Рабочая программа по технологии (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по технологии (1 класс)

I. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной программы по технологии» (М.: Просвещение, 2010 г.) и «Программы «Технология» авторов О.А.Куревина, Е.А.Лутцева (М.: Баласс, 2011 г.) В авторскую программу были внесены некоторые изменения:

  1. На основании требований к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в разделе V «Результаты освоения учебного предмета» в пунктах «Предметные результаты» и «Метапредметные результаты» цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала приводятся в блоке «Ученик научится», а цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему иливыступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета приводится в блоке «Ученик получит возможность научиться».
  2. При описании личностных результатов цели личностного развития приводятся в блоках «У ученика будут сформированы» и «Ученик получит возможность для формирования».
3. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 город Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях» п.10.10 отводится 5 часов на уроки нетрадиционной формы в I четверти. Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка. С детства человек включается в уникальную интегративную структуру - духовную культуру, которая определяет личность каждого без учёта степени активности влияния на неё. Духовная культура - достояние каждого человека, и освоение её - обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. С рождения ребёнка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества, как совокупности материальной целесообразности, так и духовной насыщенности представляемого социально-эстетического идеала. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности поихопредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок, включающих в процесс реакции на действительность. Духовные же ценности являются обобщенно организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта. Насколько многогранна жизнь в её проявлении, насколько полно она отражается для человека в материальной форме, настолько она может быть освоена им через самостоятельную деятельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей. Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребёнок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может. Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.





II. Общая характеристика учебного предмета Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка. Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок - изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности. Третий блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании. Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения. Примерная схема урока. Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Каждый урок начинается с созерцания, восприятия художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется прежде всего с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд. При этом, однако, сохраняются задачи развития художественных и технических способностей детей. На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и художественного творчества. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям - эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов. Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актёрские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приёмов изобразительной деятельности; в) основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий. Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п. Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - проектов. Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане В связи с тем что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию. Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1 по 4 класс в следующих вариантах: В рамках предмета технологии - 1 час в неделю в каждом классе.
Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству. Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология. Прекрасное рядом с тобой», рабочих тетрадей «Технология. Прекрасное рядом с тобой» и методических рекомендаций к ним для каждого класса. В 1 классе проводится 1 час в неделю, всего 33 часа. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.ээ Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме.

1-й классРабочая программа по технологии (1 класс) Личностные результаты изучения курса «Технология». У ученика будет сформировано Ученик получит возможность для формирования - умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; -способность называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;


- способности оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - способности объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - способностиопределять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Ученик научится
Ученик получит возможность научиться Регулятивные УУД: - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - работать по предложенному учителем плану; - отличатьверно выполненное задание от неверного; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; -выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других;
- оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

Средством для формирования регулятивных действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности и технология оценки учебных успехов. Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение чувствовать мир, искусство. Средством формирования коммуникативных действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты Ученик научится


Ученик получит возможность научиться

- определять особенности материалов (изобразительных и графических), используемых в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика;

- различать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

- выполнять конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- различать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; - определять названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, с правилами работы ими;

- соблюдать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- выполнять разметку различными способами: сгибанием, по шаблону; способом соединения с помощью клейстера, клея ПВА; с видами отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; - организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами под контролем учителя; - анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности с помощью учителя; - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий; - реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.




