Конспект урока на тему: Фразеологизм

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фассахова Сагида Хатыповна

Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина

Г.Альметьевска РТ

Тел: 89172342398

E-mail: [email protected]

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Пояснительная записка

Урок развития речи в 3 классе.

Предмет: русский язык (развитие речи)

Тема: Устойчивые сочетания слов.



Цель: Иметь представление о фразеологизмах в русском языке, показать различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами;

Уметь объяснять устойчивые словосочетания; находить устойчивые выражения в тексте; подбирать фразеологизмы к рисункам художника. Раскрыть образность и богатство русского языка; расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к русскому языку; познакомить с фразеологическим словарём.

Класс: 3 А

Аннотация: УМК «Планета знаний»

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

Авторский медиапродукт - презентация, 19 слайдов.

Смена слайдов и обозначение правильных ответов происходит по щелчку левой кнопкой мыши.

№ слайдов

Структура урока

Сингапурская структура

ЭЙ АР ГАЙД

Слайды 1

Тема урока

Слайды 2

Вход в тему урока. Управляющая кнопка предназначена для возвращения на последний слайд после объяснения данного фразеологизма.

Слайды 3-4

Объяснение лексического смысла слова «фразеологизм». Достаточно одного щелчка мыши.

Слайды 5-6

Использование фразеологизмов в стихотворениях. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда.

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Слайды 7

Использование фразеологизмов в русских народных сказках. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда.

КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН

Слайды 8

Замена устойчивых выражений свободными. Найти внизу слайда свободное выражение, аналогичное данному фразеологизму и кликнуть по нему мышкой. Чтобы избежать случайной смены слайда, переход к следующему осуществляется по управляющей кнопке.

Слайды 9-12

Объяснить, когда так говорят, нарисовать свой рисунок. Задания данных слайдов можно дать по группам.

Слайды 13

отгадать фразеологизмы по рисункам

Слайды 14

Заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+


ЭЙ АР ГАЙД

Слайды 15

Подведение итога урока. Рефлексия. По управляющей кнопке происходит возврат на второй слайд для объяснения фразеологизма, с которого был начат урок.

МИКС-ПЭА-ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

Слайды 16

Возврат к фразеологизму остаться с носом.

Слайды 17

Знакомство со словарями.

Слайды 18

Знакомство с фразеологизмами других языков одинаковыми значениями.

Слайды 19

Домашняя работа.







Ход урока

ЭЙ АР ГАЙД

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

или «-», если вы не согласны с утверждением.

3.Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.

4. В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

1.Фразеологизмы - это свободные словосочетания.

2.Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания.

3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими.

4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение

5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении.

6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение.


5.Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения. 6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. 7.Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слайд № 2.

Прочитайте четверостишие. О герое из какой сказки говорится?

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом. - Говорится о Журавле из сказки «Лиса и Журавль». - Найдите и прочитайте словосочетания с выделенными словами. Какое значение имеет каждое словосочетание? - Колотил носом, значит стучать носом (клювом) по тарелке. - Остался с носом. Что обозначает это выражение? Давайте разберёмся. Когда так говорят?

Слайд № 3-4. -Ребята, иногда чтобы сказать, что встали очень рано, люди говорят, что встали чуть свет. Давайте попробуем использовать только одно из двух слов: мы встали чуть или мы встали свет. Как вы думаете, нам удалось сохранить значение выражения мы встали очень рано? Какой вывод можно сделать из этого?

Работа в подгруппах.

- Из словосочетаний нельзя убирать слова.


-В русском языке (у каждого народа) есть сочетания слов, которые нельзя разрывать. Вместе они имеют одно целостное значение. А друг без друга они это значение утрачивают. Значение получится, если скажем мы встали чуть свет. Такие неразделимые словосочетания называются устойчивыми сочетаниями слов. (Повторите) По-другому устойчивые словосочетания называют фразеологизмами. (Повторите) Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос. Попробуйте объяснить происхождение этого слова. Фраза (законченное высказывание) и логос (слово, изучение). Работа в подгруппах. Чем мы будем заниматься на уроке? Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками. Их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль. Вернемся к четверостишию. Какое словосочетание употребляется в прямом значении? (Колотил носом). А остался с носом? (В переносном).Слайд №2 Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. Фразеологизмы к нам пришли из далёких-далёких времён. Например, сочетание бить баклуши к нам пришло из Древней Руси. Что оно означало? Брали осиновый обрубок (чурбан) и разбивали на очень мелкие части. Вот эти части называли баклушами (чурки). Работа эта была несложная, простая, лёгкая. А что означает это выражение сейчас? Бездельничать, лодырничать.

Слайд № 5 ТАЙМД-ПЭА-ШЭА Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм: Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь.

- Водой не разольешь или водой не разлить - очень дружны Слайд № 6. Вы наверно заметили, что фразеологизмы очень часто используют поэты. Прочитайте еще отрывки из стихотворений. Подберите подходящие устойчивые сочетания: Товарищ попросит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … … Оказался молодцом, Смог осилить ношу - Не ударил … … И не … …

Выбирай: сесть в галошу, оказать медвежью, не ударить в грязь лицом

Самооценка Слайды № 7. КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН - Очень часто фразеологизмы встречаются и в сказках. Постарайтесь найти их в этих предложениях и объяснить значение выражений. У зайца душа в пятки ушла. Старики во внучке души не чаяли. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам. Закричал петушок во все горло. (Проведем клок баддис. Кому назначили встречу в 9? Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите карточку №2. Подойдите, поприветствуйте, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару. Релли робин. Найдите в предложениях фразеологизмы и объясните смысл. Сначала подумайте, время пошло. Закончили. Начинает тот, кто ниже ростом. У вас 1 минута. Вашу пару послушаем.)

