- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему: Фразеологизм
Конспект урока на тему: Фразеологизм
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фассахова С.Х. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Фассахова Сагида Хатыповна
Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина
Г.Альметьевска РТ
Тел: 89172342398
E-mail: [email protected]
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Урок развития речи в 3 классе.
Предмет: русский язык (развитие речи)
Тема: Устойчивые сочетания слов.
Цель: Иметь представление о фразеологизмах в русском языке, показать различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами;
Уметь объяснять устойчивые словосочетания; находить устойчивые выражения в тексте; подбирать фразеологизмы к рисункам художника. Раскрыть образность и богатство русского языка; расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к русскому языку; познакомить с фразеологическим словарём.
Класс: 3 А
Аннотация: УМК «Планета знаний»
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
Авторский медиапродукт - презентация, 19 слайдов.
Смена слайдов и обозначение правильных ответов происходит по щелчку левой кнопкой мыши.
№ слайдов
Структура урока
Сингапурская структура
ЭЙ АР ГАЙД
Слайды 1
Тема урока
Слайды 2
Вход в тему урока. Управляющая кнопка предназначена для возвращения на последний слайд после объяснения данного фразеологизма.
Слайды 3-4
Объяснение лексического смысла слова «фразеологизм». Достаточно одного щелчка мыши.
Слайды 5-6
Использование фразеологизмов в стихотворениях. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда.
ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Слайды 7
Использование фразеологизмов в русских народных сказках. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда.
КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН
Слайды 8
Замена устойчивых выражений свободными. Найти внизу слайда свободное выражение, аналогичное данному фразеологизму и кликнуть по нему мышкой. Чтобы избежать случайной смены слайда, переход к следующему осуществляется по управляющей кнопке.
Слайды 9-12
Объяснить, когда так говорят, нарисовать свой рисунок. Задания данных слайдов можно дать по группам.
Слайды 13
отгадать фразеологизмы по рисункам
Слайды 14
Заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями.
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+
ЭЙ АР ГАЙД
Слайды 15
Подведение итога урока. Рефлексия. По управляющей кнопке происходит возврат на второй слайд для объяснения фразеологизма, с которого был начат урок.
МИКС-ПЭА-ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)
Слайды 16
Возврат к фразеологизму остаться с носом.
Слайды 17
Знакомство со словарями.
Слайды 18
Знакомство с фразеологизмами других языков одинаковыми значениями.
Слайды 19
Домашняя работа.
Ход урока
ЭЙ АР ГАЙД
1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2.В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,
или «-», если вы не согласны с утверждением.
3.Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
4. В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.
ДО
Утверждения
ПОСЛЕ
1.Фразеологизмы - это свободные словосочетания.
2.Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания.
3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими.
4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение
5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении.
6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение.
5.Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения. 6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. 7.Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слайд № 2.
Прочитайте четверостишие. О герое из какой сказки говорится?
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом. - Говорится о Журавле из сказки «Лиса и Журавль». - Найдите и прочитайте словосочетания с выделенными словами. Какое значение имеет каждое словосочетание? - Колотил носом, значит стучать носом (клювом) по тарелке. - Остался с носом. Что обозначает это выражение? Давайте разберёмся. Когда так говорят?
Слайд № 3-4. -Ребята, иногда чтобы сказать, что встали очень рано, люди говорят, что встали чуть свет. Давайте попробуем использовать только одно из двух слов: мы встали чуть или мы встали свет. Как вы думаете, нам удалось сохранить значение выражения мы встали очень рано? Какой вывод можно сделать из этого?
Работа в подгруппах.
- Из словосочетаний нельзя убирать слова.
-В русском языке (у каждого народа) есть сочетания слов, которые нельзя разрывать. Вместе они имеют одно целостное значение. А друг без друга они это значение утрачивают. Значение получится, если скажем мы встали чуть свет. Такие неразделимые словосочетания называются устойчивыми сочетаниями слов. (Повторите) По-другому устойчивые словосочетания называют фразеологизмами. (Повторите) Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос. Попробуйте объяснить происхождение этого слова. Фраза (законченное высказывание) и логос (слово, изучение). Работа в подгруппах. Чем мы будем заниматься на уроке? Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками. Их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль. Вернемся к четверостишию. Какое словосочетание употребляется в прямом значении? (Колотил носом). А остался с носом? (В переносном).Слайд №2 Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. Фразеологизмы к нам пришли из далёких-далёких времён. Например, сочетание бить баклуши к нам пришло из Древней Руси. Что оно означало? Брали осиновый обрубок (чурбан) и разбивали на очень мелкие части. Вот эти части называли баклушами (чурки). Работа эта была несложная, простая, лёгкая. А что означает это выражение сейчас? Бездельничать, лодырничать.
Слайд № 5 ТАЙМД-ПЭА-ШЭА Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм: Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь.
- Водой не разольешь или водой не разлить - очень дружны Слайд № 6. Вы наверно заметили, что фразеологизмы очень часто используют поэты. Прочитайте еще отрывки из стихотворений. Подберите подходящие устойчивые сочетания: Товарищ попросит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … … Оказался молодцом, Смог осилить ношу - Не ударил … … И не … …
Выбирай: сесть в галошу, оказать медвежью, не ударить в грязь лицом
Самооценка Слайды № 7. КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН - Очень часто фразеологизмы встречаются и в сказках. Постарайтесь найти их в этих предложениях и объяснить значение выражений. У зайца душа в пятки ушла. Старики во внучке души не чаяли. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам. Закричал петушок во все горло. (Проведем клок баддис. Кому назначили встречу в 9? Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите карточку №2. Подойдите, поприветствуйте, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару. Релли робин. Найдите в предложениях фразеологизмы и объясните смысл. Сначала подумайте, время пошло. Закончили. Начинает тот, кто ниже ростом. У вас 1 минута. Вашу пару послушаем.)
