- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кормилина Е.Н. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Снежненского сельского поселения
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы
______________ ___________________ ________________
«__»_________ «__»_________ «___» _________
Рабочая программа
по учебному курсу «Окружающий мир» для 3 класса
начального образования (ФГОС)
Составитель:
Кормилина Елена Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ Снежненского с/п,
второй квалификационной категории
с/п Снежный
2014/2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир » разработана на основе учебно - методического комплекта « Начальная школа 21 века», а именно: примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной программы «Окружающий мир » Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой. Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утверждённая приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», учебнику «Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой.
Программа рассчитана на 68часов (2 часа в неделю)
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект «Начальная школа 21 века», включающий в себя: учебник «Окружающий мир » Автор Н.Ф. Виноградова- М.: Вентана-Граф, 2012 , рабочие тетради «Окружающий мир » № 1, 2 автор Н.Ф. Виноградова- М.: Вентана-Граф, 2013;
Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя ( своего « Я »), расширяют представления о психической природе человека ( познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе « человек - природа - общество », воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
« Окружающий мир » - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
-
Устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе « человек - природа - общество »;
-
Осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно - этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
-
Подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
-
Подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных ( доступных для понимания ) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; Формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1.Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во - первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во - вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как её отсутствие рождает « болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость»( Г. Гегель ). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе « человек - природа - общество », но и более частные составляющие этой системы: « человек и предметный мир », « человек и другие люди », « человек и его самость », « человек и творческая деятельность » и др.
2.Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация знаний предполагает их отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3 .Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе ( и, соответственно, в учебниках ) уделяется общекультурным сведениям - о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих учёных, деятелях искусств и т.п.
4.Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение. Проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
-
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: « Кто ты такой ».
-
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой
« Кто живёт рядом с тобой ».
-
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой « Мы - жители Земли ».
-
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой « Твоя Родина - Россия ».
-
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом « Путешествие в прошлое (исторические сведения) », который имеется во всех темах программы 2 класса. С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.
Изучение курса формирует следующие универсально - учебные действия:
коммуникативные:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-
постановка вопросов для поиска сбора информации;
-
свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;
познавательные:
-
применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей;
-
моделирование;
-
синтез (составление целого из частей);
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-
смысловое чтение как способ понимания цели чтения;
-
извлечение необходимой информации;
-
выделение основной и второстепенной информации;
-
установление причинно- следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
самостоятельное создание способов решения;
личностные: использование приобретённых знаний в обучении и повседневной жизни;
регулятивные:
-
целеполагание (постановка учебной задачи);
-
планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
-
пошаговый контроль выполнения заданий;
-
коррекция ошибок.
Содержание программы
Введение -1ч.
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля - наш общий дом (10 ч.)
Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус-модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
Растительный мир Земли (11ч.)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.
Грибы (1ч.)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Животный мир земли (11ч.)
Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. Животные- живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Как трудились люди в разные времена ( исторические эпохи) (20ч.)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России. Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Содержание тем учебного курса
3 класс - 68 ч (2 часа в неделю)
№
Наименование темы
часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Введение
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля - наш общий дом
Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы.
«Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус-модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. словия жизни на земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.
Грибы
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Животный мир земли
Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. Животные- живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Как трудились люди в разные времена
( исторические эпохи)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России. Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
1ч.
10ч.
11ч.
1ч.
11ч.
14ч.
20ч.
Сравнивание понятий: «объект природы», «изделие»;
«настоящее», «прошлое», «будущее».
Обсуждение текста учебника.
Анализ стихотворения.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Д\ игры.
Сочинение веселых историй.
Создание макетов Солнечной системы.
Обсуждение проблем.
Сравнивание мнений.
Разыгрывание сценок-диалогов.
Составление рассказов по теме.
Разыгрывание сценок по заданной теме.
Составление памятки
Моделирование.
Беседа по теме.
Проведение практической работы с глобусом.
Работа с текстом учебника.
Рассказывание истории из своей жизни.
Обсуждение результатов наблюдений.
Проведение опытов.
Наблюдение и фиксирование результатов опыта.
Работа с рисунком-схемой в учебнике.
Составление описательных рассказов.
Чтение и сравнивание текстов.
Ответы на вопросы.
Сравнивание понятий: «дерево», «кустарник», «трава».
Рассматривание частей гриба.
Обсуждение отличия грибов от растений.
Работа с таблицей.
Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника.
Беседа о лесных птицах и животных.
Чтение и обсуждение текстов учебника.
Работа в группах.
Составление коллективной памятки.
Проведение учебного диалога.
Составление коллективного рассказа.
