Урок «Концевая разделка гибкого кабеля КГШЭ.»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

производственного обучения

Дата: 05.08 .2013год

Мастер п/о: Макарьева Наталья Ивановна

Профессия: «Ремонтник горного оборудования»

Группа: 224

Раздел программы: Электромонтажные работы.

Тема урока: Концевая разделка гибкого кабеля КГШЭ с вводом в коробку пускателя ПВИ 125Б, ПВИ 125БТ,

ПВИ 250БТ.

Методическая цель:

распространение передового педагогического опыта, оценка результативности обучения.

Цель урока: формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС и рабочей документацией при выполнении электромонтажных работ при разделке гибкого кабеля КГШЭ с вводом в коробку пускателя ПВИ 125Б, ПВИ 125БТ, ПВИ 250БТ.

Задачи урока: 1.Научить обучающихся правильной, последовательной и качественной разделке кабеля с последующим вводом его в коробку пускателя. Закрепить знания, полученных обучающимися на предыдущих занятиях о свойствах и марках кабелей, правила безопасного условия труда.
2.Развить у обучающихся профессиональные навыки и умения необходимые для трудовой деятельности; мышление, творческий подход к реализации своих идей в процессе работ.
4.Воспитать чувство ответственности за качественное выполнение электро монтажных работ, бережного отношения к оборудованию, инструменту.
5.Развитие моторных навыков при самостоятельном выполнении электромонтажных работ.

Тип урока: Формирование трудовых приемов и навыков.

Метод урока: Наглядно - демонстрационный

Форма обучения: Бригадная

КМО УРОКА И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Технологическая карта разделки кабеля. Стенд «Виды кабелей».

Плакат «Конструкция кабеля КГШЭ». Кабель КГШЭ. Макеты пускателей. Инструменты: ножи монтажные, плоскогубцы, ключи торцевые10*12, 10*13, 12*14, 14*17, 17*19, 19*22, кусачки, молоток, зубило.

Межпредметные связи:

Техническое черчение: «Нанесение размеров, допуски и посадки»

Материаловедение: «Проводниковые изделия»

Устройство и эксплуатация ПО: «Электромонтажные работы»

ХОД УРОКА

Организационный момент - 5 минут

Проверка явки обучающихся и их готовности к выполнению работ в соответствии с требованиями ТБ, назначение дежурных.

Вводный инструктаж - 35 минут

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и плана его проведения.

- Урок будет проходить в форме соревнования между бригадами. Группа делится на 2 бригады. Для подведения итогов создадим жюри из 2 обучающихся и мастера п/о.

- Каждой бригаде по очереди задаются вопросы по предыдущей теме урока. За каждый правильный ответ бригада получает 1 балл. Жюри фиксирует ответы.

2.Актуализация знаний.

1этап - Блиц опрос


1 бригада

2 бригада

Вопрос: Что называется кабелем?

Вопрос: Перечислите виды кабелей по назначению и конструкции защитной оболочки.

Ответ: Кабелем называют системы нескольких токовых жил, изолированных друг от друга и заключенных в общую оболочку.

Ответ: Кабели по назначению делятся на силовые, контрольные и кабели связи. По конструкции защитной оболочки бывают бронированные, гибкие и особо гибкие.

Вопрос: Для чего предназначены силовые, контрольные и кабели связи?

Вопрос: Назовите область применения бронированных, гибких и особо гибких кабелей?

Ответ: Силовые - для питания и распределения эл. энергии. Контрольные - для целей управления, защиты и измерения. Кабели связи - для различных видов связи.

Ответ: Бронированных и гибких - для питания стационарных объектов. Гибкие кабели - для питания передвижных механизмов. Гибкие и особо гибкие кабели - для питания передвижных механизмов и различного ручного инструмента.

Вопрос: Расшифруйте обозначение кабеля КГШЭ 3*95 3 *25 1*16 .

Вопрос: Используя плакат, расскажите конструкцию кабеля КГЭШ.

Ответ: Кабель гибкий экранированный шахтный, три основных жилы с сечением 95 мм2 ,три вспомогательные жилы с сечением 25 мм2 и одна заземляющая жила с сечением 16 мм2.

