Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Снежненского сельского поселения


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы

______________ ___________________ ________________

«__»_________ «__»_________ «___» _________






Рабочая программа

по учебному курсу «Окружающий мир» для 3 класса

начального образования (ФГОС)




Составитель:

Кормилина Елена Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ Снежненского с/п,

второй квалификационной категории






с/п Снежный

2014/2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир » разработана на основе учебно - методического комплекта « Начальная школа 21 века», а именно: примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной программы «Окружающий мир » Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой. Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утверждённая приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», учебнику «Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой.

Программа рассчитана на 68часов (2 часа в неделю)

Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект «Начальная школа 21 века», включающий в себя: учебник «Окружающий мир » Автор Н.Ф. Виноградова- М.: Вентана-Граф, 2012 , рабочие тетради «Окружающий мир » № 1, 2 автор Н.Ф. Виноградова- М.: Вентана-Граф, 2013;

Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя ( своего « Я »), расширяют представления о психической природе человека ( познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе « человек - природа - общество », воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

« Окружающий мир » - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • Устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе « человек - природа - общество »;

  • Осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно - этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • Подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  • Подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных ( доступных для понимания ) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; Формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1.Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во - первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во - вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как её отсутствие рождает « болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость»( Г. Гегель ). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе « человек - природа - общество », но и более частные составляющие этой системы: « человек и предметный мир », « человек и другие люди », « человек и его самость », « человек и творческая деятельность » и др.

2.Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация знаний предполагает их отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3 .Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе ( и, соответственно, в учебниках ) уделяется общекультурным сведениям - о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих учёных, деятелях искусств и т.п.

4.Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение. Проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: « Кто ты такой ».

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой

« Кто живёт рядом с тобой ».

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой « Мы - жители Земли ».

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой « Твоя Родина - Россия ».

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом « Путешествие в прошлое (исторические сведения) », который имеется во всех темах программы 2 класса. С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.

Изучение курса формирует следующие универсально - учебные действия:

коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов для поиска сбора информации;

  • свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;

познавательные:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей;

  • моделирование;

  • синтез (составление целого из частей);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение как способ понимания цели чтения;

  • извлечение необходимой информации;

  • выделение основной и второстепенной информации;

  • установление причинно- следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • самостоятельное создание способов решения;

личностные: использование приобретённых знаний в обучении и повседневной жизни;

регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи);

  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

  • пошаговый контроль выполнения заданий;

  • коррекция ошибок.

Содержание программы

Введение -1ч.

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля - наш общий дом (10 ч.)

Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус-модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.

Растительный мир Земли (11ч.)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Грибы (1ч.)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Животный мир земли (11ч.)

Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. Животные- живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Как трудились люди в разные времена ( исторические эпохи) (20ч.)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России. Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).




Содержание тем учебного курса

3 класс - 68 ч (2 часа в неделю)

Наименование темы

часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Введение

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля - наш общий дом

Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы.

«Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус-модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. словия жизни на земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.

Растительный мир Земли

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Грибы

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Животный мир земли

Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. Животные- живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Как трудились люди в разные времена

( исторические эпохи)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России. Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).


1ч.

10ч.




11ч.



1ч.

11ч.


14ч.



20ч.

Сравнивание понятий: «объект природы», «изделие»;

«настоящее», «прошлое», «будущее».

Обсуждение текста учебника.

Анализ стихотворения.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Д\ игры.

Сочинение веселых историй.

Создание макетов Солнечной системы.

Обсуждение проблем.

Сравнивание мнений.

Разыгрывание сценок-диалогов.

Составление рассказов по теме.

Разыгрывание сценок по заданной теме.

Составление памятки

Моделирование.

Беседа по теме.

Проведение практической работы с глобусом.

Работа с текстом учебника.

Рассказывание истории из своей жизни.

Обсуждение результатов наблюдений.

Проведение опытов.

Наблюдение и фиксирование результатов опыта.

Работа с рисунком-схемой в учебнике.

Составление описательных рассказов.

Чтение и сравнивание текстов.

Ответы на вопросы.

Сравнивание понятий: «дерево», «кустарник», «трава».

Рассматривание частей гриба.

Обсуждение отличия грибов от растений.

Работа с таблицей.

Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника.

Беседа о лесных птицах и животных.

Чтение и обсуждение текстов учебника.

Работа в группах.

Составление коллективной памятки.

