языка по теме Значение и употребление имён прилагательных в речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тип урока/занятия

Изучение нового материала.

Тема

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Цель Познакомить учащихся с признаками имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи.

Основные термины, понятия

Имя прилагательное, имя существительное, часть речи, словосочетание.

Планируемый результат

Учиться распознавать имена прилагательные, выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения.

Предметные умения

Знать признаки имен прилагательных.

Уметь распознавать имена прилагательные в тексте среди других частей речи.

Личностные УУД

Участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения классифицировать по признакам.

Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1.Определять общую цель и пути её достижения.

2.Осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы.


Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы

Учебник- Русский язык (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), стр.учебника 64-65, карточки для парной работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι.Организационный момент.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать, а работать и писать!

Дети хором повторяют приветствие.

ΙΙ.Актуализация знаний. 1.Урок начинаем с минутки чистописания. Дд дд дт д

Запишем предложение под диктовку.

Плывёт над океанским дном маленькая подводная лодка.

2.Ребята, мы продолжаем знакомиться с частями речи. Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какие части речи нам известны.

С какой частью речи мы уже знакомы?

Что обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают?

Как изменяются имена существительные?

3.Составьте словосочетания с именами существительными.

Учащиеся получают проверенные тетради, в которых имеются показы.

Самостоятельно выполняют задание.


Имя существительное.

Имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?

Отвечают на вопрос.

По цепочке зачитывают составленные словосочетания.

ΙΙΙ. Работа по теме урока. Изучение нового материала. 1.Читаю стихотворение: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

2.Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи - именем прилагательным.

В самом названии части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться». К чему присоединяются прилагательные? Попробуем вместе разобраться.

Посмотрим на цветок?

Какой он?

А мяч какой?

А теперь послушайте загадку: «Конь… Хвост…». Что это? Жду отгадку…

Вам понятно о чем идет речь?

А теперь послушайте другую загадку:

«Конь стальной, хвост льняной».

Какие слова помогли вам отгадать загадку?

К какой части речи они относятся?

А к какой части речи они «прилагаются»?

3.Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы бедна, непонятна, невыразительна, мы многого не могли бы понять, объяснить.

А теперь давайте подумаем и назовем тему нашего урока.?

Сформулируйте тему урока.

Молодцы, вы почти угадали. А теперь послушайте, как звучит тема нашего урока.

«Значение и употребление имен прилагательных в речи».

4. Ребята, что вы можете сказать о нашем классе? А об уроке?

А о погоде?

На какие вопросы отвечают эти прилагаемые слова?

О чем бы ни шла речь: об учебе, отдыхе, работе, одежде, пище, характере человека - нас всюду сопровождают вопросы «какой?», «какая?», «какие?».

Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладают те или иные предметы.

Итак, все эти слова, которые прилагаются к именам существительным для обозначения различных признаков, отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и получили названия - имена прилагательные.

Слушают.


Красивый, пышный.

Резиновый, полосатый.

Нет.

Иголка с ниткой.

Стальной, льняной.

К имени прилагательному

К имени существительному.


Дети формулируют тему урока.

Роль имен прилагательных.

Значение имен прилагательных.


Светлый, уютный, просторный.

Трудный, полезный, интересный.

Солнечная, пасмурная, дождливая.

Какой? Какая?

IV.Физкультминутка.

А теперь, ребята, немножко отдохнем, поиграем с вами в интересную игру. Я буду читать стихотворение, а вы будьте внимательны, как только услышите имя существительное - встаете, услышите имя прилагательное - садитесь на свое место. Ходит Васька серенький, Хвост у Васьки беленький, Глазки закрываются, Когти расправляются. Шерсть у Васьки пышная, Поступь - еле слышная,

Зубы - как игла.

Дети выполняют упражнения.

V.Закрепление изученного материала.

1.Запишем в тетради под диктовку текст.

Выглянуло приветливое солнышко. Зеленый лес, широкий луг, бескрайнее поле и тихая речка осветились его лучами.

Выполним задания по тексту:

- найдите знакомые орфограммы и объясните;

- найдите имена прилагательные в тексте и назовите имена существительные, к которым они «прилагаются», стрелочкой покажите эту связь.

2.Давайте определим на какие вопросы отвечают имена прилагательные и над стрелочкой запишем вопрос?

3.Работа с карточками.

Ответ на вопрос запишите в карточке.

№1.По цвету

Мак (какой?)

Бумага (какая?)

Дерево (какое?)

Береза (какая?)

№2.По вкусу

Мед (какой?)

Редька (какая?)

Яблоко (какое?)

Арбуз (какой?)

А теперь поменяем пары.

Задание.

Каждая пара выбирает по желанию одно из существительных: заяц, волк, лиса, медведь (слова записаны на доске).

Необходимо подобрать как можно больше имен прилагательных к выбранному вами слову.

Давайте проверим выполнение.


Работа в тетради.

Дети по цепочке читают слова и называют орфограммы.

Выглянуло приветливое солнышко. Зеленый лес, широкий луг, бескрайнее поле и тихая речка осветились его лучами.

Ученики цепочкой называют: Приветливое солнышко, зеленый лес, широкий луг…


Работают в парах.

Карточки сдаются учителю.


Задание выполняется в тетрадях.

Один человек от пары зачитывает составленные словосочетания.

Дети делают вывод - с помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме.

Имена прилагательные могут обозначать качества характера людей.

VI.Рефлексия.

Мы хорошо потрудились, выполнили много заданий.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Показывают карточки.

VII.Подведение итогов урока.

Добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная, скромная, требовательная, справедливая, старательная, умная, трудолюбивая, мудрая, красивая.

Кому подходят эти прилагательные? Конечно, это мама!

С какой частью речи познакомились? - Что такое имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Приведите свои примеры.

- С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?

А теперь послушайте стихотворение.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою

На рассвете умываться,

И зеленым - презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Ответы детей.

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание: выполнить упр. 117, с. 67.










© 2010-2022