Разработка урока обучения грамоте на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуРазработка урока обучения грамоте на темуКонспект урока

по обучению грамоте

в 1 «А» классе

МОУ «Гимназия №31»

г. Саратова

(с использованием мультимедийной программы)


Тема урока:

«Роль фонемы в образовании слова.

Слова - указатели.

Связь слов в предложении (согласование в роде и числе)».


Учитель: Гуркина Светлана Анатольевна

(высшая квалификационная категория)

Цели и задачи:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (наблюдение, сравнение, анализ, классификация).

  2. Развивать специальные умения и навыки:

распознавать звуки и буквы их обозначающие;

организовывать наблюдение над фонетическими соответствиями: соответствие звуков и их обозначение буквами;

создавать условия для выявления смыслоразличительной роли звуков в речи и ударения;

создавать условия для понимания лексического значения слов;

развернуть исследовательскую деятельность по наблюдению за изменением слова при изменении фонемы;

организовывать ситуацию для написания предложения

с большой буквы;

  1. Формировать приёмы поиска информации в книге;

  2. Формировать стратегию поведения ученика с новым понятием, новым, незнакомым словом;

  3. Формировать навык чтения;

  4. Учить приобретать опыт высказывания суждений, их аргументации;

  5. Воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Оборудование:

  1. Компьютер и мультимедийная установка;

  2. Учебник Н.В. Нечаева «Азбука»;

  3. Касса букв

  4. Мера помощи (карточки: он, она, они, мы);

  5. Фонограмма песни;

  6. Карточки слогов и слов;

  7. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»;

  8. Фразеологический словарь русского языка.

  9. Карточки двустиший;

  10. Предметная картинка «вилы»

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Звучит фонограмма мелодии «Чему учат в школе»

(Учитель поёт)

Вновь нас Азбука зовёт

В увлекательный поход

К новым знаньям

И сегодня мы готовы:

Наблюдать и рассуждать,

Трудности преодолевать,

Помогать друг другу мы

Готовы снова.


  1. Актуализация знаний.

Учитель Мы продолжаем работу над проектом «Весёлая Азбука». Разрешите показать новые стихи.

(2 хорошо читающих ученика читают с карточек 2 двустишья)

1 ученик (читает) Вегемот разинул рот,

Вулки просит вегемот.

Учитель Ничего не поняла. Ты правильно всё прочитал?

Ученик Да.

Учитель А у тебя?

2 ученик (читает) Боробей просил борону

Бызвать болка к телефону.

Учитель. Я не могу понять, что произошло.

Дети. Звук [Б] из одного двустишия нужно поменять со звуком [ В] из другого двустишия.

Учитель Какие буквы их обозначают?

Дети Буквы Б и В.

(на доске появляются буквы Б - В)

Учитель Убедимся в правильности ваших предположений

Открываем «Азбуку» на странице 40.


  1. Чтение стихов, звуко - буквенный анализ слов.

  1. Первичное восприятие стихов.

Учитель Вооружимся карандашом.

а) Первичное чтение

(учитель читает первое двустишие из «Азбуки» - стр. 40)

Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

Учитель Найдите и подчеркните буквы Б в данном двустишии.

Сколько раз встретилась буква?

Дети Буква Б встретилась 3 раза.

Учитель Какие звуки обозначает буква Б?

Дети В слове «бегемот» буква Б обозначает мягкий согласный звук.

В слове «булки» буква Б обозначает твёрдый согласный звук.

(учитель читает второе двустишие из «Азбуки» - стр. 40) )

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Учитель Найдите и подчеркните буквы В в данном двустишии.

Сколько раз встретилась буква?

Дети Буква В встретилась 4 раза.

А я не согласна, потому что в слове «вызвать» буква В встретилась 2

раза. Значит всего 5 раз встречается буква В.

Учитель. Какие звуки обозначает буква В?

Дети Во всех словах звук [В] твёрдый.

Учитель А какой звук может буква ещё обозначать?

Дети Звук может быть мягкий.


  1. Работа над двустишиями.

Учитель Кто может и хочет прочитать эти двустишия?

(читают хорошо читающие ученики)

Учитель Что можете сказать о них?

Дети 1-ое двустишие немножко смешное.

Бегемот смешно разинул рот.

А мне показалось смешно, что бегемот просит булки.

А 2-ое двустишие, наверное из сказки

На самом деле воробей не может разговаривать по телефону и

разговаривать с волком.

  1. Составление и чтение слогов и слов.

  1. Составление и чтение слогов.

Учитель Какие буквы, изученные нами и обозначающие согласные звуки продолжат ряд Б - В?

