- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект урока по окружающему миру на тему
Проект урока по окружающему миру на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ушакова Т.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Отдел образования Тальменского района Алтайского края
МКОУ Новоперуновская сош
Проект урока в 1 классе
по окружающему миру
Тема: «Что это за листья?»
Автор учебника: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
Технология: личностно - ориентированное обучение
Учитель начальных классов
Ушакова Т.В.
Новоперуново 2012
Урок окружающего мира по теме "Что это за листья?"
Ушакова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Цель: учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев нашей местности. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру;
-
развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение;
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.
- формирование умений отличать листья распространенных пород деревьев;
- формирование умения выстраивать речевые высказывания;
-
формирование умения делать обобщения - формулировать простейшие вывод;
- расширение кругозора учащихся;
- самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.
-
формирование умения слушать собеседника, уважать его мнение;
- использовать в общении правила вежливости;
- способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.
Регулятивные УУД
-
в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.
- формирование начальных форм рефлексии;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
освоение знаний по теме: « Что это за листья?».
Методы обучения: эвристическая беседа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная.
Оборудование:
-
стихотворения об осени;
-
на доске и на партах сухие листья деревьев: дуб, осина, рябина, клен, береза.
-
учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь» Окружающий мир» А.А.Плешаков.
-
цветные карандаши;
-
проектор, экран, компьютер;
-
макет из пластилина ствола дуба.
.
Технологическая карта урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1 . Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
Мотивирует учащихся на начало урока
-Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
(Класс украшен осенними листьями).
Подготовка класса к работе.
Настрой на дальнейшую работу.
Смотрят друг другу в глаза, улыбаются и желают товарищам хорошего настроения и хорошей работы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний.
Выявляет уровень знаний.
-Доскажите словечко: Если лист сухой летит, На земле ковром лежит. Среди тучек неба просинь. Знаем точно, это…
- Докажите, что сейчас осень.
- Обратите внимание на небо. Какое оно?
- Как греет солнце?
- Какие вы знаете осенние месяцы?
- Какой сейчас месяц?
- Послушайте стихотворения об осени.
-Понравились стихи?
Отгадывают загадку.
-Осень.
Отвечают на вопросы.
-На улице холодно, листья желтеют и опадают. Солнце не так уже греет как летом.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Октябрь.
Ученики рассказывают стихи наизусть.
1. Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях. (А. Плещеев)
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… (А. Пушкин )
3. Как красива Осень,
В пестром сарафане!
В чистом небе - просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой - березка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.(Т Шорыгина).
-Да.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
3.Самоопределение к деятельности.
4.Работа по теме урока.
5.Физкультминутка.
6.Первичное закрепление.
7. Актуализация знаний учащихся.
8. Закрепление.
Самостоятельная работа.
9. Итог урока.
Активизирует знания учащихся, формулирует тему урока.
- Отгадайте загадку:
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.
Весной одевается,
Осенью раздевается.
- О каком зеленом друге говорится в загадке?
- Отгадайте загадку:
Рыжий Егорка
Упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
- Что это?
-Тема нашего урока «Что это за листья?»
- Какова цель нашего урока?»
Организует учащихся на дальнейшую работу.
- У деревьев листья одинаковые?
-Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом ?
- А сейчас вам нужно угадать о каком дереве идет речь?
1) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок.
1) Это дерево живет дольше других деревьев, еще на нем растут желуди?
Дуб - крупное, красивое, могучее листопадное дерево, достигающее 40-50 м в высоту и 2 м в диаметре, доживает иногда до 1000 и более лет.(слайд 1)
- Здесь дуб изображен в летнее время или осеннее?
- А следующая...?(слайд 2)
-Посмотрите. (показ гербария)
-Найдите у себя на парте и покажите дубовый листочек.
- Слушайте следующую загадку…
2) По весне наступит осень,
На опушке и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души.
Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.(слайд 3)
Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы -самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки. (показ гербария)
-Ребята, а почему, если мы сейчас посмотрим на берёзу, то увидим на ней листья и зеленые, и желтые, и светло - зеленые? Как вы думаете?
-Слушайте загадку дальше.
3) А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем.
Лист, его летит звездой. (слайд 4).
- А это что за дерево?
Клен - светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды - крылатки. (показ гербария)
- Первая картинка. Это клен изображен в летнее время или осеннее?( слайд 5)
- А следующая...?
-Посмотрите. (показ гербария)
-Найдите у себя на парте и покажите кленовый листочек.
-
Никто не пугает, а вся дрожит.
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (слайд 6)
Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета - и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.
- Первая картинка. Это осина изображена в летнее время или осеннее?
- А следующая...? ( слайд 7)
-Посмотрите. (показ гербария)
-Найдите у себя на парте и покажите осиновый листочек.
- Ребята, а скажите, кто догадался, почему листья осины уже все почернели, а некоторые даже успели сгнить? (показ)
-Следующее дерево…
5) Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? ( слайд 8)
Рябина - скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина - значит рябая, пестрая.(показ)
- Первая картинка. Это дерево изображено в летнее время или осеннее?
- А следующая...?
-Посмотрите. (показ гербария)
-Найдите у себя на парте и покажите рябиновый листочек.
- Чем отличаются все эти листья?
- Но у листьев есть что-то общее. Каждый лист состоит из черешка и листовой пластины. Если пластинка одна, то лист называется простым.
- Назовите простые листья.
- Если пластинок на одном черешке несколько, то лист называется сложным.
- Назовите сложные листья.
Выполняет упражнения вместе с детьми.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Называет дерево.
- А теперь поиграем в игру «Угадай, чей листок?» (стр.17)
Создает условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Создает проблемную ситуацию.
-Зачем листу черешок? ( Учитель показывает место прикрепления листа к ветке.)
Подумайте, какой лист крепче держится за ветку, зеленый или пожелтевший?
- Догадайтесь, почему?
- Почему листья на зиму опадают?
-Все лето дерево получало через листья энергию, дышало. За лето лист накапливает вещества, которые нужны будут дереву на следующее лето. Листья опадают: они перегнивают за зиму и улучшают почву под деревом, дают ему питательные вещества. Вот дерево и сбрасывает листья на зиму. Кроме того, если бы листья не опадали, на листовую пластинку зимой упало бы много снега. Ветка не выдержала бы такой тяжести и сломалась. Как называется природное явление, когда листья осенью опадают?
-Я показываю лист одного из деревьев и говорю: « Не береза и не тополь, а ...»
-С листьями каких пород деревьев мы сегодня познакомились?
- Какие могут быть цвета у листьев?
- Откройте рабочую тетрадь на стр.17
- По своим наблюдениям раскрась листья так, чтобы слева был лист летней окраски, а справа- осенней.
Задает вопросы
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы ее выполнили?
- Понравился урок?
-В конце нашего урока я бы хотела немного оживить дерево, как думаете что это за дерево?
Показывает ствол дуба, слепленный из пластилина.
- Дуб - это крупное, красивое, могучее листопадное дерево, достигающее 40-50 м в высоту и 2 м в диаметре. Это дерево - долгожитель, живет около 1000 лет.
- Хотелось бы, чтобы наш класс был таким же красивым, сильным и могучим, как это дерево.
- Сейчас каждый возьмите свой дубовый листочек и прикрепите к дереву, и я тоже прикреплю свой листочек.
-Всем спасибо за урок!
-Урок окончен, можете быть свободны.
Отгадывают загадки, формулируют цель урока.
-Лес.
-Это лес.
-Это листочек.
-Учиться определять листья некоторых пород деревьев.
Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки. Осмысливают, выбирают нужный листочек.
-Нет, разные.
-Да, листья стали желтые, красные, бардовые, коричневые.
-Это дуб.
-Летом, т.к. у него листья зеленого цвета.
Осенью, т.к. дуб уже совсем желтый.
-Береза
- Потому что листья на березе опадают длительное время, два месяца.
- Клен.
- В летнее время, т.к. он зеленый.
- В осеннее, т.к. у него листочки красного и желтого цвета.
- Осины.
- В летнее время, т.к. листья еще зеленые.
- Здесь изображено дерево осенью, т.к. листья желто- розового цвета.
- Потому что у осины листочки начинают опадать даже от небольшого ветерка. Рано опадают и быстро портятся.
- Рябина.
- Летнее, т.к. листочки зеленого цвета.
-Осенью, т.к. листья желто- красные и ягода ярко-красная.
- Формой, размером, цветом.
- Дубовый, березовый, осиновый и кленовый.
- Лист рябины.
Отвлечение детей от учебной деятельности. Отдых и расслабление.
Показывают его лист и рисуют. Выполняют задание в рабочей тетради.
Отвечают на поставленные вопросы.
- Зеленый
Ответы детей.
- Листопад.
Учащиеся должны найти такой же лист в своем букете, показать его и назвать породу дерева.
- Дуб, береза, клен, осина, рябина.
- Красный, желтый, зеленый, бардовый, коричневый и т.д..
Отвечают на вопросы, выясняют: добились ли поставленной цели.
- Дуб.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: умение находить ответ на вопрос.
Познавательные: умение находить ответ на вопрос, умение отличать листья распространенных пород деревьев;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные : умение высказывать своё предположение.
Познавательные: умение находить листья распространенных пород деревьев; умение ориентироваться в рабочей тетради. Личностные: самоопределение.
Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные : умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные : умение высказывать своё мнение.
Познавательные: умение находить листья распространенных пород деревьев; умение ориентироваться в рабочей тетради. Личностные: самоопределение.
Коммуникативные : оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) ;
Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
Личностные: самоопределение.
Приложение 1.
Гербарий, представленный породами деревьев: дуб, береза, клен, осина, рябина.
Приложение 2.
Сухие осенние листья дуба, березы, клена, осины, рябины.
Приложение 3.
Презентация о деревьях: дуб, береза, клен, осина, рябина.
(см. ниже)
Приложение 4. Модель ствола дуба из пластилина.
Берёза
Клён
Осина
Рябина