Внеклассное мероприятие «День медведя»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «День медведя» для обучающихся 1-4 классов

Цели: ознакомление обучающихся с народными праздниками;

развитие творческих способностей, познавательной активности;

воспитание интереса, любви к традициям своего народа;

воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Празднику предшествует длительная подготовка. Родители принимают самое активное участие в изготовлении костюмов, декораций, в оформлении зала.

Первый ведущий: Здравствуйте, ребята!

Второй ведущий: Здравствуйте, гости! Сегодня мы собрались на праздник…

Первый ведущий: А кому посвящен этот праздник, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)



Второй ведущий: А вы знаете, что в первое воскресенье декабря отмечается день медведя? Этот день - когда медведь когда медведь ложится в берлогу. Праздник берет вое начало с дохристианских языческих времен. Медведь - один из наиболее распространенных тотемов у древних народов Восточной Европы и Сибири. Причем у древних славян существовал не только день Укладывания медведя в берлогу, но и День «Солнцеворот» в середине зимы, когда считалось, что медведь переворачивается в берлоге на другой бок.

Первый ведущий: У всех народов, занимавшихся охотой на медведя, существовал запрет произносить настоящее имя зверя. Оно заменялось разными прозвищами, местоимениями, описаниями. Русского медведя именовали «хозяин», «дедко», «суфедушко», «Потапыч», «косолапый». Среди охотников от отца к сыну передавая наказ: «Не говори про него, не поминай его имени, чтобы не услышал он: не тронет».

Второй ведущий: Посмотрите на экран, это памятник медведю, который находится в Мадриде.

Первый ведущий: С медведем у восточных славян связывали разнообразные приметы, поверья, обряды. Люди варили кукурузу, так как медведь ее любит. Согласно старинному обычаю, в каждом доме, символически кормили медведя, бросаю вареные кукурузные зерна в окно, все время приговаривая заклинание, чтобы медведи не наведывались в село и к людям.

Второй ведущий: Несколько початков кукурузы, сваренных в «День медведя» хранили до весны, и когда сеяли кукурузные поля символически «огорожали» их этими ритуально сваренными кукурузными початками. Люди верили, что это воспрепятствует медведя заходить в поля и вытаптывать кукурузу.

Первый ученик: Встреча с медведем в дороге считалось хорошим предзнаменованием и сулила удачу.

Второй ученик: Медведь, как и другие лесные звери, представлял опасность для скотины во время сезона пастьбы. Защитная функция приписывалась обрядовым текстом, исполнявшимся во время первого выгона скота.

Ты спаси нашу скотинку

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым под месяцем,

Под красным солнышком,

От медведя лютого,

От зверя лукавого!

Первый ведущий: В современном русском языке есть ряд выражений, связанных с медведем.

Первый ученик: Медведь на ухо наступил - о человеке, совершенно лишенном музыкального слуха.

Второй ученик: Медвежий угол - глухое, безлюдное, дикое место.

Третий ученик: Медвежья услуга - помощь, настолько не умелая или не уклюжая, что приносит только неприятности тому, кому оказывается.

Четвертый ученик: Сосать лапу - жить, не имея достаточных средств к существованию, довольствоваться минимум.

Пятый ученик: Делить шкуру не убитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществленного дела.

Шестой ученик: Медведь - относится к числу типичных русских мифологических образов, вступает как стереотипный образ, может употребляться для характеристики человека.

Тотемный зверь многих восточнославянских племен, постоянно встречается в русских сказках, упоминается в пословицах и поговорках, встречается в гербах многих русских городов, часто воспринимается как символ России.

Второй ведущий: А откуда же взялся медведь? Посмотрите сказку, которую придумал народ, чтобы объяснить появление этого зверя.

Инсценирование сказки.

Действующие лица: автор, мужик - лентяй, колдун, медведь.

Автор: Вы знаете, откуда взялся медведь?

Прежде медведь был таким же, как мы, человеком. Людей тогда было мало, и жили они в лесах. Охотились там, на зверей и птиц. Летом собирали грибы и ягоды, капали корни растений и запасались ими на зиму. А больше всего запасались орехами и медом. Пчел было много. И водились они в дуплах да в земляных норах.

Люди искали пчел в дуплах, и кто первый находил их, тот обвязывал то дерево веревкой, и никто уже не имел право их трогать.