VI. Содержание учебного предмета

1 класс - 33 час

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч)
Профессии близких; профессии, знакомые детям. Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения. Бережное отношение к природе - источник сырьевых ресурсов - природные материалы. Самообслуживание - порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса. Работа с доступной информацией в учебнике - рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы - соответствие предложенному образцу. Выполнение коллективных работ.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам - декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты). Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей «на глаз», по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
Конструирование (7 ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
Художественно-творческая деятельность (10ч)
Эстетические понятия.
  1. Эстетическое в жизни и в искусстве. (Эстетическое как категория. Эстетический идеал.Эстетический вкус: критерии - мера, гармония, тождество, соотношение.)
  2. Основы композиции. (Мера - соотношение части и целого. Тождество - абсолютное равенство. Зеркальность изображения. Гармония в жизни и искусстве. Соотношение частей.)
  3. Из истории развития искусства. (Искусство первобытного общества. Связь утилитарного и эстетического.)
Эстетический контекст. Эстетическое в действительности и в искусстве. Эстетический идеал в искусстве разных народов. Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведении искусства. Деталь как часть произведения искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, литературы. Симметрия в произведениях скульптуры, архитектуры. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия. Соотношение плоского и объёмного в искусстве: живопись - скульптура, барельеф - горельеф.
  • Мозаика в витражах, панно, картинах, мозаичная техника в живописи.
  • Понятие сюжета. Чередование частей в изо, музыке, литературе, театре.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне. На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом , работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным, «высоким» классом. Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.



VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Раздел в предмете

Тема

Цель (объём и глубина усвоения учащимися)

содержание

Характеристика

деятельности учащихся

Способ проверки

кол-во часов






1 четверть (9)























1 раздел «Люди

и

их дела» (2 ч)



2

Мастера и их работа

(урок-экскурсия) Ознакомление с миром профессий и их социальным значением, множеством предметов, которые сделали люди


Название предметов изготовленные людьми, профессий людей и их трудовая деятельность

Наблюдать людей на различных видах трудовой деятельности во время экскурсии в магазин, фельдшерский пункт, на почту, Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, увиденного на экскурсии.

Составить рассказ об увиденном.

1

Собираем осенние листья (конструиро

вание)

(урок-экскурсия)

Наблюдение красоты окружающего мира.

Ознакомление с природным материалом

Наблюдать на экскурсии конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности осенних листьев.

Дать описание красоты осенних листьев, сравнение

конструкции листьев различных видов деревьев.

составить фигурку животного из осенних листьев

1













































2 раздел

«Работаем с природ

ными

Матери

алами»

(4 ч)




4

Рабочее место.

Чудеса из листьев

(конструирование, наклеивание) Урок-игра «Осенний калейдоскоп». (1ч)


Освоение работы с природным материалом

Ознакомление с инструментами (ножницами, карандаш, кисточка)

Организация рабочего места с природным материалом

Организация рабочего места. Конструирование, наклеивание.

Наблюдение за работой учителя.

Описание готовности рабочего места. Описание выполнения аппликация из листьев по картинке в учебнике

1

Игрушки из природных материалов (конструирование, соединение) Урок- выставка «Лесные чудеса».(1ч)


Ознакомление со способами соединение деталей игрушек из природного материала

Выявление способов соединение деталей игрушек из природного материала. Наблюдение за работой учителя.Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Выявлять способы соединения деталей

В конструкции игрушек из природных материалов.

Реализовывать творческое мышление при конструировании игрушек.

1

Птичка-невеличка

(конструирование,соединение). Игра-конкурс «Птичьи перезвоны».(1ч)


Освоение работы с природным материалом

Ознакомление со способами соединение деталей игрушек из природного материала

Выявление способов соединение деталей игрушек из природного материала. Наблюдение за работой учителя. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Выявлять способы соединения деталей

в конструкции игрушек из природных материалов.

Реализовывать творческое мышление при конструировании игрушек.

1


Медвежонок Миша

(конструирование,соединение). (1ч)

Урок-игра «Медведь герой русских народных сказок»

Освоение работы с природным материалом

Ознакомление со способами соединение деталей игрушек из природного материала

Выявление способов соединение деталей игрушек из природного материала. Сравнивание соединения деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Сравнивать способы соединения деталей

в конструкции игрушек из природных материалов.

Реализовывать творческое мышление при конструировании игрушек.

Действовать по плану.

