Конспект урока Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя: Широкова Валентина Александровна

Класс: 3К-1

Дата: 21.09.2015

Предмет: русский язык Тема урока: : Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания. Цели урока: -

образовательная : , формулировать обобщённое правило написания букв, обозначающих парные согласные звуки в конце и середине слова;

развивающая: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами согласных в конце и середине слова;

воспитательные: воспитание познавательного интереса к русскому языку ,самостоятельности ,способности к коллективной работе; деятельностная: находить орфограмму-букву согласного в середине слова, формировать у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
-

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι .Мотивация

(самоопределение)к учебной

деятельности

II Актуализация знаний.


Вот книжки на столе ,а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 4 1. Анализ творческих работ. Работа над ошибками. 2. Введение в тему урока. - Прочитайте слова. Какая орфограмма есть в большинстве слов? Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.) Повязка - коляска, гриб - хрип, подружка - ватрушка, клюв - жираф, круг - крюк, городки - молотки, лимон - бульон. - Выпишите пары согласных по глухости - звонкости. - В какой части слова они находятся? (В корне.) - Нарисуйте над буквами знак корня. Образец записи: з-с, б-п, ж-ш, в-ф, г-к, д-т.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙI.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
1 3 3 4 - Сформулируйте тему урока. (Правописание букв согласных в корне слова.) - Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми.Конспект урока Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) - Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1. Наблюдение над произношением согласных звуков и написанием букв согласных в корнях с чередованием. •Образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Напишите их. Шагать,стучать,грузить,клевать,сторожить,обедать, морозить,просить.
- Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова.) - В чём особенность этих корней? (В них есть чередование согласных.) - Какой звук обозначает каждая выделенная буква? - В каких словах есть знакомая вам орфограмма? (С буквой согласного в конце слова.) - Что происходит с согласным звуком в конце слова? (Оглушается.) - А в середине слова? (Тоже оглушается.) - Назовите соответствующие пары. ([ж//ш], [з//с]) - На какой согласный меняется звук, обозначенный буквой с в слове просьба? ([з]) - Как вы думаете, почему это происходит? Подсказка: сравните по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.
- В каких ещё случаях может происходить оглушение? (Перед глухим согласным.) - Попробуйте сформулировать, что такое озвончение. (Замена глухого согласного на звонкий перед звонким.) - Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова? Ученики пробуют: снежки - снежок, подружка - подружек, сказка - сказать, лужки - лужок. 2. Ответы на вопросы на с. 37 с выведением общего правила написания букв для обозначения парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце и середине слова. Чтобы проверить букву согласного в середине слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного будет гласный звук. Парные согласные-самые опасные! В корне ты их проверяй- Рядом гласный подставляй!
3. Проверка выводов. • Упр. 47 - поиск новой орфограммы-буквы согласного в середине слова по признаку - соседству парных по глухости-звонкости звуков в слове. Запись слов с комментированием, обозначение орфограммы. 4. Физкультминутка. Поднимает руки класс-это «раз», Повернулась голова-это «два», Руки вниз, вперед смотри -это»три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать -это «пять». Всем ребятам тихо сесть -это «шесть».

5. Работа над правилом. - Прочитайте правило (с. 37). - Когда мы сомневаемся, какую букву согласного надо писать? - Какие именно согласные звуки требуют проверки? - Как можно проверить написание согласных? Приведите свои примеры. - Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните с выводом в серой рамке на этой же странице учебника. - Назовите проверочные слова из выполненных упражнений: когда мы подбирали их, изменяя само это слово; когда подбирали однокоренные. 6. Цифровой диктант. - Есть два способа подбора проверочных слов. Прочитайте первый, а затем второй способ. Будьте внимательны: я называю два слова с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру «1» или «2». Сказка - сказочка, дуб - дубы, мороз - морозы, загадка - загадочка, сливки - сливочный. В тетради запись: 2, 1, 1, 2, 2.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Развитие умений - применение знания.
1 5 4 2 1 Работа по учебнику. • Упр. 48. Выполняется по инструкции. Образец выполнения: 1. Произнесём слово скользкий. В этом слове мы слышим три согласных звука подряд в середине слова: [л'], [с], [к']. Среди них есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять. 2. Подбираем проверочное слово. Скользит, перед гласным [и] слышим [з']. 3. Пишем букву з. 4. Записываем слово, обозначаем орфограмму. Скользит - скользкий. Слово озноб. В конце слова слышим парный глухой согласный звук [п]. Проверочное слово знобит. Перед [и] слышим [б']. Пишем букву б. Обозначаем орфограмму. Знобит - озноб.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
-Конспект урока Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)Конспект урока Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

V. Итог урока.



Выполнение задания № 3, тема 2 в «Рабочей тетради». - Докажите, что в выбранном вами варианте ответа есть изученная сегодня на уроке орфограмма. - Какие два условия должны выполняться, чтобы в середине слова была орфограмма-буква согласного? (Соседство двух согласных, эти согласные должны быть парными по глухости-звонкости.) 4 4

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?

VΙ. Домашнее задание.



Упр. 3, с. 42.

Деятельность учеников:
- Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

7

© 2010-2022