(буквы Б - В вывешены не доске)

Поставьте изученные буквы в наборное полотно.

(дети ставят буквы Б В Н М Л Р Й)

Учитель Составьте из данных букв слоги.

Дети Это невозможно. Здесь нет гласных.

Учитель Какие гласные вы хотите пригласить, чтобы образовался слог? Поставьте их на вторую строку наборного полотна.

(дети ставят гласные А О У Ы И)

Учитель Можно ли сейчас выполнить задание.

Дети Да.

Учитель Составьте любые несколько слогов.

(дети в наборном полотне составляют несколько своих слогов)

Учитель Прочитайте свои слоги

(дети читают свои слоги, на доску выставляются названные слоги)

НО РЫ РА ЛО ВУ ВА БО БИ и др.


  1. Составление слов из слогов и их чтение (парная работа).

Учитель Используя прочитанные вами слоги составьте слова. Работайте в паре. Прочитайте получившиеся у вас слова.

(дети читают по 1-2 слова, которые получились в парной работе и

все эти слова записываются на доске)

Дети Нора, баба, рама, лама, мама, рыба и др.

Учитель Прочитаем слова по слогам - хором.

(дети читают слова по слогам хором)

Учитель Что общего в этих словах?

Дети Во всех слова по 2 слога.


  1. Роль фонемы в образовании новых слов.

(работа по «Азбуке» на странице 40)

Задание:

Найди и подчеркни выделенные слова. Раздели слова на слоги.

ВИЛЫ

ВИЛИ ВОЛЫ ВИЛЫ БИЛИ ВИЛИ ВИЛЫ

БАРИН

БАРАН БУРАН БАРИН БОРИН БУРУН

*Бурун - пенящаяся волна над мелким местом водоёма.

Учитель Найдите в «Азбуке» слова ВИЛЫ, подчеркните его.

Что оно обозначает?

Дети (затрудняются ответить)

(выставляется предметная картинка «вилы» и «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Учитель Толкование слова «вилы» мы найдём в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова)

(ученик читает)

«Вилы - это сельскохозяйственное орудие - несколько длинных зубьев на деревянной рукояти».

(Учитель читает 1-ую строку).

Учитель Что скажете об этих словах.

Дети Все слова разные.

Учитель Прочитаем слова и проведём исследование, чем каждое слово отличается от слова «ВИЛЫ».

1-ое слово по слогам читает Алла.

(Алла читает слово «ВИЛИ»

Мы все читаем хором, с ударением.

(хором читает весь класс)

Что изменилось?

Дети Была последней буква Ы, а стала буква И.

(аналогично проводится работа с каждым словом)

Учитель Как получались новые слова?

Дети Менялось ударение в словах.

Менялась одна буква.

А я заметила, что менялись две буквы.

Учитель (обобщает ответы детей и делает вывод)

Изменяя в слове букву или ударение можно получить новое слово.

Какие слова вам показались незнакомы?

Дети Я не понял слово «ВИЛЫ».

Учитель. Кто знает значение этого слова?

Дети А такого слова не существует.

Учитель Обратите внимание, не всегда, изменяя в слове букву, или меняя ударение, можно получить новое слово с новым значением.

Учитель А можно ли проследить такую закономерность во второй сроке?

Исследуем эти слова.

(учитель читает вторую строку)

(работа проводится аналогично)

Физминутка.


  1. Восстановление предложения (слова - указатели).

  1. Чтение слов - указателей.

Учитель Посмотрите, какие важные слова выделены в «Азбуке» синим цветом.

(слова: ОН, ОНА, ОНИ, МЫ)

Прочитаем их

Задание: - хором (дети читают: ОН, ОНА, ОНИ, МЫ)

- по 1 человеку слева направо (чтение цепочкой 4

человека: ОН, ОНА, ОНИ, МЫ)

- по 1 человеку справа налево(чтение цепочкой 4

человека: МЫ, ОНИ, ОНА, ОН)

- то слово, которое заменяет слово «мальчик» (1 ученик

читает слово ОН)

- каким словом можно заменить имя «Оля» (1 ученик

читает слово ОНА)

- если Данила и Карина сидят вместе, какое

слово нужно прочитать (1 ученик читает слово ОНИ)

- а если нужно прочитать всем, то нам поможет слово

(хором читают МЫ)

  1. Игра (физминутка)

(дети встают после произношения слов: ОН - встают мальчики, ОНА -

встают девочки, ОНИ, МЫ - встают все)


  1. Восстановление предложений.

Учитель А вот какое задание предлагает автор. Я вам прочитаю.

(задание из Азбуки на странице 40)

Задание.

Впиши подходящие по смыслу слова.