Ответ: Кабель КГШЭ - семижильный, 3 основные жилы, 3 вспомогательные, 1 заземляющая жила, изоляция, экран и шланговая оболочка.

Вопрос: Требование ТБ при подборе уплотнительных колец.

Вопрос: Назовите назначение экрана.

Ответ: Согласно ТБ разность внутреннего диаметра кольца и нужного, = 2 мм не зависимо от диаметра, кабеля. Разность между наружным диаметром уплотнительного кольца и внутреннего диаметра вводного отверстия до 20=1 мм; 60=2 мм; 80=3мм.

Ответ: Экран выполняет защитную функцию. При механическом повреждении кабеля нарушается изоляция, соприкосновение которых с экраном обеспечивает отключение поврежденного кабеля от сети еще до возникновения между фазного замыкания.

Вопрос: Чем обеспечивается взрывобезопасность оборудования?

Вопрос: Какие требования ТБ выполняются при эл. монтажных

работах ?

Ответ: Конструкцией и исполнением корпуса. Герметизацией крышки пускателя. Путем подбора уплотнительных колец на кабеле, заглушек для не задействованных отверстий.

Ответ: Организационные мероприятия - наряд; допуск; инструкции. Тех. мероприятия - отключение источника питания, вывесить табличку: « Не включать работают люди», проверить индикатором напряжение, произвести замер газа, заземлить, вывесить плакат: «Заземлено», приступить к работе. По окончанию работы выполнить все действия в обратном порядке. Закрыть наряд.

(Жюри подводит итог первого этапа соревнований)

2 -этап

С помощью карточек составить цепочку последовательности действий ввода кабеля в коробку пускателя.

( В этом конкурсе участвуют по одному участнику из каждой бригады.

Оценивается правильность цепочки и скорость выполнения)

- разделка кабеля

- снятие крышки

- муфта

- уплотнительное кольцо

- ввод кабеля

- зажим концов кабеля

- крепление муфты и прижимной планки

- проверка наличия заглушек

-проверка правильности подключения кабеля

- установка крышки

(Жюри подводит итог второго этапа соревнования)

3 - этап

Определить марки кабелей ГРШЭ, КГШЭ, КОГВШЭ, ТАШС.

(Жюри подводит итог третьего этапа соревнования)

4 - практический

ТБ при работе: ( инструктаж мастера п/о)

Для практического этапа соревнования, вам потребуется:

  1. Знания ТБ при разделке гибкого кабеля

- работать только с исправным инструментом;

- соблюдать дисциплину (передавать нож только ручкой, а не острием);

- правильная организация рабочего места (ничего лишнего на столе);

- отключить пускатель, заблокировать разъединитель;

- снять напряжения с пускателя, к которому будет подсоединяться кабель;

- повесить предупредительный плакат: «Не включать работают люди»;

- замерить процентное содержание метана, шахтным интерферометром ШИ - должно быть не более 1% , вывесить плакат: «Заземлено» ;

- перед подключением кабеля к пускателю, убедится в отсутствии напряжения - индикатором ПИН - 90;

- не производить укорачивания жил на торцевых поверхностях пускателя;

- иметь в наличии диэлектрические перчатки;

2. Технологическая карта разделки кабеля с последующим вводом его в коробку пускателя:

- произвести внешний осмотр кабеля на отсутствие механических повреждений шланговой оболочки ее прожогов;

- проверить мегаометром сопротивление изоляции жил;

- наносится размер и выполняется кольцевой надрез, при выполнении надреза в этом месте делается изгиб кабеля;

- на шланговой оболочке разделываемого конца кабеля выполняется вырезка полоски шириной 20-30 мм;

- выравнивается надрезанная полоска и снимается остальная часть шланговой оболочки;

- для оконцевания снимается изоляция с концов жил;

- оконцовываем жилы и изолируем заземляющую жилу;

- снимаем экран с жил до корешка разделки кабеля;

- на разделанный конец кабеля надевается муфта, затем уплотнительное кольцо и кабель вводится в вводную коробку пускателя;

- концы кабеля крепятся на зажимы шпилек, обеспечивая плотный электрический контакт. Крепятся муфта и прижимная планка, чтобы не выдергивался кабель.

