Урок литературного чтения по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №50 г. Орла


Урок литературного чтения по теме:

«Особенности авторской сказки

Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Творческая мастерская

«Какой прочный и какой хрупкий мир чувств»


Учитель: Баумова Лидия Дмитриевна

Октябрь, 2014 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель Баумова Лидия Дмитриевна

Класс 4 «А»

Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

Предмет: литературное чтение

Обобщающий урок по теме «Особенности авторской сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Тип урока: Творческая мастерская. Цели: выполнить сравнительный анализ народной сказки и авторской на примере прочитанных произведений; формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Задачи:

  • уметь обобщать, анализировать, проводить аналогию;

  • совершенствовать волевые качества, эстетические чувства, на основе прочитанного произведения;

  • моделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, связанных с преодолением трудностей в повседневной жизни;

Оборудование: презентация «Творчество Г.Х. Андерсена», портрет сказочника, выставка книг, рисунки к сказкам, памятка - ориентир, информационные материалы с биографией сказочника, модель сказочного дома танцовщицы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

- отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

- осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

личностные УУД

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

- осознание нравственно - эстетической проблематики литературного произведения;

- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;

- интерес к различным видам художественной деятельности (создание своих небольших сочинений) как средству самовыражения.

регулятивные УУД

- организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя); - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - коррекция; - оценка.

познавательные УУД

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- проявлять самостоятельность и инициативу в решении учебных (творческих) задач, в том числе, в подготовке сообщений;

- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

коммуникативные УУД

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со

сверстниками и взрослыми (под руководством учителя);

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать своё мнение, о явлениях жизни,

отраженных в литературе;

- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык

Математика

Фронтальная работа, работа в группах, метод информационного поиска, работа по учебнику, использованием ИКТ.

Информационные (учебник)

Технические (ноутбук, проектор)

Демонстрационные (портрет сказочника, таблицы - ориентиры, индивидуальный информационный материал, рисунки детей, презентация)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Организационный момент Здравствуйте, ребята. Я вижу у многих хорошее настроение, тогда приглашаю вас на урок литературного чтения. Пусть он принесёт вам радость общения и наполнит наши сердца прекрасными чувствами.

Дети приветствуют учителя.

Слушают и воспринимают эмоциональный настрой.

Зрительно проверяют порядок на рабочих местах.

Личностные:

Саморегуляция.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале.

1) Организация актуализации изученных способов действии

2) Организация фиксации индивидуальных затруднений.

3) Организация фиксации затруднений в работах группы.


- Ребята, я предлагаю сегодня провести творческую мастерскую. - С помощью, каких инструментов мы можем с вами «творить» на уроках литературного чтения? - А что мы можем сделать в нашей творческой мастерской, какой «продукт» создать? - Какие правила нужно соблюдать при совместной творческой деятельности в группах?
Памятка - ориентир ученику 1. В процессе творчества все равны: всегда выслушивай другого! Не критикуй его мнение. 2. Речетворчество - это диалог, поэтому не спорь, а беседуй с участниками, уважай их позицию. 3. Помни: рассуждения всех товарищей интересны, оригинальны и заслуживают обсуждения. 4. Каждый имеет право выбирать форму творческой работы. 5. Каждый может выполнить задание так, как понял.


Ответы детей: Словами, высказываниями, чувствами, сочинениями….

Мы можем сочинить, нарисовать, смастерить, высказать свои мысли, поделиться впечатлениями…. От каждой группы один из учеников зачитывает пункт из памятки - ориентир.









Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выполнение пробного учебного действия

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- принимать участие в работе группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации.

III. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.


- Давайте попробуем определить, с творчеством, какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? -Это датский сказочник, хорошо известный всем детям. У него доброе лицо и грустные глаза. (Открывается портрет сказочника). - Сформулируйте тему урока. Открыть на доске запись. - Как вы думаете, что записано на доске? «Какой ________ и какой ________мир чувств». (Это лейтмотив нашего урока). - Какие слова указывают путь для наших рассуждений? - Значит…. - Какие задачи мы поставим к уроку?