Выполнение задания в тетради.
Беседа по теме.
Обсуждение текста учебника.
Беседа о занятиях славян.
Сравнивание орудий труда. Посуды, интерьера в разные времена.
Беседа по теме.
Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Сравнивание рисунков.
Выполнение задания в тетради.
Составление описательных рассказов.
Чтение и сравнивание текстов.
Ответы на вопросы.
Анализ рисунков и текстов учебника.
Обсуждение проблем.
Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника.
Работа в группах.
Проведение учебного диалога.
Составление коллективного рассказа.
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
-
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.
-
положительно относится к школе;
-
умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
-
самоопределение;
-
смыслообразование;
-
нравственно-этическое оценивание.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
Называть (приводить примеры):
-
Тела живой и неживой природы;
-
Планеты Солнечной системы (2-3);
-
Свойства воздуха, воды;
-
Состав почвы;
-
Древние города и их достопримечательности;
-
Имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
-
Причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
Различать (соотносить):
-
Год, век, арабские и римские цифры;
-
Названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
-
Растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
-
Животные разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
-
Приспособления животных к среде обитания;
-
Особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
-
Понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-
Объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
-
Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
-
Характеризовать условия жизни на Земле, природные зоны России;
-
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
-
Раскрывать значение растений и животных в природе и в жизни человека;
-
Составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
-
Соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
-
Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное права, возникновение ремесел, развитие городов);
-
Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
-
Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
-
Работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
-
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Учебно- тематический план
№
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия, экскурсии
Контрольные работы
1.
Введение.
1ч.
2.
Земля- наш общий дом.
10ч.
1ч.
3.
Растительный мир Земли.
11ч.
1ч.
4.
Грибы.
1ч.
5.
Животный мир Земли.
11ч.
6.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
14ч.
7.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)
20ч.
Календарно- тематическое планирование
Дата Раздел программы Часы Тема урока
Универсальные учебные действия
Введение.
Земля - наш общий дом.
Растительный мир Земли.
Грибы.
Животный мир Земли.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи).
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи).
1ч.
10ч.
11ч.
1ч.
11ч.
14ч.
20ч.
1Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
2.Солнечная система. Солнце - звезда.
3. Земля - планета Солнечной системы.
«Соседи» Земли по Солнечной системе.
4.Изображение Земли. Глобус-модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
5. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
6.Условия жизни на Земле.
Солнце - источник тепла и света.
7. Вода. Значение воды для жизни на Земле.
8.Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Источники воды на Земле.
9.Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
10. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
11.Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
12. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек.
13. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
14. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
15. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
16. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
17 Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений.
18.Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.
19.Питание растений. Роль корня и побега в питании.
20. Питание растений. Роль корня и побега в питании.
21.Размножение растений.
Распространение плодов и семян. Охрана растений.
22. Размножение растений.
Распространение плодов и семян. Охрана растений.
23. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
24. Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.
25. Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.
26. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.
27. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.
28. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.
29. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.
30. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.
31. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.
32. Животные- живые тела.
33. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
34. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
35. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
36. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
37. Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
38. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.
39. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.
40. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.
41. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
42. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина.
43. Крестьянское жилище.
44. Крестьянское жилище.
45. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.
46. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.
47. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
48. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
49. Человек и растения. Культурные растения.
50. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России.
51. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России.
52. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
53. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
54. Рыболовство и охота на Руси и в России.
55. Рыболовство и охота на Руси и в России.
56. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.).
57. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.).
58. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.).
59. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.
60. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
61. Торговля. Возникновение денег.
62. Торговля. Возникновение денег.
63. Развитие техники в России.
64. Развитие техники в России.
65. Освоение космоса.
66. Освоение космоса.
67. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
68. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
-
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.
-
положительно относится к школе;
-
умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
-
самоопределение;
-
смыслообразование;
-
нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
-
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.
-
положительно относится к школе;
-
умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
-
самоопределение;
-
смыслообразование;
-
нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
-
положительно относится к школе;
-
умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
-
самоопределение;
-
смыслообразование;
-
нравственно-этическое оценивание.
Материально - техническое обеспечение
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»;
Учебник «Окружающий мир » автор Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2012.; рабочие тетради «Окружающий мир » № 1, 2 автор Н.Ф. Виноградова- М.: Вентана-Граф, 2013; книга для учителя « Беседы с учителем».
Методика обучения «Окружающий мир».
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения; карточки с заданиями по окружающему миру для 1 -4 классов.
Демонстрационные пособия
Демонстрационные инструменты ( глобус, карты и др.)
Демонстрационные пособия ( муляжи, гербарии)
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Интерактивная доска