- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Тундра
Конспект урока по окружающему миру на тему Тундра
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Авраменко Л.Ф. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра»
Учитель: Авраменко Лариса Федоровна
Класс: 4
УМК «Начальная школа 21 века» автор учебника Н.Ф. Виноградова
Цели:
-
формировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
-
познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
-
формировать умение пользоваться дополнительной литературой
-
развивать речь, мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; аргументировать свою точку зрения
-
развивать культуру поведения, умение работать в парах
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
-
презентация;
-
карта «Природные зоны России»;
-
рисунки и фото растительного и животного мира тундры;
-
карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
Тест "Арктика"
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия; б) комфортные условия.
4. В ледяной зоне растут…
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли-рачки-рыбы-гагарки-белый медведь;
б) водоросли-рачки-сайки-тюлени.
7. Арктический заповедник расположен…
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля.
8. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) "птичьи рынки"; б) "птичьи базары".
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары".
3. Сообщение темы урока и целей урока
- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих - неизвестность и очарование таинственностью.
- А мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России
- Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях многое можно узнать.
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас-
И опять в экспедицию отправляется класс.
- Название следующей природной зоны вы узнаете составив слово из букв АРНДУТ
- так какова тема нашего урока?
4.
Слово «тундра» произошло от финского слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.
- Какие задачи ? Тундра
Местоположение Климат Деятельность человека Животный мир Растительный мир Оцените свои знания по этой теме на лестнице знаний (на какой ступеньке вы находитесь на этом этапе) - Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи (4 группы - на столах выставлены таблички с названиями групп), которые побывают в тундре в составе научно - исследовательских экспедиций. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, выполнить задания и заполнить кластер. (Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы) Работа по группам. Каждая группа получает свое задание на листике, а затем его представляет. (Учащиеся используют учебник с. 11-16 Н. Ф. Виноградовой, энциклопедии, гербарий). Дополняется кластер. «Синоптики»: Изучить природные условия тундры и рассказать по плану: поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета. «Ботаники»: Изучить растительность тундры, назвать основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к природным условиям. «Зоологи»: Изучить животный мир тундры, назвать основных представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).
«Экологи»: Рассказать о деятельности человека в тундре; указать экологические проблемы, возникшие в тундре в результате деятельности человека. Проверка работы в группах.
- И сейчас мы предоставляем слово нашему Гидрометцентру. Группа «Синоптиков». Рассказ синоптиков.
Тундра отличается очень суровым климатом. Зима продолжительная (8-9 месяцев) и холодная (до−50° С). В середине зимы примерно 2 месяца длится Полярная ночь. Лето бывает 2 месяца. Но растения получают много света (солнце не заходит в течение нескольких месяцев); они быстро распускают листья, цветут и дают семена. Температура редко поднимается выше +10 °С, и заморозки могут ударить в любой момент. Случается, правда, и жара +30, но это исключение. Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. К тому же в тундре много болот. С высоких мест снег сдувается, и почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять. Поэтому в тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Дождей мало, гроз и сильных ливней, как правило, не бывает, но всё равно очень сыро из-за частой мороси, низких облаков и тумана с промозглым ветром.
Группа «Ботаников». Слово ботаникам(Показ гербария видов растений) - Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.
Лесов в тундре нет. Его росту мешают три основные причины - холодное и непродолжительное лето, сильные ветры и высокая влажность воздуха. К тому же в тундре много болот. С высоких мест снег сдувается, и почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять. Поэтому в тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Это тоже не способствует развитию древесной растительности. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Мох ягель - пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики Голубика - невысокий тундровый кустарник. Плоды голубики- синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. Морошка. - ближайший родственник малины . Плоды состоят из нескольких маленьких сочных плодиков, сросшихся между собой в одно целое. Брусника - вечнозеленый кустарник с зимующими листьями. Листья её сохраняются на побегах 2-3 года, несколько раз перезимовывают под снегом. Ягоды красного цвета, округлой формы, зимующие. Ими любят полакомиться птицы и звери перед зимовкой или перелетом на юг. Живёт долго, до 300 лет. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Все растения низкорослые. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Большинство тундровых растений - вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Вывод: Слайд «Особенности растений» (на доске составляется кластер)
- карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;
- их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,
- растения стелятся по земле, образуя подушки;
- корни расположены близко к поверхности;
- короткий период цветения и созревания плодов;
- яркая окраска цветов, привлекает насекомых;
- растения многолетние.
- короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота
Физминутка.
Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою - не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место) Группа «Зоологов». Слово предоставляется зоологам. Животный мир Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоемах тундры, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений) Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка - травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц - подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами - для добычи ягеля из-под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет. Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта). Вывод: Слайд «Особенности животных» (на доске составляется кластер)
- Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время - летом - сменяется на пёструю.
- Накопление слоя подкожного жира.
- Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.
- Утепление конечностей на зиму: у песцов -тёплые стельки, у птиц опушение ног.
- Зимняя спячка.
- Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру).
Страничка экологии. Слово предоставляется «экологам».
Население и его занятость
Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину - состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Ездят люди на оленьих упряжках. В недрах тундры найдены огромные богатства - нефть, уголь, железная руда, каменная соль, золото и др.
Экологические проблемы. Основное занятие населения тундры - оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых - нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:
- нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
- местность загрязняется нефтью во время её добычи;
- незаконная охота - браконьерство;
- оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!"
Вывод: Деятельность человека в тундре:
- ОЛЕНЕВОДСТВО
- ОХОТА
- РЫБОЛОВСТВО
- ДОБЫЧА НЕФТИ и ГАЗА
- Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники
- белый журавль или стерх;
- малый или тундровый лебедь;
- краснозобая казарка, кречет;
Южнее какой зоны и вдоль берегов, каких морей протянулась зона тундры?
Какая зима в тундре?
Какое лето?
С чем связаны суровые условия тундры?
На сколько оттаивает поверхность тундры за лето?
Почему в тундре много болот и озёр?
Назовите растения тундры.
Как животные тундры приспособились к суровым условиям?
Чем занимается коренное население тундры?
Поиски каких полезных ископаемых ведутся в тундре?
Какой вред наносит человек своей деятельностью?
Какие меры принимает человек для сохранения природы? - Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом! V. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Итак, мы познакомились с удивительным краем - тундрой. Вы молодцы! Вернитесь к лестнице знаний и отметьте где теперь вы стоите, на какой ступени. С задачей урока справились. Что особенно понравилось? Что удивило, что узнали?