1



























































3 раздел «Работаем с пластилином» (4 ч)




4

Рабочее место. Непослушный цыпленок

(конструирование)

Урок-наблюдения

Освоение работы с пластилином

Ознакомление со способами лепки деталей из пластилина: катание

«колбаски»; «шарика» и т.д.

Выявление способов лепки и соединение деталей игрушек из пластилина. Сравнивание соединения деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Сравнивать способы лепки соединения деталей

в конструкции игрушек из пластилина

Реализовывать творческое мышление при конструировании игрушек.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия

1

Дымковские игрушки

(конструирование)

Урок- путешествие

Ознакомление

с народной глиняной игрушкой

Закрепление способов лепки деталей из пластилина: катание

«колбаски»; «шарика» и т.д.

Закрепление освоения способов лепки и соединение деталей игрушек из пластилина. Сравнивание соединения деталей. Наблюдение за работой учителя. Воплощать мысленный образ в

пластилине на основе изображения в учебнике. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Реализовывать творческое мышление при конструировании игрушек.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия


1

Резвая лошадка

(конструирование)

Урок-выставка

Закрепление способов лепки из пластилина

Закрепление способов лепки деталей из пластилина: катание

«колбаски»; «шарика» и т.д.

Закрепление освоения способов лепки и соединение деталей игрушек из пластилина. Сравнивание соединения деталей. Наблюдение за работой учителя. Воплощать мысленный образ в

пластилине на основе изображения в учебнике. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Реализовывать творческое мышление при конструировании игрушек.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия


1

2 четверть ( 7 )

Веселый музыкант

(конструирование)

Урок-игра

Закрепление способов лепки из пластилина

Закрепление способов лепки деталей из пластилина: катание

«колбаски»; «шарика» и т.д.

Закрепление освоения способов лепки и соединение деталей игрушек из пластилина. Сравнивание соединения деталей. Наблюдение за работой учителя. Воплощать мысленный образ в

пластилине на основе изображения в учебнике. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Реализовывать творческое мышление при конструировании игрушек.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия


1





















3

Раздел 4 «Работаем с цветной бумагой» (3 ч)

Рабочее место. Твой помощник ножницы(инструменты и материалы)


Ознакомление с работы ножницами и цветной бумагой

Ознакомление с инструментами (ножницами, карандаш, кисточка)

Организация рабочего места с цветной бумагой.

Ознакомление с правилами ТБ при работе с ножницами, клеем.

Ознакомление работы ножницами, правилами вырезания из бумаги. Ознакомление работы с клеем. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление «Аленького цветочка».

Реализовывать творческое мышление при работе с цветной бумагой.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия

1

Аленький цветочек (отрезание, наклеивание)


Салфетка с узорами (вырезание, соединение)

Освоение работы с цветной бумагой и ножницами

Освоение работы с инструментами (ножницами, карандаш, кисточка)

Организация рабочего места с цветной бумагой.

Способы вырезания бумаги

Освоение работы ножницами, правилами вырезания из бумаги. Освоение работы с клеем, соединение деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление «салфетки с узорами»,

«салфетки с под чашку»

Реализовывать творческое мышление при работе с цветной бумагой.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия.

1


Салфетка

под чашку

(вырезание, соединение)

1
























Раздел 5 «Работаем по шаблону»

(2 ч)



2

Мозаика

(шаблон, вырезание, конструирова

ние)

Ознакомление с понятием «шаблон» и «мозаика»

Ознакомление с понятием шаблон.

Вырезание по шаблону.

Конструирование на основе шаблона - мозаика.

Ознакомление работы по шаблону. Вырезание шаблону. Конструирование на основе шаблонов- мозаика Освоение работы с клеем, соединение деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление мозаики «Цветок».

Реализовывать творческое мышление при работе с шаблонами и составление мозаики.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия.

Оценивать свою работу и работу одноклассника.

1

Скоро Новый год (резание, наклеивание)

Закрепление работы по шаблону

Закрепление работы по шаблону.


