Урок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классУрок нравственности на тему: Для чего человеку глаза 3 классКонспект урока нравственности 3 класс 2012 год

В рамках предмета « Духовно- нравственная этика»

Тема урока: Для чего человеку глаза.

Цель: Сформировать понятие, что глаза не только орган зрения, но и зеркало по которому можно узнать и понять внутреннее состояние человека, состояние его души.

Задачи:

Личностные УУД:

  • развивать нравственные чувства, как результат морального поведения;

  • развивать умение давать нравственную оценку личным поступкам и поступкам других людей;

  • развивать умение оценивать свои личные нравственные качества, понимать чувства других людей и свои чувства, умение ставить себя на место других людей;

Метапредметные УУД:

  • формировать умение высказывать суждения, делать выводы ;

  • формировать умение пользоваться информацией, полученной на других уроках, работать со схемами- моделями;

  • Учить осуществлять поиск и обработку информации;

  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах;

  • развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

Предметные УУД:

  • Дать понятие, что глаза не только орган зрения, но и зеркало души;

  • Формировать умение читать внутреннее состояние человека по его глазам, понимание важности этой информации в отношениях между людьми;

-1-

  • Учить оценивать поступки людей, сопереживать им, понимать себя и строить свое поведение в соответствии с нравственными законами.

  • Формировать первоначальное представление о законах православной культуры.



Оборудование:

Мультимедиапроектор, презентация к уроку, ролики «Какие у Бога глаза?» и «Глаза- как зеркало души»,репродукция картины Решетникова Ф.П. «Опять двойка»,фонограмма нежной мелодии , индивидуальные карточки для заполнения схемы- модели основного содержания урока, карточки настроения (красные, зеленые и синие), схематичное изображение фигурок человека, цветные карандаши, карточки с кроссвордом для групповой работы, стихотворение «Глаза- зеркало души»

Формы и виды деятельности:

  • проблемная беседа;

  • коллективная работа с иллюстративным материалом;

  • самостоятельная работа в парах и группах;

  • индивидуальная работа с карточками;

  • коллективная работа над анализом содержания презентации, ролика, схемы -модели, репродукции картины;

  • учебный диалог;

  • коллективное «оживление» картины.

-2-

План урока:

1.Оргмомент. Мотивация на работу.

2.Подготовка к восприятию нового

а)Актуализация знаний

б)Тема урока

3. Работа над новым материалом.

а) Объяснение-коллективное решение проблемы

б ) Обсуждение ролика «Какие у Бога глаза?»

в) минутка отдыха

г) Первичное закрепление. Работа по репродукции картины

Ф.,П. Решетникова «Опять двойка»

  • беседа по картине

  • оживление картины

  • вывод

4.Игра «Какой я?»

5. Самостоятельная дифференцированная работа в группах

а) заполнение кроссворда

б) самопроверка, самооценка

6. Итог урока

а) Выводы по уроку

б) Ролик «Глаза- как зеркало души» и стихи

б)Рефлексия

7. Задание на дом

-3-

Ход урока

1.Оргмомент. Мотивация.

А)- Здравствуйте , дети. Начинаем наше занятие. Давайте посмотрим , с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

( Дети выбирают карточки- настроения: красный цветок- хорошее настроение; зеленый- не знаю с каким; синий цветок- грустное настроение)

- Мы видим, что большинство из вас настроены на хорошую и дружную работу, а остальных ребят мы попробуем заинтересовать уроком и проведем минутку создания настроения

Б) Минутка настроения

(Дети выполняют разминку пальчиков с соседом по парте)

- Поприветствуем друг друга!

-ЖЕЛАЮ (большой);

-УСПЕХА (указательный);

-БОЛЬШОГО (средний);

- ВО ВСЕМ (безымянный);

- И ВЕЗДЕ (мизинец);

- ЗДРАВСТВУЙ! (вся ладонь).

2. Подготовка к восприятию нового Актуализация знаний

А) Рисунок

- На доске рисунок

- Ребята, отгадав, что у меня нарисовано на доске, вы узнаете тему урока?

-4-

Б)Загадка

- Отгадайте загадку. День закончился, затих.

Ты легла, закрыла их
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула. (глаза)

- Да это глаза. Мы будем говорить сегодня о глазах.

СЛАЙД 1

Открывается тема урока «Для чего человеку глаза»

- А помогать нам ответить на этот вопрос будет схема - модель которая есть и у вас на партах( на доске, ответы прикрыты. У детей на парте тоже) Заполняя ее мы откроем новые знания. Готовы к работе?

СЛАЙД 2

Б) Проблема ГЛАЗА

- Что такое глаза? ( Глаза- орган зрения, который позволяет человеку воспринимать информацию из окружающего мира) Что позволяет нам орган зрения?

- Подберем цепочку родственных слов ЗРЕНИЕ- ЗРИТЬ , а теперь синонимы СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ

ПОЗВОЛЯЮТ ВИДЕТЬ

- Поднимите руку, кто наделен от Бога этим чудесным даром?

Глаза- очень важный орган. 80% информации , которую воспринимает человек из окружающего мира, идет через глаза. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать говорят люди. Поэтому зрение надо беречь.

- А еще зачем человеку глаза????????????????

- Чтобы проверить правы вы или нет продолжим заполнять схему, выполнять задания.

-5-

На доске и у детей на партах

ГЛАЗА

Позволяют увидеть чувства людей, состояние их души

Позволяют видеть окружающий мир

Радость и доброта

Печаль, грусть

любовь

Зло и ненависть



Взгляд темный, колючий. тяжелый

Взгляд светлый, легкий





На душе легко, т.к. нет греха, у близких все хорошо

На душе тяжело,мучает совесть, грех, переживание за близких.

















-6-

3. Работа над новой темой

А)Объяснение.

Проблемная ситуация.

Анализ картинного ряда с выражением глаз человека.

  • Минута размышления в парах

- Ребята, одинаково ли мы смотрим на мир? Посмотрите на экран на выражение глаз людей и сделайте вывод.

СЛАЙД 3

- Так как же вы решили? (НЕТ)

- А откуда мы узнали об этом? ( выражение глаз)

- Как вы понимаете выражение «Читать по глазам».

- Кто из вас в жизни «читал по глазам? Когда?

ВЫВОД- Все мы наделены от БОГА зрением, но смотрим мы на мир по- разному.

СЛАЙД 4 (Злые и печальные).

-Что объединяет этих людей?

ПЕЧАЛЬ ГРУСТЬ- --ЗЛО НЕНАВИСТЬ---- ВЗГЛЯД ТЯЖЕЛЫЙ, КОЛЮЧИЙ---НА ДУШЕ ТЯЖЕСТЬ

-У опечаленных, злых людей взгляд какой? (тяжелый))

-Почему? Когда у нас бывает тяжело на душе? (Мучает совесть из-за неправильного поступка или от переживаний за близких)

-7-

СЛАЙД 5 (Добро, любовь, радость)

- А что общего у этих людей?

РАДОСТЬ----ЛЮБОВЬ и ДОБРОТА----ВЗГЛЯД ЛЕГКИЙ-----НА ДУШЕ ЛЕГКО

-А у счастливых людей взгляд какой?

-Почему? А как на душе у них?

ВЫВОД И ЗАПЛНЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ОКНА В СХЕМЕ

- Заполним самое главное окошечко в схеме, сделав вывод.

- От чего зависит выражение глаз людей?(внутреннего состояния человека, его души)

- Так, какую еще одну важнейшую роль выполняют наши глаза? (Позволяют увидеть, что у человека на душе)

ПОЗВОЛЯЮТ УВИДЕТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА НА ДУШЕ

«Дискуссионные качели»- игра. Продолжи предложения……

1 группа- грусть, зло- это хорошо, потому, что………

2 группа- грусть и зло- это плохо потому, чт…… и т. д.

СЛАЙД-6

- Да, душа- это чувственное, эмоциональное начало в человеке. Душа человеческая- это бессмертный образ Бога, заключенный в человеке?

- Какого человека называют бездушным? равнодушным? добродушным?

( Душа есть, но она болеет, капризничает, своевольничает. Человек не выражает никакого отношения ни к чему, никаких эмоций. Человек от которого веет добром).

- Вы встречали таких людей? С какими из них вы хотели бы видеться чаще? Почему?

