Конспект урока по русскому языку на тему: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща. »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель: Гайнуллина Лидия Павловна МБОУ гимназия №1 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан Класс: 2Б

Урок русского языка.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Правописание сочетаний ча-ща.».

Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-ща при выполнении практических заданий, способствовать формированию информационной культуры учащихся; 2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость; 3) воспитывать интерес к предмету, чувство дружбы, товарищества, любовь к природе.

Оборудование: компьютер, электронная презентация, опоры.

Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык», 1 часть, М, «Просвещение», 2008



Литература: 1) В.В.Волина «Занимательное азбуковедение»; 2) Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по русскому языку», 2 класс; 3) С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»; 4) Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ»; 5) myjane.ru/articles/text/?id=8508, Электронная библиотека: Наши любимые животные, Автор: Н.Антонова; 6) аудиозапись для физкультминутки «Головами покиваем».





1. Организационный момент Цель: Приветствие гостей. Настрой на работу. Упражнения: 1) «Колечки» 2) «Согреем пальчики» 3) «Вареники» Учитель: Откройте тетради, запишите число и «Классная работа». Дети: Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу, С чистотою я дружу, На «отлично» напишу! 2. Минутка чистописания. В в Век живи, век учись. 3. Актуализация знаний. (Один ученик в это время работает у доски со словарными словами: .дежда, м.шина, .зык, к.пуста, мальч.к, с.рока, п.льто Учитель; Что такое век? Дети: Сто лет. Учитель: Почему так говорят: «Век живи, век учись»? Дети: Человек сколько живёт, столько и учится. В течение всей жизни узнаёт что-то новое. Учитель: Назовите слово с изученной орфограммой. Дети: Живи: жи пиши с буквой и. Учитель: Назовите слово с парной согласной на конце слова. Дети: Век. Учитель: Подберите проверочное слово. Дети: Века. Учитель: В каком слове звуков больше, чем букв? Дети: В слове учись - 5 букв, 4 звука. Учитель: Какое это слово по количеству слогов? Дети: Двусложное. Учитель: Можно ли его перенести? Дети: Нет. Учитель: Почему? Дети: Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку. (Проверка работы ученика у доски.) Учитель: Какая ещё орфограмма встретилась в слове машина? Дети: Ши пиши с буквой и. 4. Постановка темы и цели урока. Проблемная ситуация. Учитель: Чтобы узнать тему урока, давайте разгадаем кроссворд. Слайд 1. 1) Кто шагает с сумкой книг, Утром в школу? (ученик) 2) Зимой бел, Летом сер. Прыгает ловко, Любит морковку. (заяц) 3)У меня пропал носок, Утащил его…(щенок) 4) Он большой, как мяч футбольный, Если спелый, все довольны, Так приятен он на вкус И зовут его…(арбуз). Учитель: Какое слово получилось по вертикали? Дети: Чаща. Учитель: Что такое чаща? Дети: Густой частый лес. Учитель: Какое правило содержит это слово? Над какой орфограммой будем работать сегодня на уроке? Дети: Ча-ща пиши с буквой а. Учитель: Что вы знаете о звуках ч, щ? Дети: Эти звуки согласные, глухие, всегда мягкие. Учитель: Чаща - густой лес, что, углубившись в него, можно заблудиться. Поэтому нужно запомнить, что буквы ч и щ пишутся так и только так (учитель показывает опору) и никогда не дружат с буквой я. И сегодня на уроке мы будем отрабатывать написание слов с сочетаниями ча-ща. 5. Работа по теме урока. Работа по учебнику: с. 129, упр. 169 (1 часть - с комментированием, 2 часть - самостоятельно). (Проверка самостоятельной работы. Обратить внимание на произношение слова щавель.) Учитель: Щавель - травянистое растение со съедобными кислыми листочками. Ударение в этом слове падает на второй слог. Слайд 2. Музыкальная физкультминутка. Письмо под диктовку. На лугу дети собирают щавель. Учитель: Подчеркните основу предложения. Отметьте изучаемую орфограмму. Работа в группах. (Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её смысл.) Слайд 3. 1 группа: Друзья познаются в беде. 2 группа: Старый друг лучше новых двух. 3 группа: Сам погибай, а товарища выручай. 4 группа: Друга за деньги не купишь. 5 группа: Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Учитель: О чём эти пословицы? Дети: О дружбе. Учитель: Почему в русском фольклоре так много пословиц о дружбе? Дети: Человеку очень важно в жизни иметь много друзей и сам он должен быть надёжным другом. Учитель: В какой пословице встретилась орфограмма, над которой мы работаем? Дети: Сам погибай, а товарища выручай. Письмо по памяти. Слайд 4. (После прочитывания пословицы дети записывают её по памяти, а затем проверяют.) Учитель: Отметьте изучаемую орфограмму. Игра «Звук заблудился». Учитель: Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Учитель: В каком слове заблудился звук? Дети: В слове майки. Учитель: Какой звук заблудился? Дети: Звук м. Учитель: А какое должно быть слово в стихотворении? Дети: Чайки. Учитель: Какая орфограмма в слове чайки? Дети: Ча-ща пиши с буквой а. Учитель: Запишите это слово, отметьте орфограмму. Рядом запишите «звуковую одежду» этого слова. Дети: чайки. Беседа. Слайд 5. Учитель: Что вы знаете о чайках? (Ответы детей.) Учитель: Послушайте сообщение о чайках. (Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о чайках.) Чайки обитают на морском побережье, на озёрах, болотах, реках. В старину чайку называли мартышкой - возможно, за её крики. Её голос может напоминать смех, квохтанье, крик рассерженной кошки и даже крик сороки. Чайка - птица прожорливая и всеядная. Основное её питание - слабая, больная, недостаточно ловкая рыба. Также она питается моллюсками, дождевыми червями, стрекозами, жуками, комарами, мелкими грызунами. Нередко можно увидеть разгуливающую по пляжу чайку, собирающую различный мусор. Чайки уничтожают вредных насекомых, но, к сожалению, они поедают яйца других птиц и даже своих близких сородичей, и их птенцов. Чайки - перелётные птицы. Зимуют они на Чёрном и Каспийском морях, некоторые улетают в Японию, Китай и Африку. Игра «Помоги чайке поймать рыбку». Слайд 6. (Дети выбирают слова с правильными написаниями сочетаний ча-ща. В ходе игры объясняются значения слов: Чабан - пастух, который пасёт овец в горах. Щадить - жалеть.) 6. Домашнее задание. Слайд 7. c. 131, упр. 174 7. Игра «Кто как голос подаёт?» Кузнечики…(трещат). Коровы…(мычат). Львы…(рычат). Мыши…(пищат). (Запись глаголов в тетрадь.) Учитель: Отметьте изучаемую орфограмму. Что обозначают записанные слова? Дети: Действие предмета. 8. Итог урока. Учитель: Почему к нам на урок прилетала чайка? Дети: В этом слове содержится орфограмма, над которой мы работали. 9. Рефлексия. Учитель: Что понравилось на уроке? У кого были ошибки? Над чем ещё нужно поработать? Слайд 8.



© 2010-2022