Самооценка.

Слайд № 8. - Прочитайте каждый столбик. Какие из этих выражений вам кажутся интересными? Почему вы так думаете?(Фразеологизмы)
Выпишите по 4 фразеологизма. Подберите к ним из второго столбика слова или словосочетания, которыми можно заменить их и напишите в тетрадях. Время.
Ломать голову неожиданно, вдруг Душа в душу дружно Как снег на голову усиленно думать Сбиться с ног свободный путь Зелёная улица устать

В двух словах очень быстро

Во весь дух очень рано, до рассвета

Ни свет ни заря кратко, просто

С одним фразеологизмом устно составьте предложение. Самооценка Молодцы, вы правильно поняли значение фразеологизмов.

Слайды № 9 (9-12)

- Иногда детям непонятны выражения взрослых. Так и произошло с мальчиком. Услышав фразеологизмы, он понял их по-своему и нарисовал к ним картинки. Давайте посмотрим.

Лить крокодиловы слезы

Лезть в бутылку

Брать быка за рога

Как понял мальчик эти выражения? (В прямом значении.)

Слайды № 13

Отгадайте фразеологизмы по рисункам.

А теперь попробуем отгадать фразеологизмы по рисункам и их объяснить.

Витать в облаках.

Заварить кашу

Водить за нос

Слайд № 14 ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+

Какие советы составили авторы детского журнала «Котенок» с использованием устойчивых словосочетаний.


- Ребята, посмотрите, у меня детский журнал «Котенок» советами для учащихся. Некоторые из них я выписала для вас. Давайте познакомимся с ними. Кто догадался, почему я выписала именно эти советы? (Много фразеологизмов.) Познакомьтесь с заданием.
Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо его тянуть за язык (вынуждать высказываться). Если у вас язык без костей (много болтаете), то в нужные моменты советуем прикусить язык (замолчать).
Слова для справок: вынуждать высказываться, много болтаете, достигнуть взаимопонимания, замолчать.

  • Попробуйте заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями. Как будут звучать советы? Прочитайте их друг другу.

- Проведем финк-райт-раунд робин. Берите карточки №4. Подумайте. Выполните задание письменно. Время пошло (1минута 20 секунд). А теперь обсудите между собой. По часовой стрелке читаем по одному высказыванию. Начинает партнер 2. Читайте вслух 6 стол, 3№. Какой вариант советов звучит ярче, выразительнее? А почему?



Работа в подгруппах. Какую роль играют фразеологизмы в речи?

- Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.

А теперь вернемся к первой карточке.

ЭЙ АР ГАЙД

- Вернемся к нашей таблице. Заполните графу «ПОСЛЕ».

1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

или «-», если вы не согласны с утверждением.

3. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.

4. В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

1.Фразеологизмы - это свободные словосочетания.


2.Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания.


3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими.


4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение


5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении.


6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение.



5. Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

или «-», если вы не согласны с утверждением.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему

______________________________________________________________________________________________________________________________________ - Итак, и изменились ваши убеждения? Почему? - Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас?

О чем мы сегодня говорили на уроке? (О фразеологизмах) Слайд № 15. МИКС-ПЭА-ШЭА

МИКС-ПЭА-ШЭА. Задвинули стульчики, под музыку двигаемся по комнате. Встаньте в пары, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару.

Проведем 1. РЕЛЛИ РОБИН

Что вы узнали о фразеологизмах? Подумайте 10 секунд.

Первый отвечает тот, у кого волосы темнее.

1.Устойчивые сочетания слов по-другому называются фразеологизмами.

2.Во фразеологизмах выражения используются в переносном значении.

3. Устойчивые словосочетания нельзя делить по словам.

4. Фразеологизмы нужно запоминать.

5. Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.

МИКС-ПЭА-ШЭА.

2. РЕЛЛИ РОБИН

Какие фразеологизмы запомнили?

Подумайте. Начинает тот, кто ближе ко мне.

Самооценка


Слайд № 16 Вернёмся к фразеологизму остаться с носом. Можете ли вы теперь объяснить, почему так говорят, хотя подобного действия произвести нельзя? (Это фразеологизм)

Запомните, остаться с носом - потерпеть неудачу. Слайд № 17. Знакомство: - с фразеологическим словарём; - с «Крылатыми словами в стихах и картинках для детей всех возрастов» Андрея Усачева.
Ребята, у каждого народа есть свои фразеологизмы, которые делают речь эмоциональной. Их очень много. Поэтому ученые их собрали в отдельные сборники. Они называются фразеологическими словарями. Познакомьтесь с некоторыми из них. Они есть и в классной библиотеке, и в школьной библиотеке.


Итоговая самооценка.

Слайд № 19 Домашнее задание. Ребята, я подобрала для вас, для самых умных несколько устойчивых словосочетаний. Найдите в фразеологических словарях значение этих выражений. С двумя из них составьте предложения.



© 2010-2022