БЫЛА У АННЫ .

БЫЛ У ВОВЫ .

БЫЛИ У БОРИ .

Учитель Подумайте, что должно получится?

Дети Это схемы предложений.

Есть некоторые слова в предложениях

Должны получиться предложения.

Учитель Почему схема предложения начинается с вертикальной черты?

Дети Я знаю, что эта черта обозначает большую букву.

А я знаю, что начало предложения пишется с большой буквы.

Учитель Будьте внимательны.

Кто сможет сам выполнить задание, вставить слова - указатели?

(Несколько учеников приступают к самостоятельной работе)

Кому нужна помощь?

(предлагается «мера помощи»)

У вас есть 4 карточки со словами: ОН, ОНА, ОНИ, МЫ . Вы можете сначала поставить карточку со словом, прочитать предложение и подумать, подходит оно или нет. Потом записать подходящее слова.

Учитель Вспомните, с какой буквы будете писать 1 слово?

Проверка (с помощью мультимедийного аппарата). - слайд 1

была у Анны .

был у Вовы .

были у Бори .

Учитель Прочитайте 1-е предложение.

Ученик(читает) Она была у Анны.

(на слайде выходит слово - указатель ОНА) - слайд 2

Она была у Анны .

Учитель Какое слово помогло тебе это понять? Объясни.

Ученик Мне помогло слово «была»

Учитель Прочитайте 2-ое предложение

Ученик (читает) Он был у Вовы.

(аналогично разбирается 2-ое предложение)

Он был у Вовы .

(при разборе 3-его предложения возникает коллизия)

Учитель Прочитайте 3-е предложение.

Ученик (читает) Мы были у Бори.

(на слайде выходит слово - указатель - ОНИ)

(Отвечающий ученик в замешательстве, но дети сразу предлагают

другой вариант ответа)

Дети Может быть такое предложение « Они были у Бори»

(на слайде появляются 2 варианта одного предложения)

Они были у Бори .

Мы были у Бори .

Учитель Почему получилось несколько вариантов предложения.

Дети Подходит 2 слова.

Со словом «были» можно прочитать слово ОНИ и слово МЫ

Физминутка.

  1. Загадки.

(Учитель читает задание и загадки из «Азбуки» на странице 40)

Задание:

Я весь покрыт иголками - Я вся покрыта колкими

Колкими, колкими. Зелёными иголками.

Выбери отгадки. Предложи свои.

Разработка урока обучения грамоте на тему

Дети К первой загадке отгадка «ёжик», про него можно сказать «весь» и

«колкий».

А я думаю, что отгадка «кактус», он тоже «весь колкий».

Ко второй загадке подходит «ёлка и расчёска», про них говорят «вся»

Нет, «расчёска» не подходит, она же не зелёная. Зелёная может быть

только ёлка.

Учитель Предложите свои отгадки.

(дети предлагают отгадки: дикобраз, шип, стебель розы)


  1. «Крылатые фразы»

Учитель Ребята, мне так понравилось стихотворение о бегемоте С.Я. Маршака.

Почему бегемот так широко разевает или открывает рот? - слайд 3

Разработка урока обучения грамоте на тему

Учитель …………..

Учитель А про человека можно сказать «разинул рот» или «открыл рот»?

- слайд 4

Разработка урока обучения грамоте на тему

Нам поможет узнать значение этой фразы новый словарь. Это «Школьный фразеологический словарь русского языка».

(учитель предлагает детям несколько вариантов значений фразеологизма)

  1. Начинать говорить, высказываться.

  2. Не соглашаться, резко возражать.

  3. Слушать с жадностью, удивлением.

  4. Крайне удивляться, приходить в изумление.

  5. Быть крайне невнимательным, рассеянным.

  6. Зазевавшись, переставать делать что-либо.


  1. Рефлексия.

Учитель Какие новые знания вы открыли сегодня для себя?

Дети Я узнала, почему бегемот открывает широко рот.

Мне было интересно подбирать слова, потому что получились разные

предложения.

Я никогда не слышал, что есть слово «вилы» и что оно обозначает.

Учитель За что можете себя похвалить?

Дети Мы дружно работали.

Я был внимательным и много отвечал.

У меня получилось составлять слова.

Учитель А кто про себя может сказать: «Я сидел или сидела, открыв рот»?

Почему?

Дети Было интересно.

(звучит фонограмма мелодии «Чему учат в школе»

(учитель поёт)


Сможем всё преодолеть,

Нужно только захотеть.

И хотя бывает трудно на уроке.

Постараемся найти

Все возможные пути

Чтобы быть уверенным в своем успехе.

Учитель Урок окончен.



© 2010-2022