1






























Раздел 6 «Учимся акку

ратно

наклеи

вать детали»

(2 ч)



2

В лесу родилась Елочка

(разметка, сборка)

Освоение соблюдения аккуратности в работе с цветной бумагой, ножницами, клеем

Освоение работы с инструментами (ножницами, карандаш, кисточка, линекой)

Организация рабочего места с цветной бумагой.

Способы разметки и вырезания бумаги

Освоение работы ножницами, правилами разметки вырезания из бумаги. Освоение работы с клеем, соединение деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление «елочки»

Реализовывать творческое мышление при работе с цветной бумагой, уметь выполнять разметку с помощью линейки. Соблюдать аккуратность при выполнении работы.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия.

1






















3 четверть (10)

Снеговичок (разметка,сборка)

Освоение соблюдения аккуратности в работе с цветной бумагой, ножницами, клеем

Освоение работы с инструментами (ножницами, карандаш, кисточка, линекой)

Организация рабочего места с цветной бумагой.

Способы разметки и вырезания бумаги

Освоение работы ножницами, правилами разметки вырезания из бумаги. Освоение работы с клеем, соединение деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рациональ.ного труда

Изготовление «Снеговика»

Реализовывать творческое мышление при работе с цветной бумагой, уметь выполнять разметку с помощью линейки. Соблюдать аккуратность в работе.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия.

1














Раздел 7 «Сгибаем и складываем бумагу»

(3 ч)


3

Рабочее место.

Симметрия (сгибание, складывание)

Ознакомление с искусством складывания бумаги , с понятием симметрия

Ознакомление с приемами сгибание и складывания бумаги

Ознакомление м понятием симметрия.

Освоение приемов сгибания складывания бумаги. Понимание понятия симметрия. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

1

Веселые снежинки

(складывание)

Освоение приемов сгибания и складывания бумаги

Освоение приемов сгибания складывания бумаги. Понимание понятия симметрия. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление «Веселых снежинок»

Реализовывать творческое мышление при работе с бумагой при освоении приемов сгибания.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия

1

Что узнали? Чему научились?

Урок -закрепление

Выявление УУД

Выполнение задания на стр. 40 учебника «Проверь себя»

Самостоятельная работа

Проверить свои знания

1








1

Раздел 8 «Констру

ируем и модели

руем»

(8 ч)



8

Подарок Дню Отечества

(разметка,

сборка,

отделка)

Изготовление подарка ко Дню Отечества

Беседа «Российская армия - победительница».

Изготовление открытки ко «Дню защитника Отечества»

Подготовка сообщения на тему: «Мой папа- защитник отечества».

Изучение порядка изготовления открытки. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Разметка изделия. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление открытки.

Реализовывать творческое мышление при подготовке сообщения и изготовлении открытки.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия

1

Подарок к Дню

8 марта

(разметка,

сборка, отделка)

Изготовление подарка ко Дню 8 марта

Беседа «8 марта - женский день».

Изготовление открытки ко «День 8 марта»

Подготовка сообщения на тему: «8 марта- мамин день».

Изучение порядка изготовления открытки. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Разметка изделия. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление открытки.

Реализовывать творческое мышление при подготовке сообщения и изготовлении открытки.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия

1

Искусство оригами

(конструиро

вание, складывание)

Знакомство с искусством складывания бумаги- оригами

Ознакомление с понятием оригами:

приемы складывания бумаги, базовые формы, условные обозначения.

Ознакомление и освоение приемов складывания бумаги и базовых форм.

Освоение работы со схемой складывания бумаги. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление оригами «Бабочка»

Реализовывать творческое мышление при работе с бумагой при освоении приемов сгибания.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия

1

Быстрые самолёты

(конструиро

вание)

Освоение складывания бумаги- оригами

Освоение

приемов складывания бумаги, базовых форм

Освоение приемов складывания бумаги и базовых форм.