Проведение учебного диалога.

Составление коллективного рассказа.

Выполнение задания в тетради.

Беседа по теме.

Обсуждение текста учебника.

Беседа о занятиях славян.

Сравнивание орудий труда. Посуды, интерьера в разные времена.


Беседа по теме.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Сравнивание рисунков.

Выполнение задания в тетради.

Составление описательных рассказов.

Чтение и сравнивание текстов.

Ответы на вопросы.

Анализ рисунков и текстов учебника.

Обсуждение проблем.

Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника.

Работа в группах.

Проведение учебного диалога.

Составление коллективного рассказа.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.

  • положительно относится к школе;

  • умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно-этическое оценивание.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

Называть (приводить примеры):

  • Тела живой и неживой природы;

  • Планеты Солнечной системы (2-3);

  • Свойства воздуха, воды;

  • Состав почвы;

  • Древние города и их достопримечательности;

  • Имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

  • Причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

Различать (соотносить):

  • Год, век, арабские и римские цифры;

  • Названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

  • Растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • Животные разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);

  • Приспособления животных к среде обитания;

  • Особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

  • Понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • Объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • Характеризовать условия жизни на Земле, природные зоны России;

  • Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

  • Раскрывать значение растений и животных в природе и в жизни человека;

  • Составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • Соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

  • Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное права, возникновение ремесел, развитие городов);

  • Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

  • Работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Учебно- тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия, экскурсии

Контрольные работы

1.

Введение.

1ч.

2.

Земля- наш общий дом.

10ч.

1ч.

3.

Растительный мир Земли.

11ч.

1ч.

4.

Грибы.

1ч.

5.

Животный мир Земли.

11ч.

6.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

14ч.

7.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

20ч.


Календарно- тематическое планирование
Дата Раздел программы Часы Тема урока

Универсальные учебные действия


Введение.

Земля - наш общий дом.





Растительный мир Земли.






Грибы.

Животный мир Земли.





Каким был человек в разные времена (исторические эпохи).






Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи).

1ч.

10ч.





11ч.






1ч.

11ч.






14ч.






20ч.

1Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

2.Солнечная система. Солнце - звезда.

3. Земля - планета Солнечной системы.

«Соседи» Земли по Солнечной системе.

4.Изображение Земли. Глобус-модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

5. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

6.Условия жизни на Земле.

Солнце - источник тепла и света.

7. Вода. Значение воды для жизни на Земле.

8.Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Источники воды на Земле.

9.Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

10. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

11.Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.

12. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек.

13. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

14. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

15. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

16. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

17 Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений.

18.Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.

19.Питание растений. Роль корня и побега в питании.

20. Питание растений. Роль корня и побега в питании.

21.Размножение растений.

Распространение плодов и семян. Охрана растений.

22. Размножение растений.

Распространение плодов и семян. Охрана растений.

23. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

24. Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.

25. Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.

26. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

27. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

28. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

29. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

30. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

31. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

32. Животные- живые тела.

33. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

34. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

35. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

36. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

37. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

38. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.

39. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.

40. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.

41. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.

42. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.

43. Крестьянское жилище.

44. Крестьянское жилище.

45. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

46. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

47. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

48. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

49. Человек и растения. Культурные растения.

50. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России.

51. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России.

52. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

53. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

54. Рыболовство и охота на Руси и в России.

55. Рыболовство и охота на Руси и в России.

56. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.).

57. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.).

58. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.).

59. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.

60. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

61. Торговля. Возникновение денег.

62. Торговля. Возникновение денег.

63. Развитие техники в России.

64. Развитие техники в России.

65. Освоение космоса.

66. Освоение космоса.

67. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

68. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.

  • положительно относится к школе;

  • умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.

  • положительно относится к школе;

  • умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

  • положительно относится к школе;

  • умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно-этическое оценивание.

Материально - техническое обеспечение

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»;

Учебник «Окружающий мир » автор Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2012.; рабочие тетради «Окружающий мир » № 1, 2 автор Н.Ф. Виноградова- М.: Вентана-Граф, 2013; книга для учителя « Беседы с учителем».

Методика обучения «Окружающий мир».

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения; карточки с заданиями по окружающему миру для 1 -4 классов.

Демонстрационные пособия

Демонстрационные инструменты ( глобус, карты и др.)

Демонстрационные пособия ( муляжи, гербарии)

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Интерактивная доска

© 2010-2022