Самооценка.
Слайд № 8. - Прочитайте каждый столбик. Какие из этих выражений вам кажутся интересными? Почему вы так думаете?(Фразеологизмы)
Выпишите по 4 фразеологизма. Подберите к ним из второго столбика слова или словосочетания, которыми можно заменить их и напишите в тетрадях. Время.
Ломать голову неожиданно, вдруг Душа в душу дружно Как снег на голову усиленно думать Сбиться с ног свободный путь Зелёная улица устать
В двух словах очень быстро
Во весь дух очень рано, до рассвета
Ни свет ни заря кратко, просто
С одним фразеологизмом устно составьте предложение. Самооценка Молодцы, вы правильно поняли значение фразеологизмов.
Слайды № 9 (9-12)
- Иногда детям непонятны выражения взрослых. Так и произошло с мальчиком. Услышав фразеологизмы, он понял их по-своему и нарисовал к ним картинки. Давайте посмотрим.
Лить крокодиловы слезы
Лезть в бутылку
Брать быка за рога
Как понял мальчик эти выражения? (В прямом значении.)
Слайды № 13
Отгадайте фразеологизмы по рисункам.
А теперь попробуем отгадать фразеологизмы по рисункам и их объяснить.
Витать в облаках.
Заварить кашу
Водить за нос
Слайд № 14 ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+
Какие советы составили авторы детского журнала «Котенок» с использованием устойчивых словосочетаний.
- Ребята, посмотрите, у меня детский журнал «Котенок» советами для учащихся. Некоторые из них я выписала для вас. Давайте познакомимся с ними. Кто догадался, почему я выписала именно эти советы? (Много фразеологизмов.) Познакомьтесь с заданием.
Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо его тянуть за язык (вынуждать высказываться). Если у вас язык без костей (много болтаете), то в нужные моменты советуем прикусить язык (замолчать).
Слова для справок: вынуждать высказываться, много болтаете, достигнуть взаимопонимания, замолчать.
- Попробуйте заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями. Как будут звучать советы? Прочитайте их друг другу.
- Проведем финк-райт-раунд робин. Берите карточки №4. Подумайте. Выполните задание письменно. Время пошло (1минута 20 секунд). А теперь обсудите между собой. По часовой стрелке читаем по одному высказыванию. Начинает партнер 2. Читайте вслух 6 стол, 3№. Какой вариант советов звучит ярче, выразительнее? А почему?
Работа в подгруппах. Какую роль играют фразеологизмы в речи?
- Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.
А теперь вернемся к первой карточке.
ЭЙ АР ГАЙД
- Вернемся к нашей таблице. Заполните графу «ПОСЛЕ».
1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,
или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
4. В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.
ДО
Утверждения
ПОСЛЕ
1.Фразеологизмы - это свободные словосочетания.
2.Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания.
3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими.
4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение
5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении.
6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение.
5. Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,
или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему
______________________________________________________________________________________________________________________________________ - Итак, и изменились ваши убеждения? Почему? - Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас?
О чем мы сегодня говорили на уроке? (О фразеологизмах) Слайд № 15. МИКС-ПЭА-ШЭА
МИКС-ПЭА-ШЭА. Задвинули стульчики, под музыку двигаемся по комнате. Встаньте в пары, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару.
Проведем 1. РЕЛЛИ РОБИН
Что вы узнали о фразеологизмах? Подумайте 10 секунд.
Первый отвечает тот, у кого волосы темнее.
1.Устойчивые сочетания слов по-другому называются фразеологизмами.
2.Во фразеологизмах выражения используются в переносном значении.
3. Устойчивые словосочетания нельзя делить по словам.
4. Фразеологизмы нужно запоминать.
5. Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.
МИКС-ПЭА-ШЭА.
2. РЕЛЛИ РОБИН
Какие фразеологизмы запомнили?
Подумайте. Начинает тот, кто ближе ко мне.
Самооценка
Слайд № 16 Вернёмся к фразеологизму остаться с носом. Можете ли вы теперь объяснить, почему так говорят, хотя подобного действия произвести нельзя? (Это фразеологизм)
Запомните, остаться с носом - потерпеть неудачу. Слайд № 17. Знакомство: - с фразеологическим словарём; - с «Крылатыми словами в стихах и картинках для детей всех возрастов» Андрея Усачева.
Ребята, у каждого народа есть свои фразеологизмы, которые делают речь эмоциональной. Их очень много. Поэтому ученые их собрали в отдельные сборники. Они называются фразеологическими словарями. Познакомьтесь с некоторыми из них. Они есть и в классной библиотеке, и в школьной библиотеке.
Итоговая самооценка.
Слайд № 19 Домашнее задание. Ребята, я подобрала для вас, для самых умных несколько устойчивых словосочетаний. Найдите в фразеологических словарях значение этих выражений. С двумя из них составьте предложения.