Перед установкой крышки на вводную коробку проверяются места уплотнения крышки и коробки ( при необходимости зачищаются и смазываются техническим вазелином) проверяется наличие заглушек на неиспользованных вводах и правильность подключения кабеля.

Текущий инструктаж - 120 минут

  1. Распределение обучающихся по рабочим местам.

2. Целевые обходы мастера п/о и жюри:

- проверить организацию рабочего места;

- проверить правильность пользования инструментом;

- проверить соблюдение правильности и последовательности подключения гибкого кабеля ГРШЭ с вводом в коробку пускателя;

- проверить соблюдение ТБ при работе;

- оказать помощь обучающимся , при затруднении выполняемых работ.

Заключительный инструктаж -20мин

- сообщение о достижении цели урока;

- подведение итогов соревнования;

- разбор типичных ошибок, допущенных обучающимися при выполнении данных работ;

- задание на дом;

- минута вежливости;

- уборка рабочих мест.



Технологическая карта № 1

Порядок подключения гибкого кабеля.

  1. Отключаем пускатель, блокируем кнопку «Стоп» поста управления и разъединитель Q пускателя.

  2. Проверяем процентное содержание газа метана, которое должно быть менее 1%.

  3. Открываем крышку пускателя.

  4. Снимаем уплотняющий фланец пускателя.

  5. Выталкиваем изнутри камеры пускателя уплотнительное кольцо с заглушкой, убираем заглушку.

  6. Производим внешний осмотр оболочки кабеля на отсутствие ее механических повреждений: прожогов, выбираем необходимую длину моторного кабеля.

  7. Производим выбор линейного размера разделки гибкого кабеля. Линейный размер разделки гибкого кабеля выбираем из следующих условий:

  1. по самой удаленной от ввода шпильки пускателя, двигателя;

  2. корешок разделки гибкого кабеля должен быть за уплотнительным кольцом, не закрывать шпильки;

  3. подключаемые жилы не должны касаться и пересекаться друг с другом, то есть необходимо сделать запас по длине разделки.

  1. Производим поперечный срез оболочки гибкого кабеля. При выполнении поперечного среза необходимо чтобы не повредить фазовую изоляцию жил кабеля.

  2. Снимаем резиновую оболочку гибкого кабеля, для этого на оболочке выполняем один продольный надрез. Очищаем жилы кабеля от талька.

  3. Срезаем фазовую изоляцию жил кабеля, подключаемых к шпилькам А3, В3, С3 пускателя и С1, С2, С3 двигателя, фазовая изоляция должна быть срезана по длине на 1/3 больше ширины, прижимных планок пускателя, двигателя.

  4. Снимаем полупроводящий экран с жил кабеля. Для этого делаем один или два неглубоких по толщине экрана продольных надреза ножом с торца, снимаем экран. Экран должен стягиваться вдоль выполненных надрезов, при этом необходимо следить, чтобы вместе с экраном не стягивалась резина жил кабеля. Если экран «захватывает» фазовую изоляцию, необходимо его обрезать. Процесс повторить. В случае постоянного захвата экраном фазовой изоляции, его необходимо срезать монтажным ножом, оставшиеся «островки» экрана зачистить (соскоблить) ножом. Экран снимаем до корешка разделки, либо в соответствии с условием:

  1. разделяем токоведущие жилы кабеля на две равные части и скручиваем их. Изолируем заземляющую жилу кабеля;

  2. надеваем на кабель уплотняющий фланец, ослабив прижимную планку пускателя или двигателя, затем уплотнительное кольцо. Уплотнительное кольцо имеет ряд надрезов. Убираем надрезы, добиваясь того, чтобы уплотнительное кольцо плотно заходило на гибкий кабель.

  1. Допустимые зазоры: Минимальное расстояние от оголенной жилы до полупроводникового экрана ≥ 50мм, при U до 1000В ; ≥ 100мм, при U>1000В.

Внутренний диаметр кольца не должен отличаться от диаметра кабеля ≤ 2мм.

Внутренний диаметр ввода и внешний диаметр кольца не должен отличаться, если диаметр кабеля до 20мм на 2мм если больше то на 3мм



© 2010-2022