- От чего же зависит состояние нашей души?( от нашего поведения, от воспитания поведения других людей, от чрезвычайных ситуаций, не зависящих от нас) -8-

- Прочитайте выражение «Глаза- зеркало души»

-Вы согласны с выражением? Почему?

( Да глаза, как зеркало способны отражать: зеркало - людей и предметы, глаза- состояние души.)

- Зачем такой способностью наделил нас БОГ?

( чтобы видеть состояние людей, которые находятся рядом, чтобы помочь им, чтобы показать без слов свое состояние, для лучшего понимания людей)

Это свойство глаз отражать внутреннее состояние человека изучает наука ИРИДОЛОГИЯ ( греч. Богиня радуги- Ирида)- наука, изучающая радужную оболочку глаз. Иридодиагностика- распознавание болезней у человека по радужной оболочке глаз. Врачи говорят, что каждый орган связан с радужкой

Б) СЛАЙД 7 Ролик «Какие глаза у Бога»

- Поскольку Бог создал человека по образу и подобию своему, значит он хотел, чтобы мы все глядели на мир такими же как он глазами.

- Хотите узнать какие глаза у Бога? Какими глазами он смотрит на мир? Смотрим ролик.

-Какими глазами надо смотреть на мир? Почему?

( Да, чем больше мы будем отдавать через глаза любви и добра, тем больше мы любви и добра будем иметь, получать)

ВЫВОД: Надо как Бог относиться к людям с любовью. Кого надо любить?(Людей)





-9-

В) Минутка отдыха под музыку

СЛАЙД 8 СОЛНЫШКО и МУЗЫКА

- Минутка отдыха будет необычной, связанной с солнцем.

!) Мы говорили, что зрение надо беречь, врачи советуют не смотреть на солнце, но подставлять закрытые глаза солнцу на 2-3 минуты полезно !

Метод Бейтса.

  • Перестают страдать от бликов;

  • Возраждается зрительная мощь;

  • Очищение от шлаков;

  • Увеличивается обмен веществ;

  • Появляется живость и блеск в глазах.

2) Врачи- иридодиагносты говорят, что красивыми глаза делает внутренняя энергия, здоровье, доброта, любовь и интерес к людям.

- Давайте попробуем собрать свою внутреннюю энергию, расслабимся, сядем поудобнее, закроем глаза, положим руки на колени и сотворить солнце в себе.

(Звучит спокойная нежная музыка и учитель говорит слова, а дети выполняют)

В природе есть солнце…Оно всем светит, и всех любит, и греет… Давайте сотворим солнце в себе. ..

Представьте в своем сердце маленькую звездочку…. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь... Звездочка увеличилась…Направляем лучик, который несет мир…..

Звездочка опять увеличилась…. Направляю лучик с добром…………., звездочка стала еще больше……. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье,…. Радость…, тепло…, свет…, нежность…, ласку…... Теперь звездочка становится большой, как солнце…………………………….. Оно несет тепло всем-всем,…….откроем глаза руки вверх к солнцу …..

-10-

Г)Первичное закрепление изученного.

Работа по репродукции картины

Федора Павловича Решетникова « Опять двойка»

  • СЛАЙД 9 Беседа по картине.

- Рассмотрите картину, обратите внимание на то, кто изображен на ней?

- Как вы думаете, что произошло?

  • Работа в парах

- О чем говорят глаза героев картины, что они выражают?

-Соедини стрелками

Карточка

Сын радость

Старшая сестра тревога

укор

Мать чувство вины

Младший сын усмешка

Собака грусть

-11-

С ЛАЙД 10

  • Проверка

- Какое состояние души выражают глаза героев и почему?

Вывод: - что нам позволило догадаться , какие чувства испытывают герои картины, что у них на душе? (глаза и выражение лиц)

-Почему огорчились мама и сестра, ведь двойку получили не они?

- На кого влияют наши поступки?

- Какими людьми надо быть, чтобы не причинять боль другим? Чему учит картина? Что надо сделать, если ты виноват в чем-то?

  • Оживим картину.

- Покажем все вместе глазами радость, тревогу, укор, чувство вины, усмешку , грусть.

- Что было до этого момента?

- Сейчас?

Потом?



-12-

Для учителя информация о картине)

( Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка».
Главный герой картины - мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто - школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с гороки.

Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.
Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.
Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.
И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.
Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины - просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.)

-13-

СЛАЙД 11 СХЕМА-МОДЕЛЬ

  • Обобщение и ВЫВОД

-Представим, что от вашей души отходят лучи, как от солнышка. Какие бы лучи здесь были главными? (радость, добро, любовь) Загляните в схему- модель.

Почему?

- Как надо вести себя, чтобы жить без тяжести в душе?

( не грубить, не обзывать, слушаться старших, если совершил плохой поступок, покаяться, не обманывать, если с вами рядом кому-то грустно, держать слово, не лениться, постараться помочь человеку советом или делом)

ВЫВОД:Чем больше будем совершать добрых поступков, нести в мир добро и любовь, тем добрее будет мир!

4. Игра « Какой Я?»

(Детям раздаются нарисованные схематично на бумаге рисунки человека)

- Ребята, давайте проверим, какие мы, какой свет излучает наша душа. выполнив задание. Я буду перечислять качества человека, а вы рисуете красный кружочек если они есть и зеленый, если их нет.

(ДОБРЫЙ, ЩЕДРЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, АККУРАТНЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, СМЕЛЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, БЕРЕЖНЫЙ, БЕРЕЖНЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ.)

Итог: У кого больше красных кружков, тот излучает из души, через глаза добрый свет. У кого больше зеленых, вы на верном пути, старайтесь нести в мир только добрые дела.

-14-

5. Самостоятельная дифференцированная работа в группах

а) Кроссворд на доске и у детей на партах

Дети делятся на группы по степени помощи и самостоятельности.

( дети получают карточки с кроссвордом и заполняют их)

- Выберем ответственного сам- но.

- Ответственный в группе выслушивает ответы детей и заполняет кроссворд.

КРОССВОРД

  1. Орган, позволяющий человеку не только смотреть и видеть, но и выражать состояние его души. (Глаза)

  2. В глазах, как в зеркале отражается…..что? (Душа)

  3. Самое главное чувство, которое мы должны нести через душу и глаза? (Любовь)

  4. Еще одно важное чувство? (Добро)

  5. Кого надо любить всегда? (Людей)

б) САМОПРОВЕРКА

-Кто справился без ошибок?

- С ошибками?

-15-

6. Итог урока

А) Выводы

- Опираясь на схему- модель сделайте вывод, продолжите предложение :

- На уроке мы узнали, что…………

СЛАЙД 11

Б) Ролик « Глаза- как зеркало души»

-На фоне музыки и слайдов ролика стихи.

Когда узнать захочешь человека,

Смотри в глаза- в них зеркало души.

Они не станут врать, ведь не дано им это…

Глаза не врут, они всегда чисты!

Глаза одних сверкают солнцем,

Глаза других наполнены слезой…

Глаза способны отражать любые чувства,

Они всегда честны с тобой.

Глаза откроют множество секретов,

Ты только повнимательней смотри.

И если на вопросы ищешь ты ответы.

Взгляни в глаза- в них зеркало души!

-16-

В) Рефлексия. Выразим свое впечатление об уроке

- Кому понравился урок- красный цветок.

Не может определить- зеленый.

Не понравился - синий.

- Молодцы, вы хорошо работали.



  1. На дом

1)- понаблюдать за глазами мамы, папы , брата или сестры? Что выражают их глаза? Почему?

2)Продолжить предложение

ЧТОБЫ ГЛАЗА ВЫРАЖАЛИ ЛЮБОВЬ И ДОБРОТУ, НАДО:………………………



  1. Подарки « Солнышко» и благодарность гостям.

-17-











Материалы к уроку















































ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ГЛАЗА?





Кроссворд

4

1

3

5





2









1)Орган, позволяющий человеку не только смотреть и видеть, но и выражать состояние души.

2) В глазах, как в зеркале отражается …….

3) Самое главное чувство, которое должно идти из души через глаза?

4)Что еще должны нести в мир глаза Родственное слово слову ДОБРЫЙ, существительное….?

5) Кого надо любить всегда?





Карточка

Сын радость

Старшая сестратревога

укор

Мать чувство вины

Младший сынусмешка

Собака грусть

Карточка

Сын радость

Старшая сестратревога

укор

Мать чувство вины

Младший сынусмешка

Собака грусть













© 2010-2022