- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку на тему Правописание ча-ща, чу-щу. (1 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему Правописание ча-ща, чу-щу. (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Екатеринчева М.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА -ЩА, ЧУ - ЩУ»
Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Задачи.
Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.
Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Планируемые результаты
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
- сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,
- картинки животных,
- текст загадок,
- ребусы,
- толковый словарь С. И. Ожегова,
- карточки для индивидуальной работы,
- звук: стук дятла.
Ход урока
1. Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).
Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).
Психологический настрой.
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают руками головки)
Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (учитель ходит и гладит по головкам детей)
С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки ( дети поднимают руки тянутся вверх)
Стебелек растет (дети подтягиваются, расправляют плечики)
И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки)
Цветок хорошеет (улыбаются)
Он тянется к свету, к солнцу.
-Ребята, как цветы тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите много знать?
Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.
- Руки? - На месте!
- Ноги? - На месте!
- Локти? - У края.
- Спинка? - Прямая.
2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).
Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?
Ученик. ЖИ - ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.
Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.
Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве…
Дети. Ч
Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?
Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.
Учитель. Отгадаем вторую загадку.
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща-
От леща осталась…
Дети. Щ (ща).
Учитель. Что вы знаете о букве щ?
Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.
Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .
Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?
Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.
Оформление тетрадей.
-Какой сегодня день недели? Скажите, какое сегодня число? Запишите число. В классе. Какие орфограммы в этом слове? Всем, кто будет писать грамотно, красиво, я буду очень благодарна.
- Продолжаем работу.
Минута чистописания.
Учитель. А теперь вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.
Слайд 2-3
На интерактивной доске правописание букв .
Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:
Чч Ччч
Щщ Щщщ
3.Самоопределение к деятельности.
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )
Учитель. Ребята, посмотрите на доску.
Слайд 4-5 (Ребусы)
Какое задание можете предложить?
Ученик. Разгадать ребусы.
Учитель. Попробуем их разгадать.
Ученик. Чашка, щука.
Учитель. Что можете сказать о написании этих слов? Слайд 6
Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.
Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?
Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.
Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча - ща, чу - щу.
Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?
Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча - ща, чу -щу.
Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.
Дети. ЧА -ЩА пиши с буквой А.
ЧУ - ЩУ пиши с буквой У.
Слайд 7 (картинки животных)
На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.
Учитель. Кто изображён на картинках?
Ученик. Животные.
Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?
Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.
4. Применение и добывание знаний. Работа в парах
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).
Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы. (вспомнить работу в парах). - Давайте вспомним правила сотрудничества:
- Слушать друг друга;
- Уметь уступать;
- Уметь договариваться;
На какие группы у вас получилось разбить слова?
Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.
Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.
Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей. Что общего у всех слов?
Ученик. Все слова предметы во множественном числе.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?
Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.
Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу. (проверяем на слайде 8)
Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.
5. Физкультминутка.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.
Жи-жи-жи - летают в городе …(стрижи).
Ши-ши-ши - маршируют … (малыши).
Ча-ча-ча - прискакала … (саранча).
Чу-чу-чу - молоточком я … (стучу).
Ща-ща-ща - я в реке поймал ... (леща).
Щу-щу-щу - в небо птицу … (отпущу).
Слайд 9
На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.
Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что - то спрятано.
Ученик. В них спрятались слоги.
Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?
Ученик. Составить из слогов слова.
Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила. (в тетрадке и у доски с комментированием, вспомним правила переноса слов): чайник,чайка, щука, качу (лишнее слово), чулок, щавель.
Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?
Ученик. Это такая трава.
Ученик. Это кислое растение.
Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?
Ученик. В толковом словаре.
Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?
Ученик читает значение слова в словаре.
Ученик. Щавель - травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.
Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение.
Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?
Слайд 10 ( ЩАВЕЛЬ)
Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.
Ученик. Маша сорвала щавель.
Ученик. Из щавеля сварили щи.
Ученик. В огороде растёт щавель.
Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?
Ученик. Мне последнее.
Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?
Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.
Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 11 (схема)
Что же это за задание?
Ученик. Найти главные слова в предложении.
Учитель. Выполните работу самостоятельно.
Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?
Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.
Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.
Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.
Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?
Дети. Да, конечно.
6. Физкультминутка для глаз
Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.
Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.
Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).
Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…
Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.
А как называется такой лес?
Ученик. Чаща.
Слайд 12
Учитель. В нашей чаще тихо и только кто -то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.
На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.
Кто же этот невидимка?
Ученик. Дятел.
Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?
Ученик. Дятлы стучат по деревьям.
Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».
Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?
Ученик. Они ищут пищу.
Учитель. Запишите предложение.
Какие правила подчеркнём?
Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.
Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?
Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».
Что понадобится для этой игры?
Ученик. Веер букв.
7. Контроль и самоконтроль полученных знаний
Дидактическая задача: Проверить полученные знания.
Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).
На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Проверяем.
Слова на экране слайд 13-14
Ч…йка уш… скач…
уж…н щ…ка тащ…
дач… рощ… кач…ет
Учитель. Вставить пропущенные буквы. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?
Учитель. Это слова действия.
Учитель. Какое слово «лишнее»?
Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.
8. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.
Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Игра «Волшебное небо»
На волшебном небе живут два солнышка. Одно с буквой А, другое - с У. Тот, кто знает правило, выберет солнышко с нужной буквой. Небо улыбнется и согреет теплом. Если солнце будет выбрано с другой буквой, то небо рассердится и обольет дождем.
(плакат с нарисованными солнышками и написанными словами)-2человека у доски.
Учитель. -Давайте повторим, над какой темой сегодня мы работали?
- Какая цель была перед нами в начале урока?
Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча - ща, чу - щу.
Учитель. Предлагаю дополнить предложения.
ЧА - ЩА пиши с буквой …
ЧУ - ЩУ пиши с буквой …
- Какое правило получилось? Слайд 15
9. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
- Что у вас получилось лучше всего? - Удалось ли выполнить все задания? - В чём испытывали затруднения?
Слайд 16
На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.
Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.
- Поскольку урок у нас сегодня необычный, то я хочу, чтобы он остался у вас в памяти светлым, хорошим уроком. И поэтому, хочу подарить вам лучики своего хорошего настроения. Посмотрите на них, они непростые. Там есть задания. Выполните и потом вы сохраните их в своих папках - портфолио.
Учитель. Урок окончен.
Урок обучения грамоте
(послебукварный период) в 1 классе по теме:
«Правописание ЧА -ЩА, ЧУ - ЩУ»
Учитель начальных классов: Екатеринчева Маргарита Викторовна.
2015уч.год
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .