Проект урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования Тальменского района Алтайского края

МКОУ Новоперуновская сош

Проект урока в 1 классе

по окружающему миру

Тема: «Что это за листья?»

Автор учебника: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Технология: личностно - ориентированное обучение

Учитель начальных классов

Ушакова Т.В.

Новоперуново 2012



Урок окружающего мира по теме "Что это за листья?"

Ушакова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Проект урока по окружающему миру на тему

Цель: учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев нашей местности. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  • формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру;
  • развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение;

  • создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Познавательные УУД
  • формирование умений отличать листья распространенных пород деревьев;
  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умения делать обобщения - формулировать простейшие вывод;

  • расширение кругозора учащихся;
  • самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
  • формирование умения слушать собеседника, уважать его мнение;

  • использовать в общении правила вежливости;
  • способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.


Регулятивные УУД
  • в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.

  • формирование начальных форм рефлексии;


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

освоение знаний по теме: « Что это за листья?».

Методы обучения: эвристическая беседа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная.



Оборудование:

  • стихотворения об осени;

  • на доске и на партах сухие листья деревьев: дуб, осина, рябина, клен, береза.

  • учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь» Окружающий мир» А.А.Плешаков.

  • цветные карандаши;

  • проектор, экран, компьютер;

  • макет из пластилина ствола дуба.

.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 . Орг. момент.

Эмоциональный настрой.

Мотивирует учащихся на начало урока

-Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

(Класс украшен осенними листьями).

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Смотрят друг другу в глаза, улыбаются и желают товарищам хорошего настроения и хорошей работы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний.

-Доскажите словечко: Если лист сухой летит, На земле ковром лежит. Среди тучек неба просинь. Знаем точно, это…

- Докажите, что сейчас осень.

- Обратите внимание на небо. Какое оно?

- Как греет солнце?

- Какие вы знаете осенние месяцы?

- Какой сейчас месяц?

- Послушайте стихотворения об осени.




-Понравились стихи?

Отгадывают загадку.

-Осень.

Отвечают на вопросы.

-На улице холодно, листья желтеют и опадают. Солнце не так уже греет как летом.

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Октябрь.

Ученики рассказывают стихи наизусть.

1. Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях. (А. Плещеев)

2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… (А. Пушкин )

3. Как красива Осень,
В пестром сарафане!
В чистом небе - просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой - березка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.(Т Шорыгина).

-Да.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3.Самоопределение к деятельности.





4.Работа по теме урока.

















5.Физкультминутка.

6.Первичное закрепление.

7. Актуализация знаний учащихся.



8. Закрепление.

Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

Активизирует знания учащихся, формулирует тему урока.

- Отгадайте загадку:

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.

Весной одевается,
Осенью раздевается.

- О каком зеленом друге говорится в загадке?

- Отгадайте загадку:

Рыжий Егорка
Упал в озерко,

Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

- Что это?

-Тема нашего урока «Что это за листья?»

- Какова цель нашего урока?»

Организует учащихся на дальнейшую работу.

- У деревьев листья одинаковые?

-Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом ?

- А сейчас вам нужно угадать о каком дереве идет речь?

1) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок.


1) Это дерево живет дольше других деревьев, еще на нем растут желуди?

Дуб - крупное, красивое, могучее листопадное дерево, достигающее 40-50 м в высоту и 2 м в диаметре, доживает иногда до 1000 и более лет.(слайд 1)

- Здесь дуб изображен в летнее время или осеннее?

- А следующая...?(слайд 2)

-Посмотрите. (показ гербария)

-Найдите у себя на парте и покажите дубовый листочек.

- Слушайте следующую загадку…

2) По весне наступит осень,
На опушке и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души.

Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.(слайд 3)

Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы -самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки. (показ гербария)

-Ребята, а почему, если мы сейчас посмотрим на берёзу, то увидим на ней листья и зеленые, и желтые, и светло - зеленые? Как вы думаете?

-Слушайте загадку дальше.

3) А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем.
Лист, его летит звездой. (слайд 4).

- А это что за дерево?

Клен - светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды - крылатки. (показ гербария)

- Первая картинка. Это клен изображен в летнее время или осеннее?( слайд 5)

- А следующая...?

-Посмотрите. (показ гербария)

-Найдите у себя на парте и покажите кленовый листочек.

  1. Никто не пугает, а вся дрожит.

Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (слайд 6)

Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета - и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.

- Первая картинка. Это осина изображена в летнее время или осеннее?

- А следующая...? ( слайд 7)

-Посмотрите. (показ гербария)

-Найдите у себя на парте и покажите осиновый листочек.

- Ребята, а скажите, кто догадался, почему листья осины уже все почернели, а некоторые даже успели сгнить? (показ)

-Следующее дерево…

5) Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? ( слайд 8)

Рябина - скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина - значит рябая, пестрая.(показ)

- Первая картинка. Это дерево изображено в летнее время или осеннее?

- А следующая...?

-Посмотрите. (показ гербария)

-Найдите у себя на парте и покажите рябиновый листочек.

- Чем отличаются все эти листья?

- Но у листьев есть что-то общее. Каждый лист состоит из черешка и листовой пластины. Если пластинка одна, то лист называется простым.
- Назовите простые листья.