Освоение работы со схемой складывания бумаги. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Изготовление оригами «Быстрый самолет»

Реализовывать творческое мышление при работе с бумагой при освоении приемов сгибания.

Действовать по плану учебника.

Аргументировать свои действия

1





















Изделие и его конструкция

(конструиро

вание)

Ознакомление с понятием конструкция.

Ознакомление с понятиями: конструкция изделия;

изделие -целостная конструкция;

деталь- часть конструкции.

Виды соединения: подвижное, неподвижное

Ознакомление с понятиями: конструкция изделия;

изделие - целостная конструкция;

деталь- часть конструкции.

Виды соединения: подвижное, неподвижное.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

1

Работаем с набором «Конструктор»

(конструиро

вание)

Ознакомление деталями конструктора и способами их соединения

Ознакомление с деталями конструктора и способами их соединения. Использование планок, площадок, уголков, кронштейнов, болтов, гаек, гаечного и накидного ключа в конструировании

Ознакомление с деталями конструктора и способами их соединения. Использование планок, площадок, уголков, кронштейнов, болтов, гаек, гаечного и накидного ключа в конструировании.

Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Выполнять конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;









1


Подвижное и неподвижное соединение деталей

(конструиро

вание)

Соединение неподвижных и подвижных деталей.

Соединение неподвижных и подвижных деталей.

Использование шины, ступницы и осей.

Соединение неподвижных и подвижных деталей.

Использование шины, ступницы и осей при конструировании.

Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

1

4 четверть (6)

Модель самоката

(конструиро

вание)

Соединение неподвижных и подвижных деталей.

Соединение неподвижных и подвижных деталей.

Ознакомление с понятием - модель

Соединение неподвижных и подвижных деталей.

Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Выполнять конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

Изготовление модели самоката

1



Раздел 9 «Знако

мимся с тканью

и нитками» (5ч)



5

Рабочее место.

Учимся шить и вышивать.

(приемы подготовки к шитью)


Ознакомление с новым материалом: тканью и нитками и инструментами: иглой.

Организация рабочего места. Ознакомление с понятиями: ткань, нитки, инструментами: игла; приспособления : булавки, нитковдеватель,. Наперсток. Приемами подготовки к шитью.

Организация рабочего места. Ознакомление с понятием: ткань, нитки. Приемами подготовки к шитью. Освоение работы с иглой, нитками, тканью. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Организовать рабочее место.

Соблюдать правила ТБ.

Освоение приемов работы с тканью.

Изготовление игольницы.


1

Иглы и игольницы

(инструменты, соединение

разных материалов)

1

Нитки. Закладки

(отделка строчкой прямого стежка)

Освоение работы с иглой и тканью

Организация рабочего места. Освоение приемов шитья. Прямая строчка.

Организация рабочего места. Освоение приемами подготовки к шитью. Освоение работы с иглой, нитками, тканью. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда

Организовать рабочее место.

Соблюдать правила ТБ.

Освоение приемов работы с тканью.

Выполнять прямую строчку.

Изготовление закладки. Правильно работать ручными инструментами под контролем учителя


2

Что узнали? Чему научились?

Оценка УУД учащихся

Тестирование на стр. 63 учебника «Проверь себя»

Самостоятельная работа

Проверить свои знания

1



ИТОГО

33



VIII Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология. («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. - М.: Баласс, 2011. 2. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология. («Прекрасное рядом с тобой»). Рабочая тетрадь. - М.: Баласс, 2011. Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников. Для работы учащимся необходимы:

  • индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться - трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
  • простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
  • материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
  • специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.





  1. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: uroki.ru

  2. CD-ROM. Современные технологии обучения. В помощь преподавателю начальной школы. Серия методика и материалы к урокам. Электронные пособия. Издательство «Учитель»

  3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: km.ru/education

  4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2009 (СD)



39


© 2010-2022