  • уметь обобщать, анализировать, проводить аналогию;

  • уметь ориентироваться в тексте;

  • уметь работать в группе;

  • создать «продукт» по теме урока.


Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока. Мы продолжаем работать над сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Ответы детей: - Какой мир чувств. - В сказке Андерсена мы прослеживаем мир чувств.

Постановка задач к уроку.

Познавательные:

- анализ, сравнение;

- определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы;

- структурирование знаний.

Коммуникативные:

- формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

IV. Работа по теме урока.

Открытие нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.




Погружение.

Я предлагаю поработать в группах и вспомнить биографию писателя.

У вас на столах для каждого есть информационный материал. Вам даётся пять минут на то, чтобы прочитать этот материал и рассказать, дополняя друг друга о датском сказочнике Андерсене по плану. (У каждой группы по одному пункту плана). Самостоятельная работа детей.

Проверка самостоятельной работы.

(От каждой группы представитель по ходу рассказа товарищей вывешивает на доску основные слова - качества личности, высказывания об Андерсене).

нищенская жизнь

простые и необыкновенные радости

любил свой дом и родителей

развито воображение

впечатлительный

мечтательный

бесприютным и голодным

много работал

много учился

- Какой вывод мы можем сделать из всего услышанного?

(Жизнь Андерсена - это бесконечный, непрерывный труд).

- Вернёмся к лейтмотиву нашей мастерской.

- Какие слова мы можем сюда записать? (Стойкий, надёжный, трудный, ….).

- Объясните, почему именно эти слова вы предложили.

Теперь Андерсен решил попробовать что - то совсем иное.

Давайте унесёмся в то далёкое прошлое и представим себе:

Утро. В халате и ярких тапочках Андерсен усаживается перед потрескивающим камином. Чайник тихонько посвистывает на столе. Сказочник мыслями уносится в детство. Грезит - прямо как тогда, когда был ребёнком. В его воображении мелькают невероятные происшествия из жизни, образы добрых и страшных людей, которые ему встречались или которых он знал. Он записывает эти истории, вставляя в них забавные персонажи. И они превращаются в волшебные сказки. Повторяя при этом….

- Как вы думаете, что мог повторять Андерсен?

«Самой удивительной сказкой является жизнь человека».

Работа в группах.


Самостоятельная работа детей. Они осуществляют поиск информации по своему пункту плана.

Проверка самостоятельной работы.

Представители от каждой группы вывешивают эти слова на доску.


Дети высказывают своё мнение.

В ходе работы выстраивается учебный диалог.

Высказывания детей.

- Жизнь сказочника была трудной.

- Ему приходилось много работать.

- Сверстники его унижали.

Погружение в мир прошлого.


Дети высказывают своё мнение.

Предположения детей.

Личностные:

Интерес к предметно - исследовательской деятельности, предложенной учителем.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий.

Познавательные:

- обобщение;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- структурирование знаний;

- проводить сравнение по нескольким основаниям;

- понимать действие подведения под понятие;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- принимать участие в работе группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать своё мнение, о явлениях жизни,

отраженных в литературе;

V. Реализация построенного проекта. Работа по учебнику. Выборочное чтение.

Докажите правильность этого высказывания на основе сказки «Стойкий оловянный солдатик».

Выборочное чтение.

- Какими были солдатики в сказке Андерсена?

- Из чего были сделаны солдатики?

- Как названа ложка, из которой сделаны солдатики?

- Чем был интересен 25 солдатик?


- Почему он оказался самым замечательным? ( На доске). - Как относится к нему мальчик и Андерсен?





- Что сказочного вы увидели в том, что прочитали?

- Прочитайте, как выглядела танцовщица.

- Что сближало солдатика и танцовщицу?

- Какими словами называет её автор?

- О чём мечтает наш солдатик? Прочитайте мечту солдатика.

- Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

- Каким в этой части мы видим солдатика?

- Какие чувства одолевают солдатиком?

- Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же непохожим на других, «недостойным»?

- А в жизни самого сказочника?


-Что делали игрушки, когда в доме все ложились спать?

Прочитайте про себя и найдите слова, которыми автору удалось передать шум и гам, неразбериху.

Авторы часто используют глаголы, чтобы передать движение и быструю смену действий. Это тоже художественный приём в литературе.

- А что происходило с солдатиком и танцовщицей?

- Кто такой тролль и почему он стал угрожать солдатику?

Прочитайте.

(злой волшебник, с. 25)

- Почему он может не нравиться читателям, ведь он выпрыгнул из такой красивой шкатулки?

- Такие люди часто встречались в жизни Г-Х Андерсена.

«Всё хорошее во мне втоптали в грязь», говорил о себе Андерсен.

- И солдатик оказывается в грязи. Как? Почему?

- Какие испытания проходит солдатик?

- Какие слова выберем для характеристики солдатика?

(Он - стойкий, терпеливый, воспитанный - на доску вынести) - Кто нашёл солдатика? -Куда мальчишки отправили солдатика? -Какие опасности подстерегали солдатика? -Как солдатик переносил все трудности? - Что потребовала Крыса от солдатика?
-Какие чувства испытал солдатик при встрече?

- Как вы думаете, почему в этой части так много восклицательных предложений? (Много опасностей)

- А какие чувства испытали вы, читая 3 часть? - Какие чувства испытывает солдатик, о чём думает? - Какие ещё события произошли с героем? - Сочувствует ли автор своему герою? Из каких слов это видно? - Какие чудеса произошли? - Автор восклицает: Вот так стойкость! - Что этим хотел сказать Андерсен? Благодаря стойкости духа, приключения солдатика закончились удачно. Осуществилась его мечта - увидеть снова танцовщицу. Себя солдатик не считает стойким.)





- Какое чувство испытал наш герой при встрече с танцовщицей?

- О чём это говорит?

- Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке?

- Что же танцовщица?

- Что осталось от танцовщицы и от солдатика?

- Давайте попытаемся ответить на проблемный вопрос:

О чём сказка Андерсена: о стойкости оловянного солдатика или о любви?

- Вернёмся к лейтмотиву нашей творческой мастерской. Какие же слова мы можем теперь здесь написать?

Какой хрупкий и какой прочный мир чувств.

- Почему хрупкий?

Почему прочный?


Выборочное чтение и ответы на вопросы.

Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть что за солдаты.

-Из олова, оловянный - на доске.

- Родные братья по матери - старой оловянной ложке. - Двадцать четыре были совершенно одинаковые - одного от другого не отличить, а двадцать пятый был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твёрдо, как другие на двух (с.66)

- Именно с ним происходят всякие невероятные приключения (С. 66).

- Мальчик играл с ним, он не выбросил испорченную игрушку. Солдатик стоял стойко на своей одной ноге. Андерсену нравился солдатик, поэтому в сказке он и оказался самым замечательным из всех. - Солдатики видели, слышали всё, что происходило. - Милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца………, сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. - Другую ногу подняла так высоко, что солдатик не увидел её и решил, что красавица тоже одноногая, как он.

- Она - красавица, прелестная танцовщица.

- Вот бы мне такую жену!...но познакомиться всё же не мешает (с. 67).

- Солдатик чувствует себя, наверно, не достойным красавицы, боится с ней сразу знакомиться. Думает, что «она из знатных»,

он «притаился» и только наблюдает за барышней).

- Он - серьёзный, скромный, стеснительный- на доске к иллюстрации.

- Любит танцовщицу.

- Гадкий утёнок, Дюймовочка среди жуков, Русалочка среди людей.

- Ганс Христиан Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.

Глаголы: принялись стучать, кувыркался, плясал, проснулась, заговорили (С. 68, 4-ой абзац).

-Она была единодушна с солдатиком и не участвовала в общем шуме. А он «не сводил с неё глаз. Может, это была любовь? И барышня заметила солдата?»

- Тролль запрещает смотреть на танцовщицу, злой, мысли его злые.

-Он упал из окна на грязную мостовую.

- Стоит вниз головой, простирая к небу единственную ногу, а мундир не позволяет ему кричать (С. 69).

- Уличные мальчишки.

- Паспорт.
Страх, он мечтает увидеть танцовщицу, он преодолевает чувство страха при одной мысли о танцовщице.

- Переживания за солдатика.

- Погибает, но думает о танцовщице.


- Он утонул в бурлящем потоке и его проглотила большая рыба. - Называет его «бедняга».

- Как награда за все испытания. Он оказался волей судьбы в той же комнате, где чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. - Солдатик восхищается упорством балерины, ведь она стояла всё это время на одной ноге. Автор восхищается солдатиком, его стойким характером. - «Тронут встречей и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом». - О любви солдатика и танцовщицы.

- Жарко от огня или от любви - он и сам не знал.

- Ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику.

- Оловянное сердечко, розетка. Теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек.

Сильное настоящее чувство любви солдатика к танцовщице, помогло ему преодолеть все трудности и испытания. Автор даёт нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик объединился с танцовщицей после смерти. Стойкость солдатика- это сила духа и «подпитывалась» она любовью к танцовщице.

Сказка Андерсена грустная, но мы прочувствовали, светлую улыбку автора- любовь победила. СЕРДЕЧКО- символ любви.

Познавательные:

- анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- проявлять самостоятельность и инициативу в решении учебных (творческих) задач, в том числе, в подготовке сообщений;

- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

VI. Закрепление во внутренней письменной речи

Самостоятельная работа. - Я предлагаю вам по лейтмотиву нашей творческой мастерской создать «продукт» - сочинение - рассуждение по произведениям Ганса Христиана Андерсена.




Самостоятельная работа детей по написанию сочинения - рассуждения.


Познавательные:

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- проявлять самостоятельность и инициативу в решении учебных (творческих) задач, в том числе, в подготовке сообщений;

- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

VII. Проверка самостоятельной работы.


- Дети зачитывают свои произведения (5 -6 работ выслушивается). Даётся небольшой анализ на основе услышанного.
Для сказочника (как и для всей авторской литературы) ценностью всегда является внутренний мир героев, мир их чувств и переживаний).

Дети зачитывают свои сочинения. Высказывают мнения. Производят анализ услышанного.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнёра в общении;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IX. Рефлексия учебной деятельности.


- Кто сможет выразить квинтэссенцию всей темы нашего урока? - Молодцы! Я тоже изготовила «продукт» к нашей творческой мастерской, но не успела украсить дворец танцовщицы и прошу мне помочь.
- Пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой возьмите розовый цветок, если у вас не все сегодня получалось, были трудности, то возьмите голубой цветок, а если вы совсем собой недовольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось, то возьмите красный цветок. Теперь пусть каждая команда украсит дворец танцовщицы, но чтобы дворец стал волшебный каждый из вас, когда будет украшать дворец, должен назвать качество, которому он хотел бы научиться у одного из героев сказок Ганса Христиана Андерсена. Украшение дворца.

Даже если у вас сегодня не все получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности.

- Какое домашнее задание творческого характера вы могли бы предложить своим одноклассникам.

Дети отвечают на вопросы.

Рефлексия деятельности.

Дети оценивают свои учебные достижения.

Учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи


- Придумать добрый и счастливый конец к сказке!

- Нарисовать иллюстрацию к новой сказке.

- Выполнить макет дворца танцовщицы!

- Сочинить сказку, где тролль мог бы стать добрым волшебником.

- Написать отзыв на сказку.

- Сочинить синквейн к сказке.

- Записать все качества солдата в алфавитном порядке и стараться их в себе воспитывать.

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности;

- самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



© 2010-2022