- Если пластинок на одном черешке несколько, то лист называется сложным.


- Назовите сложные листья.

Выполняет упражнения вместе с детьми.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки - плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Называет дерево.

- А теперь поиграем в игру «Угадай, чей листок?» (стр.17)

Создает условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Создает проблемную ситуацию.

-Зачем листу черешок? ( Учитель показывает место прикрепления листа к ветке.)

Подумайте, какой лист крепче держится за ветку, зеленый или пожелтевший?

- Догадайтесь, почему?

- Почему листья на зиму опадают?

-Все лето дерево получало через листья энергию, дышало. За лето лист накапливает вещества, которые нужны будут дереву на следующее лето. Листья опадают: они перегнивают за зиму и улучшают почву под деревом, дают ему питательные вещества. Вот дерево и сбрасывает листья на зиму. Кроме того, если бы листья не опадали, на листовую пластинку зимой упало бы много снега. Ветка не выдержала бы такой тяжести и сломалась. Как называется природное явление, когда листья осенью опадают?

-Я показываю лист одного из деревьев и говорю: « Не береза и не тополь, а ...»

-С листьями каких пород деревьев мы сегодня познакомились?

- Какие могут быть цвета у листьев?

- Откройте рабочую тетрадь на стр.17

- По своим наблюдениям раскрась листья так, чтобы слева был лист летней окраски, а справа- осенней.

Задает вопросы

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы ее выполнили?

- Понравился урок?

-В конце нашего урока я бы хотела немного оживить дерево, как думаете что это за дерево?

Показывает ствол дуба, слепленный из пластилина.

- Дуб - это крупное, красивое, могучее листопадное дерево, достигающее 40-50 м в высоту и 2 м в диаметре. Это дерево - долгожитель, живет около 1000 лет.

- Хотелось бы, чтобы наш класс был таким же красивым, сильным и могучим, как это дерево.

- Сейчас каждый возьмите свой дубовый листочек и прикрепите к дереву, и я тоже прикреплю свой листочек.

-Всем спасибо за урок!

-Урок окончен, можете быть свободны.

Отгадывают загадки, формулируют цель урока.


-Лес.


-Это лес.


-Это листочек.

-Учиться определять листья некоторых пород деревьев.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки. Осмысливают, выбирают нужный листочек.

-Нет, разные.

-Да, листья стали желтые, красные, бардовые, коричневые.

-Это дуб.

-Летом, т.к. у него листья зеленого цвета.

Осенью, т.к. дуб уже совсем желтый.



-Береза

- Потому что листья на березе опадают длительное время, два месяца.

- Клен.

- В летнее время, т.к. он зеленый.

- В осеннее, т.к. у него листочки красного и желтого цвета.

- Осины.

- В летнее время, т.к. листья еще зеленые.

- Здесь изображено дерево осенью, т.к. листья желто- розового цвета.

- Потому что у осины листочки начинают опадать даже от небольшого ветерка. Рано опадают и быстро портятся.

- Рябина.

- Летнее, т.к. листочки зеленого цвета.

-Осенью, т.к. листья желто- красные и ягода ярко-красная.

- Формой, размером, цветом.

- Дубовый, березовый, осиновый и кленовый.

- Лист рябины.

Отвлечение детей от учебной деятельности. Отдых и расслабление.

Показывают его лист и рисуют. Выполняют задание в рабочей тетради.

Отвечают на поставленные вопросы.

- Зеленый

Ответы детей.

- Листопад.

Учащиеся должны найти такой же лист в своем букете, показать его и назвать породу дерева.

- Дуб, береза, клен, осина, рябина.

- Красный, желтый, зеленый, бардовый, коричневый и т.д..

Отвечают на вопросы, выясняют: добились ли поставленной цели.

- Дуб.



Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: умение находить ответ на вопрос.





Познавательные: умение находить ответ на вопрос, умение отличать листья распространенных пород деревьев;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные : умение высказывать своё предположение.

















Познавательные: умение находить листья распространенных пород деревьев; умение ориентироваться в рабочей тетради. Личностные: самоопределение.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные : умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные : умение высказывать своё мнение.



Познавательные: умение находить листья распространенных пород деревьев; умение ориентироваться в рабочей тетради. Личностные: самоопределение.

Коммуникативные : оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) ;

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

Личностные: самоопределение.










Приложение 1.

Гербарий, представленный породами деревьев: дуб, береза, клен, осина, рябина.

Проект урока по окружающему миру на тему

Приложение 2.

Сухие осенние листья дуба, березы, клена, осины, рябины.

Приложение 3.

Презентация о деревьях: дуб, береза, клен, осина, рябина.

(см. ниже)

Приложение 4. Модель ствола дуба из пластилина.

Проект урока по окружающему миру на тему

Проект урока по окружающему миру на темуБерёза

Проект урока по окружающему миру на темуПроект урока по окружающему миру на тему

Клён

Проект урока по окружающему миру на тему

Проект урока по окружающему миру на тему

Осина

Проект урока по окружающему миру на тему

Проект урока по окружающему миру на тему

Рябина

Проект урока по окружающему миру на тему

Проект урока по окружающему миру на тему



© 2010-2022