А жил в ту пору один человек - несусветный лентяй. Не хотелось ему самому пчел искать, вот и выдирал он чужих.

Жилось там, у лентяя, не плохо. Раздобрел он на чужом меде, толст сделался, как колода. Да вот беда: трудно стало ему на деревья за медом лазить.

Стал он раздумывать, чтобы такое сделать, чтобы легко было на деревья лазить. Но ничего не придумал. Поведал однажды лентяй, что живет за семью лисами, за семью болотами такой колдун, что все может сделать.

Лентяй: «Пойду, - думает, - к нему. Может он сделает меня легким»

Автор: И пошел он к тому колдуну. Идет лесами, смотрит - липа перевязана. Подошел он к липе, а там дупло совсем низко и полно в нем меду.

Выдрал он мед из дупла, наелся и пошел дальше. Идет, а тут вскоре и другая липа перевязанная с пчелиным дуплом. Выдрал он мед и из этого дупла.

Долго ли, коротко ли шел он, наконец дошел до избушки, где жил тот колдун. Постучался - никто не открывает: нету хозяина дома. Сел лентяй и сидит. Вдруг видит - перед самым носом у него липа с дуплом. Привык лентяй чужых пчел выдирать, и тут не удержался. Только начал он драть мед да за обе щеки уплетать, глядь - и хозяин идет. Посмотрел колдун на лентяя, покачал головой и говорит:

Колдун: - ну, человече, за такую злую работу будешь ты отныне только то и делать, что пчел драть.

Автор: И обратил колдун этого лентяя в медведя.

Вот откуда и взялся медведь. А кто не верит тому - пусть поймает медведя да сам спросит у него, так ли было оно на самом деле, как в сказке сказано.

Первый ведущий: Медведю посвящены не только сказки, пословицы, поговорки, но и песни.

Дети поют песню «Почему медведь зимой спит»

Музыка Льва Книппера
Слова Александра Коваленкова

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик -
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.


Внеклассное мероприятие «День медведя»



Второй ведущий: Охота на медведя считалась одной из самых серьезных. Представление об опасности для жизни и сложности медвежьей охоты, легла в основу некоторых пословиц.

Первый ученик: Силен медведь, да воли ему нет.

Второй ученик: Медведь лапу сосет, да всю зиму сыт живет.

Третий ученик: Где медведь, там и шкура

Четвертый ученик: Не прав медведь, что корову зарезал, не права и корова, что в лес пошла.

Пятый ученик: Шилом медведя не одолеешь.

Шестой ученик: Не убив медведя, шкуры не продают.

Первый ведущий: Широко используется в детской среде обыгрывание темы поимки медведя, чтобы посмеяться над хвастуном. Среди ребятишек была популярна такая шутка - дразнилка:

« - Медведя поймал! - Веди сюда! - Да нейдет! - Так сам иди! - Да не пускает!»

(Дети инсценируют шутку - дразнилку.)

Второй ведущий: обращается к зрителям.

- А какие вы знаете загадки о медведе?

Первый ведущий: Мы привыкли к тому, что медведь косолапый, неуклюжий. Но на самом деле он очень быстрый и ловкий. Наверное, поэтому появилась в народе детская игра «Берегись медведя!»

Описание игры: медведю завязывают глаза. Дети (3-5 человек) берут колокольчики. Медведь должен по звуку колокольчика поймать играющих. Кто пойман - выходит из игры.

(игра проводится со зрителями)

Второй ведущий: Многие моменты народного календаря связаны с поведением медведя.

- На Спиридона - солнцеворота (25 декабря) медведь в берлоге на другой бок поворачивается, зима на мороз, а солнышко - на лето.

- На Благовещенье (7 апреля) он встает из берлоги.

- В Древней Руси до христианства существовал праздник пробуждающего медведя под названием «Комоедица», который отмечался 24 марта.

Первый ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. Мы надеемся, что вы узнали много нового, интересного, познавательного.



Список использованных источников и литературы

  1. Книга: Фразеологизмы в русской речи А. М. Мелерович, В. М. Мокиенко., 2005

  2. Энциклопедия «Русские мифологии» М, 2007

  3. «Славянский календарь» Андрея Тюняева

  4. Русское культурное пространствие лингвокультурологический словарь

М, 2004

  1. Русская мифология. Народные верования



© 2010-2022